Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.






В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит). Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1 бытие вещей и процессов; 2 бытие человека; 3 бытие духовного, идеального; 4 бытие социального, общественного. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, вкл в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию " социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, вклв мир природных тел, т.е. представляет собой единство " духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира: 1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие). Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положит-е содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в. предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О.» («трансцендентная О.» Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимод-ий на уровне объективн и субъективн реальности


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.