Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности метода






Введение

Метод " Пять почему" применяется в различных областях человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска первопричин их возникновения.

Суть метода в последовательном выяснении причин возникновения проблемы путем ответа на вопрос " почему? " возникло то или иное затруднение. Это достаточно эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении " Почему? ", мы постепенно раскрываем всю цепь связанных между собой факторов, оказывающих влияние на существование проблемы.

 

Механизм метода «Пять почему»

Механизм метода довольно прост:

1. Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.

2. Прийти сформулировать рассматриваемую проблему.

3. При поиске решения следует начинать " сверху", с конечного результата (проблемы) и идти " вниз", в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.

4. Ответ записать под проблемой.

5. Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос " Почему? " и новый ответ записать ниже.

6. Вопрос " Почему? " необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.

7. Если ответ решает проблему, принимается решение, использующее ответ.

 

 

Особенности метода

Отдавая должное интересу, проявляемому к принципу " Пять почему? ", следует отметить, что данный прием не является новым. Начиная с самого детства, для выяснения чего-то непонятного мы постоянно задаем вопрос " Почему? ".

Истоки использования вопроса " Почему? " для анализа проблемы и поиска первопричины ее возникновения находят в наследии философов IV-III веков до нашей эры. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции, используемой в логике для любого доказательства, принято считать Сократа.

Однако первым, предложившим для сокращения или ликвидации издержек и увеличения производительности использовать принцип " Пять почему? ", который получил популярность в 70-х годах ХХ века благодаря производственной системе Тойота (TPS), стал Сакити Тоёда. Цифра " пять" условна. В действительности можно обнаружить, что вопрос задать придется меньше или больше пяти раз, выстраивая логическую цепочку, прежде чем установить первопричину проблемы. Поиск ответов на вопросы, входящие в логическую цепочку, позволяет структурировать исследовательскую ситуацию, т. е. выработать методику эффективного анализа рассматриваемой проблемы.

Дополнительная информация:

1. Процесс выявления, анализа и уяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.

2. Для получения полной и точной информации необходимо правильно формулировать вопросы.

3. Принцип " Пять почему? " может быть использован как самостоятельно, так и в качестве составной части различных методов решения широкого круга задач и проблем в различных областях повседневной жизни и деятельности. Например, вопрос " Почему? " применяется в рамках функционально-стоимостного анализа концепции " Шесть сигм", причинно-следственной диаграммы, метода контрольных вопросов и т. д.

4. Принцип " Пять почему? " наиболее полезен при решении проблем, связанных с человеческим фактором и межличностными отношениями.

5. Данный подход не всегда направляет исследователей по пути, способствующему установлению причины проблем, поскольку не имеет встроенных экспертных знаний и обычно обеспечивает только получение мнений о том, почему существует проблема.

6. Поскольку задать вопрос " Почему? " просто, людям нравится использование приема " Пять почему? ". Однако просто задавая вопрос " Почему? ", вы не получите того, что выше ваших знаний. " Сложные проблемы не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали". (А. Эйнштейн).

7. Для выполнения работ и получения эффективных решений целесообразно использовать компьютер со встроенной базой знаний.

8. Принцип " Пять почему? " целесообразно использовать совместно с причинно-следственной диаграммой (диаграммой Исикавы).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.