Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика и ее критерии

Проф. В.Е.Чабанов

Слово экономика произошло от греческого oikonomike и означает буквально «искусство управления домашним хозяйством». То есть первоначально под нею понималось только изучение способов рационального ведения личного хозяйства. В дальнейшем сферу экономики существенно расширили, придав ей всеобъемлющий характер. Так, уже Ж.Б.Сей в 1803 году полагал, что экономика «…учит, как формируется, распределяется и потребляется богатство». В современном определении, предложенном профессорами Массачусетского технологического института С.Фишером, Р.Дорнбушем и Р.Шмалензи («Экономика», изд. «Дело», 1993 г.) утверждается, что «Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить».

В данных определениях отображены все противоречия капиталистической формации. Действительно, в ней экономика призвана организовать рыночное обеспечение потребителей и установить способы повышения доходности всякой предпринимательской деятельности. И в такой конкретности заключена ее сила. В результате экономика стала мощным инструментом стимулирования наиболее предприимчивой части населения, явившейся локомотивом современного прогресса.

С другой стороны, это же отстранило наиболее массовые слои населения от результатов их труда, превратило их из активных субъектов жизнедеятельности в пассивные объекты бизнеса. Экономика стала в большей мере служить целям узкого класса предпринимателей, а не всего общества в целом. Это разъединило людей, сделало экономику ограниченной, чисто прикладной, конъюнктурной. Выработанные ею рекомендации оказалась завязанными преимущественно на извлечение прибыли, а поэтому она утратила масштабность, фундаментальность, стала ординарной экономикой бизнеса. Даже макроэкономика, в конечном итоге, в ней обслуживает только бизнес.

В такой экономике широко используется разделение труда, но слабо – его кооперация. Поэтому конкуренция как фактор саморегуляции приобрела доминирующее значение, а объединяющие людей цели, пути решения совместных проблем уже не вписываются в нее органически. Исполнение предприятиями общественных функций оказалось нивелированным, в результате экономически оправданной оказалась всякая деятельность, приносящая доход, в том числе криминальная. И последствия всего этого мы в полной мере ощутили, когда начали строить капиталистическую экономику у себя.

В СССР под экономикой понималась область знаний, занимающаяся изучением объективных закономерностей общественного строя, выработкой практических рекомендаций в области производства и распределения жизненных благ. Такое определение представляется более полным, однако и его трудно считать классическим. Действительно, в нем преимущественное внимание уделялось изучению специфики классовой борьбы в различных общественных формациях, а не путей повышения жизненного уровня населения. Использованию кооперации труда, а не его разделения, тому, как организовать работу общественного производства, а не всякого предприятия. Экономика в большей степени стала обслуживать общество, но не каждого человека в отдельности. В ней управление оказалось сверхцентрализованным, поэтому власть управляющей бюрократии возросла настолько, что она стала всеобъемлющей и вседавлеющей силой. Человек труда превратился в винтик производства, опекаемый (социальная защита человека труда в СССР до сих пор не имеет себе равных), но бесправный. И все это, в конечном итоге, явилось причиной состоявшегося краха социалистической экономики.

Понятно, что ни одна из указанных экономик не является оптимальной. В них не сочетаются гармонично разделение и кооперация труда, личное и общественное, экономически активное и пассивное. А поэтому хозяйственные успехи государств оказались существенно ниже, чем могли бы быть они при современных достижениях науки и человеческого интеллекта. И высокий жизненный уровень в странах так называемого «золотого миллиарда» не опровергает указанный вывод. В самом деле, эти государства потребляют более 70% всех мировых ресурсов и очевидно, что еще даже один такой «миллиард» Земля уже не выдержит.

Чтобы установить принципы построения гармоничной экономики, в которой отсутствуют отмеченные выше недостатки, расширим масштаб изучаемого явления. И это логично, поскольку истинное предназначение предмета можно установить только поместив его в более глобальную систему. А именно, рассмотрим общий характер взаимодействия человека с Природой в процессе его хозяйственной деятельности, как это показано на ниже приведенной схеме.

