Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и перспективы общественного развития.






Возникновение общества. История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирование у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человека общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, который является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

Природная среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история человечества - это две главы одного романа”- Герцен. Общество является частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической Среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географической средой? Нет. качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосферы сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера таким образом новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразования воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамики равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамики равновесия системы общество-природа. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно.


 

18 Философская антропология. Человек как проблема философии.

Уже на первых этапах мирового философского развития в древней китайской, индийской, греческой философии вопрос о природе человека, его происхождении, месте в мире занимал значительное место. При этом человек мыслился как составная часть единого сверхмерного порядка, космоса. Сам человек рассматривался как микрокосм, отображение и символ Вселенной. В древнегреческой философии несмотря на аморфность космологических установок и вопреки им оформились подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблематики.

Сократ непосредственно обращается к человеку к его внутренней жизни призванию и жизненному пути. Учение о чел душе разуме занимает центр место в его философии, а самопознание человека выступает главной целью философии. Его творчество - начало философско-этической традиции рассмотрения человека Задача человека - стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины

Платон стоит на позиции дуализма души и тела. Душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. В единстве и противоположности души и тела заключен человеческое существования.

Человек в философии христианского СредневековьяПостановка и развитие философского понимания человека в христианском Средневековье отмечены воздействием христианского Мировоззрения. Утверждение философско-христианских предпосылок позволило окончательно преодолеть космолог-натуралистические методологические установки в изучении человека. Потенциал христианских методологических установок в рассмотрении человека был достаточно ориентирован на признание его вторичности, зависимости от Бога. Человек имеет предел выше которого значение и роль человека простираться не могли, Этот предел Бог по сравнению с которым человек всегда подчиненная величина. Религиозно-философский взгляд задает и высокую шкалу измерения оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Эта шкала – Бог - эталон созидания и добродетели.

Человек в философии Возрождения и Нового времени Наступление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих возможностей. Бог ставит человека в самом центре Космоса, делая его судьей мудрости, величия и красоты. Человек составляет особый четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами. Чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес. Развитием научного потенциала общество открыло путь к рациональному истолкованию человека его сущности. С именем Канта связано становление одной из первых в истории философии программ. Исходя из понимания человека как существа, принадлежащего к 2 мирам - природной необходимости и нравственной свободы, он разграничивает антропологию в”физиологическом” и ”прагматическом” отношении,

Человек - это индивид. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека.; 2)Натуралистическое (биологич.) понимание человека. 3)Сущностное понимание человека. 4)Целостное понимание человек - развитая индивидуальность - многообразие социальных качеств.

Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели считал, что желания человека ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Маркс, последователь Гегеля разделял многие установки немецкой классической школы. В пролетариате он видел класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других групп общества. Фундаментальным отчуждением для всякого человека, по Марксу, является экологическое отчуждение, или отчуждённый труд. Отчуждённый труд (труд по принуждению, подневольный) Сам человек — природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь деятельный контакт с природой, в котором главное — труд

Итог в современном понимании

1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Ч-к обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении


19.Проблема происхождения Ф. (Индия Китай Греция)

Мифология-предпосылка Ф.Мифология (предание, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. М. – результат духовной потребности человека понять мир и явления природы. В результате созерцания того, что происходит в мире, человек начинает мыслить и анализировать.Мифы посвящены: 1.космическим темам (вопросы, происхождении, устройстве мира).2.происхождению людей.черты мифологического мировоззрения:

синкретизм – абсолютная слитность образа вещи и самой вещи. Отсутствие абстракции

гилозоизм – способность одушевлять материю на различных уровнях ее существования.

антропоморфизм – перенос свойств и черт человека на богов, природу.

