Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как написать эссе по обществознанию

ЭССЕ - фр. Essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк

Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,

трактующее частную тему и представляющее попытку передать

индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе

с нею связанные.

(Краткая литературная энциклопедия)

Жанр философской, литературно-критической, историко-

биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто

индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто

парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

(Большой энциклопедический словарь)

Предлагаем рекомендации для написания эссе по обществознанию, кото­рые могут помочь эффективному освоению данного вида деятельности школь­никами и учителями.

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик.

ШАГ 1. Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик Неко­торые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практиче­ски без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышле­ния. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкре­тизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.
ШАГ 2. Ответить устно на вопросы:  
1. Какую выбрать тему?   Пример Тема: «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) Например: Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия)
2. Имею ли я хорошие знания по той науке, к которой относится тема?    
3. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор?   Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. Автор утверждает, что в жизни не только материальные потребности важны для человека.
4. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема?   Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.   Речь идет о проблеме противоречивости материальных и духов­ных потребностей человека.
5. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? Я полностью согласен с данным высказыванием.   Я полностью согласен с данным высказыванием.
6. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения?   Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… Термины: материальные потребности, духовные потребности, потребности, Теория потребностей
7. Какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта в поддержку своей позиции? Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг. Примеры: Жизнь и творчество русских художников 19 века, Подвижничество Варлаама Хутынского и др. святых
8. Какая фраза, мысль, цитата станут заключением в работе?   Заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступ­ление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоре­чия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.    
9. Вспомнить, какова должна быть структура эссе?   Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или быто­вого характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жиз­ненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут пере­грузить все же «маленький» жанр. Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вы­вод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении про­блему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.
ШАГ 3. Приступить к написанию работы на черновике.
ШАГ 4. Проверить соблюдены ли требования к эссе и переписать на чистовик.

 

Подсказки:

· Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов ком­позиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен крас­ной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

· При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое ка­чество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, про­стых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в пред­ложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совер­шенствуешь себя!

· Эссе обязательно должно быть «эмоционально заряже­но», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

· Приветствуются следующие дополнительные аргументы:

• Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии).

• Имена его предшественников, последователей или научных противников.

• Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

• Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

• Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как вам посчастливилось принять участие в Универсиаде? | Раздолжнитель – пакет услуг по финансовому оздоровлению Заёмщика.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.