В ней отражено то объективное обстоятельство, что целью всякой экономической деятельности служит удовлетворение потребностей людей, общества в целом. В самом деле, «Потребление является единственной целью, единственным смыслом любого производства…» (Адам Смит, 1776 г.). Причем, здесь имеются в виду не только потребности витальные (жизненные), но и все остальные, т.е. социальные и духовные. Заметим, что использование иных целей производства, как пример, построение коммунизма, извлечение прибыли, дохода, решение каких-то эгоистических корпоративных или классовых задач, достижение локальных целей и др. допустимо, только если они не препятствуют реализации сформулированной главной цели экономики. При нарушении данного условия такие показатели замедляют прогресс, снижают коэффициент полезного действия человеческого труда, становятся источниками всевозможных общественных катаклизмов. Но это наблюдается повсеместно.

На схеме показано, что именно Земля (Природа) служит источником всех благ, а труд в различных своих формах способствует их извлечению. Для определения характера их взаимодействия разобьем производственный цикл на следующие основные блоки. Первоначально человеку приходится добывать ресурсы (в том числе выращивать, выкармливать, вылавливать их и т.д.). Далее, они перерабатываются (т.е. приобретают готовый к потреблению вид), распределяются (перевозятся, рекламируются, продаются и проч.), в том или ином качестве потребляются человеком. Причем, кроме последнего все остальные виды труда сами по себе не имеют смысла и только увеличение с их помощью выпуска предметов потребления оправдывает их существование.

Но очевидно, что только этим процесс изготовления предметов потребления не ограничивается. В самом деле, для эффективной работы всего описанного комплекса необходимы производственные факторы обеспечения. А именно, требуется развивать науку, которая повышает возможности пользования все большими благами Природы. Весь производственный цикл требуется обеспечивать энергией (энергетика). Нужно воспроизводить средства производства, т.е. строить машины и внедрять технологии (машиностроение). Необходимо осуществлять строительство производственных помещений, дорог и коммуникаций, развивать транспорт и средства связи. Все это требуется защищать (оборона). Скоординированная работа этого сложного организма возможна только с помощью денег (финансы), весь описанный процесс не может продуктивно работать без разумного управления. При этом должны осуществляться меры, способствующие сохранению ареала проживания человечества (экология).

Но и этого недостаточно. Сам человек не только является объектом обслуживания экономики, но и ее главной производительной силой, т.е. в эффективной экономике должны активно работать человеческие факторы обеспечения производства. К ним в первую очередь относится воспроизводство рабочей силы, без которого всякая хозяйственная деятельность теряет и базу, и смысл, воспитание рабочей силы, ее просвещение, культура и образование. Чтобы данная сила была высокопроизводительной, она должны быть крепкой и вести здоровый образ жизни (здравоохранение), заниматься физкультурой и спортом, должна быть правильно информированной. В отличии от неживых факторов труда, человеку требуется обеспечивать отдых, полезный досуг. Необходимо расширять границы человеческих представлений, лечить душу человека, повышать его нравственность, гуманность (религия) и т.д.

Характер функционирования указанной системы разделения и кооперации общественного труда определяется развитием производительных сил, но очевидно, что без всех перечисленных факторов ни эффективная работа, ни нормальная жизнедеятельность людей в современных условиях невозможны. Так, неудовлетворительная работа машиностроения точно так же сказывается на результатах затрачиваемого обществом труда, как низкая квалификация, невысокая культура, нравственность или плохое здоровье рабочей силы. Причем, все виды труда сам по себе не имеют смысла и только в кооперации они – сила.

Поэтому проблема скоординированной работы всех звеньев разделенного общественного труда является первоочередной. Без этого весь указанный комплекс превращается в набор слабо завязанных друг на друга, преследующих только собственные интересы, конкурирующих друг с другом отраслей, предприятий, частных лиц. И тогда симфония экономики, которую призваны они исполнять, превращается в какофонию, вместо согласованных действий превалирует соперничество. В самом деле, басню Крылова «Лебедь, рак и щука» учили, притчу о венике знаем и тем не менее - экспериментируем. В результате проблема умножения общественных богатств нивелируется и вместо нее воплощается в жизнь ординарная задача их деления и экспроприации.

Очевидно, что все это и является главной причиной, препятствующей достижению высокой эффективности современного общественного производства. Поэтому экономика как наука призвана в первую очередь обеспечивать ликвидацию указанной дисгармонии, т.е. способствовать увеличению коэффициента полезного действия человеческого труда, а не обслуживанию каких-то классов, олигархов или групп, политических партий или движений.

Отсюда можно предложить следующую всеобъемлющую ее формулировку: экономика - это наука, изучающая способы повышения продуктивности общечеловеческого труда.