поиск ответов на коренные вопросы всякого мировоззрения продолжила философия.Философия означает буквально «любовь к мудрости». В отличие от мифологии, философия ориентируется на рациональное объяснение мираРождение философии было составной частью великого культурного переворота в Древней Греции 8-5 вв до н.э. Слово «философия» было синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философия стремилась не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе.Причины возникновения: 1. социально-экономическая (переход от меди к железу) 2. товарно-ден. отнош. 3. ослабление родоплеменных связей 4. первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Философии назывался " эпохой брожения умов". Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Основные философские школы: аджика (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Для древнеиндийской школы характерны: 1. внимание к вопросу поиска сущности человека и окружающего мира 2. признание тождества между микро- и макрокосмосом 3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень состоит из жизненного я, уровень состоящий из сознания. Состояние обобщающее в себе все три уровня - " атман". В качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В Китай процесс зарождения Философии называется " эпохой борющихся царств". Первые философы бродяги критиковали мифологию. Философы Конфуций и Лао-дзы. Принцип янь и инь олицетворяют 2 взаимодополняющих начала (мужское и женское). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос.Конфуцианство: Система взглядов: Учение Конфуция сосредоточено на человеке.«Небо» - не только часть природы, но и высшая духовная сила, которая определяет саму природу человека. Цель – достижение уровня благородного мужа по воспитанию: гуманностью, человеколюбием, музыке – лучшему средству изменения плохих нравов, этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Греция.Расцвет приходится на время существования 6 классических школ (Милетская школа: Фалес, ГЕРАКЛИТ, школа Пифагора, древние Эллеады, Сократ, Платон, Аристотель).Рассвет греческой культуры, которая заслуженно считается колыбелью европейской цивилизации, пришелся на 6-4 вв до н.э. Греческие философы стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались разобраться в природе бытия – вещественно оно или духовно? В их взглядах на природу было много наивного т. к. научного эксперимента еще не было. Диалог был естественной формой мышления. Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщение в мифологии и религии. А значит, мифологию и религию можно рассматривать как предшественников Миф – это не первоначальная форма знаний, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф обычно совмещает в себе 2 аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). С помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Философия (любовь к мудрости) зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в Древней Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки выделена Платоном. Сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превращалась в систему общих знаний о мире, имела задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Формировались разделы философии: онтология (о бытии и его сущности), гносеология (о познании) - основные вопросы; логика (о мышлении, его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальная философия (о человеке и обществе), история философии (зарождение, становление, развитие философской мысли).Проблемы философии: космоцентризмом, антропоцентризм, средневековье: теоцентризм, Новое время: проблемы познания, научных методов, общественного устройства. Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным - формирование основного вопроса философии


 

20. Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.

Главным вопросом древнегреческой Философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией. Если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло. В латинском языке – субстанция – это то, из чего все возникает.Фалес, Клеобул, Питтак., их занимала проблема правильного, нравственного и разумного поведения человека. И в основе их воззрения лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало счастье и преуспевание людям. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии. Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен- многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника – изначальной стихии, первоначала – архэ. По мнению Фалеса, архэ – вода. Полагал, что душа разлита во всем сущем. Рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Бога называл универсальным интеллектом: бог есть разум мира. Анаксимандр расширил понятие всего сущего до понятия апейрон – вневременная, беспредельная субстанция. Предметы и люди, порождаемые из нее, не вечны. Они смертны и подвержены разрушению. Это объяснялось тем, что апейрон мстит своим созданиям за то, что они, возникнув, приобретают предел. Апейрон недоступен чувственному восприятию, но постижим разумом. Анаксимен считал образ беспредельного слишком абстрактным. Поэтому для него архэ – воздух, дающий жизнь всему живому. Благодаря воздуху возможна жизнь. Разреженный воздух превращается в огонь, сгущенный – в воду, землю, камень. Душа тоже состоит из воздуха.он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.Философия Милетской школы – рационализация мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В ч-ке милетцы усматривали прежде всего природное, выводя его из природных стихий. Пытались впервые дать целостноую картину мира. Их ф-фия носила стихийный характер, т.к. рассматривали мир в непрерывном движении и изменении. Гераклит Все движется и ничего не покоится. Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Гераклит: борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется их общая для обеих противоположностей тождественная основа.. «Бог есть тождественная основа всех переходов: он есть и день, и ночь, и зима, и лето, и т.д. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех вещей. Гераклит материалист: все составилось из огня и в огонь все разрешается. Все изменения у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – Логос (слово, разум, закон). Всегда все совершается по Логосу.Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными Диалектический материализм. Его рассуждения называют диалектическими, т.к. они отражают фундаментальную противоположность бытия: бытие вещи в одном качестве есть ее небытие в другом.Все существующие вещи возникли из материального первоначала – огня. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. " Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал ни какой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.Душа – огненное дыхание. Души бывают низкие (влажные) и высокие (сухие). Они могут превращаться друг в друга, но душа, закрытая для космического огня, останется влажной.Гераклит – основоположник гносеологии. Первым различил чувственное и рациональное познание. Считал, что познание начинается с чувств, но должно обрабатываться разумом. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, " оттого, что никогда не заходит". Однако, считает Гераклит, большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум


 

21. Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке.

