Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия, задачи дисциплины






 

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение». В разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. В Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция – результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи) не должны быть продукцией. Но в соответствии с ГОСТом Р ИСО 9000-2001, «продукция определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2.). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее понятие:

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности:

→ во-первых, она должна быть произведена;

→ во вторых, она должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то

нужна).

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, – продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар – объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, программное обеспечение, информация). Товар – сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины – товароведения.

Научные основы товароведения базируются на знании фундаментальных дисциплин – химии, физики, биологии, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний. Это составляет одну из основных задач товароведения.

Товароведение – наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскритского veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.

Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познание и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели «Товароведение» как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

1. четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;

2. установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

3. систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

4. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

5. управление ассортиментом организации;

6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

7. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

8. выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета, формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

11. установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

12. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

13. товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и менеджеров. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово хозяйственной деятельности, управления производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

М.А. Николаева «теоретические основы товароведения», 2006. стр. 2 – 10

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.