Но чтобы разрабатывать мероприятия, повышающие ее эффективность, прежде всего требуется установить единый показатель работы всей хозяйственной системы. Без него любые действия утрачивают общественный смысл. Они лишены общего содержания, становятся бессистемными, конъюнктурными. Причем, этот показатель должен быть универсальным, т.е. призван охватывать все кооперации, показанные на выше приведенной схеме, служить в них руководством к действию. Он обязан быть однозначным, не должен допускать противоречащих друг другу толкований, быть наглядным. Он должен служить компасом, показывающим правильное направление развития экономики, с которым можно сравнивать результаты любых действий. Только тогда появится ясность, что в экономике хорошо и что плохо, что следует делать и чего нужно избегать.

Очевидно, что соответствующим показателем не может служить какой-то индивидуальный или промежуточный результат (выработка электроэнергии, выплавка стали и т.д.). Им не может быть суммарная прибыль, получаемая предпринимателями вместе или каждым из них в отдельности. Такими качествами не обладают в полной мере и применяемые ныне общественные критерии (ВВП, ВНП, национальный доход и др.).

Единственным объективным показателем эффективности работы всей системы экономики как целого является достигаемый ею конечный результат, т.е. объем изготавливаемых ею предметов потребления. Именно он характеризует коэффициент полезного действия общественного труда, измеряемый результатом, ради которого этот труд применяется. Поэтому в качестве параметра, измеряющего реальную результативность общечеловеческого труда, предлагается применять Общественную производительность труда (ОПТ), которая определяется количеством предметов потребления (вне зависимости от их материальной или нематериальной их формы ), которые производятся в государстве одним средним работником в единицу времени.

Этот показатель напрямую связан с главной целью производства, в нем нет промежуточных звеньев, маскирующих эту цель. Он непосредственно вытекает из сформулированного выше определения экономики как науки, зависит не только от производства, но и от распределения, от меры эксплуатации наемного труда, от реализуемой в стране экономической и политической доктрины, от глубины применяемого в ней разделения общественного труда, от эффективности его кооперации и др.

Раскроем некоторые особенности этого показателя. Понятно, что непосредственное измерение ОПТ невозможно, как нельзя оценить в каких-то единицах все человеческие потребности и предметы, их удовлетворяющие. Но с другой стороны, действительный интерес представляет не сама ее величина, а только динамика, зависимость изменения ОПТ от различных обстоятельств. Так же как в физике абсолютную величину энергии установить невозможно и только ее изменение, т.е. работа, имеет практический смысл. В дальнейшем мы опишем методику вычисления общественной трудоемкости изделий (ОТИ), которая может применяться на каждом предприятии и напрямую завязана на ОПТ (всякое понижение ОТИ автоматически увеличивает ОПТ, и наоборот).

И тем не менее о величине ОПТ с той или иной достоверностью судить надо. Для этого обратим внимание, что ОПТ и жизненный уровень населения зеркально отображают друг друга, одно из них всегда соответствует другому. А поэтому наиболее простым и достаточно близким к ОПТ аналогом, который можно находить непосредственно и динамика которого легко оценивается, является средний доход на одного работающего в государстве, измеряемый в фиксированных ценах. С другой стороны, для этой цели можно использовать также величины ВВП, ВНП или национального дохода в фиксированных ценах, приходящиеся на одного работающего, но эти показатели отображают искомый критерий с большой погрешностью.

В самом деле, выполненная оценка показала, что коэффициенты корреляции между национальным доходом среднего работающего и его зарплатой с 56 по 65 год были равны в США - 0.953, в Японии – 0.922, в Швеции – 0.834, в СССР – 0.826, в Англии – 0.787, в ФРГ – 0.676, в Израиле – 0.613, во Франции - 0.557, в Португалии – 0.117, в Гане – 0.06 и в Индии – всего 0.022 (В.Е.Чабанов «Проблемы и пути реорганизации экономики России, ОЛБИ, СПб, 1997, 242 с). Замечено также, что чем большим оказывалось соответствие между изменением указанных параметров в каком-то году, тем выше были достижения экономики в следующем году, и наоборот.