Пифагор придавал большое значение числу. Он является основателем математики как научной дисциплины. Его философские взгляды в значительной мере обусловлены математическим представлением. В числах пифагорейцы видели начала всех вещей. Объекты мысли более реальны, чем объекты чувств познания. Получается, существует мир, который доступен интеллекту, но недоступен чувству. Он был первым, кто обозначил космос как порядок, который устанавливается числом. Этот порядок доступен разуму. Процесс познан мира – процесс познания управляющих им чисел. Единица – основа всего ряда чисел. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям — гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) — это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка — образ четырех элементов природы.Все вещи состоят из противоположностей — чет нечет, предел беспредельное, Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение — предел и беспредельное. Предел — огонь, беспредельное — воздух. (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.Пифагор впервые поставил вопроc о значении количественной стороны окружающего мира. Основа всех чисел - еди­ница, которая рассматривается как четно-нечетное число. Ноль они не знали.Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества Его учение о бес­смертии души(и ее перевоплощении)строится на принципах полной подчиненности человека богам.Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой форме соединение ин-ма с метафизическим способом мышления(одностороннее, абстрактное, эклектичное) У Пифагора нет абстракции чисел. Изобретение самого термина «философия» приписывается Пифагору.нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. После Богов следует почитать правителей, родителей, старших, а также закон. Пифагор впервые употребил слово «космос» в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания, и важную сторону – упорядоченность, симметрию, а значит и красоту. Пифагорейцы исходили из того, что «порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны, но красота макрокосмоса – Вселенной, считали Пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный прекрасно устроенный образ жизни, то есть. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Космогонию пифагорейцев можно описать: мир, слагающийся из предела и беспредельного есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и «вдыхающая» ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь мира и природы. Далее идут Противо Земля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противо Земля введена как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточное вращение вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений происхождением Луны междуд Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной. Философия числа: числа трактовались как сущности, принципы и причины


 

22. Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 вв до нэ центр духовного развития перемещается в Южную Италию. (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – вода, воздух, земля, огонь, - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. Ксенофан Он выступал против антропоморфизма: высмеивал богов в человеческом виде. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Он полагал, что Земля появилась из моря, доказывая это тем, что в горах находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.Ксенофан стоял во главе монотеистов и скептиков. «Ничего нельзя знать достоверно».Он разделил виды знания на знание по мнению (видимость, не истинное знание) и знания по истине. Бог – единое, центр бытия, само бытие, недвижимое. Под Единым Богом он не имел в виду бога, отделенного от мира. Бог не тело, а мысль.В теории познания можно отнести к сторонникам рационализма, так как по сути отрицал значение чувственного познания, считал, что чувственная данность – мир явлений, которые есть видимость. Познать сущность мира можно только мыслью. Парменид он провозглашает главенствующую роль разума в познании. Вслед за Ксенофаном он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанном на чувствах, которые дают лишь видимость вещей. Центральной идеей Парменида является соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-либо, так как без сущего, о котором оно высказывается мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем, и вы убедитесь, что это невозможно. Бытие не возникло, оно непреходяще. Нет пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Тем самым он разграничил изменчивый мир, данный нам в восприятии, и мир единого и неподвижного бытия, открывающийся мышлению. Только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать. Мыслимо только сущее. Бытие – то, что охватывается мыслью. Поэтому думать=быть. Парменид связывал духовный мир ч-ка с положением ч-ка и уровнем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мироздании в Боге. Гносеология строится на том, что истина доступна только размышляя. Разум, управляя чувствами, может достичь истины. Различает понятия мнение и истина. Элейцы считаютсяся родоначальникамими рационализма, первыми подошли к понятийному отражению действительности. Противопоставлению разум и чувства.Мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Знающий бытие - знает истину. Так Парменид пришел к парадоксальным выводам: 1) наблюдение, опирающееся на внешние чувства, показывает множественность вещей окружающего нас мира. Парменид же отрицает реальность множественности; 2) для чувств все вещи, находящиеся в мире, представляются непрерывно движущимися, изменяющимися: возникающими и погибающими. Парменид утверждает, что это иллюзия чувств. Истинная картина мира открывается только умом. Она состоит в том, что мир не знает ни возникновения, ни гибели, Мир вечен, неизменен и неподвижен; 3) пространство, отделенное от тел, от вещества невозможно. Зенон – представитель субъект диалектики, считал, что существует только то, что можно доказать логически. 40 апорий (неразрешенных затруднений). «Стрела» – движущееся тело не движущееся ни в том месте, где есть, ни там, где его нет, понятие движения – мнение, видимость, а не реальность. «Черепаха» – движение не истинно, самое быстрое никогда не догонит самое истинное. Его рассуждения сыграли большую роль в развитии теоретического мышления. Элеаты стали первыми серьезно анализировать мир человеческой мысли.В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектикиЗенон принимает – условно – 1 – что пространство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества; 2 – что мыслимо существование множества вещей, и 3 – что может быть мыслимо движение


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.