Заметим, что ОПТ является не только экономическим, но в определенной степени мировоззренческим показателем. Действительно, из него следует, что если какой-то вид деятельности не способствует росту ОПТ, его следует уменьшить или ликвидировать вовсе. Всякого рода технические и организационные новшества, переделы собственности и проч. лишь тогда целесообразны, когда они способствуют повышению ОПТ. Если увеличение производства средств производства не ведет к росту ОПТ, темпы его следует сокращать. Если проводимые реорганизации, мероприятия или реформы ведут к понижению ОПТ, они являются безусловно регрессивными и т.д.

Для демонстрации этого рассмотрим динамику ОПТ России в 20-м столетии. Средний царский рабочий в 1913 году зарабатывал в месяц 27.5 рубля, что соответствовало 55 американским долларам. Принимая во внимание инфляцию доллара с того времени, покупательная способность заработка рабочего тогда составляла примерно 560 современных долларов США. Заметим, что зарплата среднего советского работника достигала $250, а сейчас даже без учета налогов она составляет всего $80. Это и есть истинный показатель «прогрессивности» экономических экспериментов, осуществленных у нас большевиками и современными «реформаторами».

Из приведенной схемы видно, что без любого из показанных видов труда экономика эффективно работать не способна. А поэтому все они равноправны. То есть «производительным … является всякий труд, который признается общественно необходимым» (акад. С.Г. Струмилин). Отсюда прогресс производства заключается в сокращении того труда, общественная необходимость которого невелика, т.е. который понижает ОПТ. И экономика как наука призвана способствовать этому процессу. Устанавливать «правила игры», согласно которым заработок тех, труд которых увеличивает ОПТ, оказывается выше, а нанесение ущерба автоматически ведет к убыткам и т.д. А не как у нас сейчас.

Из требования повышения ОПТ следует, что всякая экономия общественного труда является полезной, и наоборот. Поэтому с помощью данного показателя можно оптимизировать работу всевозможных служб, повышать эффективность функционирования общественного транспорта, регулировать зарплату различных категорий работающих и проч. Например, поезд, везущий 1000 человек, опаздывает на 15 минут. Адекватна ли причина, вызывающая это опоздание, потере обществом 250 человеко-часов? Известно, что няня в яслях экономит труд десятка матерей. Много ли найдется других видов труда со столь высокой результативностью и почему настолько мало она зарабатывает? Если оплата ученых, офицеров, врачей и учителей сейчас оказалась меньше средней в стране, а у работающих в торговле, в финансах, занимающихся криминальной деятельностью доход много выше, значит согласно используемой ныне экономической доктрине труд первых у нас признается менее нужным государству, чем последних. Следует ли в этих условиях ожидать восстановления реального производства в ближайшее время? И так далее.

Опираясь на ОПТ как глобальный показатель экономики можно сформулировать следующие закономерности, способствующие повышению ее эффективности:

1. Чем выше жизненный уровень населения, тем более продуктивной является рабочая сила и эффективнее работает экономика. Поэтому все «непопулярные меры», как правило, являются регрессивными;

2. Экономически эффективны лишь такие мероприятия, которые способствуют суммированию и умножению общественных богатств, а не экспроприации их или делению;

3. Производственные отношения лишь тогда высокопроизводительны, когда человек наемного труда не оторван от его результатов;

4. Вопреки утверждениям «реформаторов», чем большее каждый заботится о собственных интересах и меньше об общественных (до определенного предела, разумеется), тем хуже работает экономика. И это естественно, поскольку высокоэнтропийная (т.е. не подчиненная единым целям, деструктурированная) организация не может быть эффективной в принципе;

5. Чем в большей степени интересы всех личностей (в том числе собственников) совпадают с интересами общества, тем выше ОПТ. Степень цивилизованности общества, в конечном итоге, определяется именно этим показателем;

6. Общественные и коллективно-индивидуальные качества предприятий должны быть скоординированными. Любые отклонения от этого требования ведут к понижению ОПТ;

7. Обмен продуктами труда между хозяйственными субъектами должен быть эквивалентным вложенному в них труду с учетом меры его общественной необходимости, устанавливаемой рыночным путем;

8. Регулирование экономики должно быть одновременно как рыночным (природно-стохастическим), так и административным (разумным);

9. «Деньги - хороший слуга, но плохой хозяин» (Луций Сенека);

10. Оптимальное сальдо внешней торговли является нулевым. При положительном сальдо страна беднеет, а при отрицательном все ее неприятности впереди.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что делать В родительским день | Почему первые отношения были так просты, а потом все сложнее и сложнее?




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.