Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Если На улице дождЬ






если где-нибудь в засушливых пампасах австралийского кон­тинента дождь - это счастье, ниспосланное небом, то для вас - это несчастье, это крушение планов и надежд, это семь с половиной кру­гов ада. Даже взрослых дождь вводит в состояние беспричинной хандры, уныния и пессимистического восприятия окружающей дей­ствительности. Дети же, с их непосредственной реакцией на проис­ходящие события, быстро осознают: если дождь - то нельзя гулять, купаться, ходить в лес, кататься на качелях и получать еще тысячу и одно удовольствие из тех, что возможны в солнечную погоду. От понимания этого настроение у детей портится, как сметана, не уб­ранная вовремя в холодильник. Возникает желание уехать домой. Появляется капризность и раздражительность. Повышается склон­ность к заболеваниям.

Дождь - это ваш враг №1. Но дождь - внешний противник, и он сможет победить вас, лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом - растерянностью. Разрешение противостояния " кто кого? " между вами и дождем, даже если дождь мелкий, холод­ный и " зарядил" на целую неделю, полностью зависит от вашего мастерства и вашей внутренней мобилизации. Если вы сознательно распрощаетесь с надеждой отдохнуть в эти дни, если вы оперативно внесете изменения в распорядки и планы, если вы проявите внут­реннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятен и такой исход: дети будут вспоминать дни дождевой блокады как са­мые интересные и увлекательные. Ведь во время дождя можно столькому научиться, столько прочитать, о стольком поговорить и во стольком поучаствовать! Никакой другой отрезок лагерной сме­ны не сравнится с дождевым по плотности дел и занятий, а значит и по яркости и разнообразию впечатлений. Нужно только уметь че­редовать нагрузку, вовремя менять помещения и постоянно забо­титься о материальном обеспечении.

В сырую погоду можно проводить практически любое из дел, название или описание которого вы встретите в главах и приложе­ниях этой книги. Но на всякий случай вот перечень еще ста занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь.

1. Операция " Путешествие по книжным полкам", т. е. посещение
библиотеки и получение книг для чтения в последующие часы и
дни.

2. Концерт КВЧГ (" кто во что горазд! ").


 



3. Конкурс на лучшую рекламу дождя.

4. Занятие №1 в " Мастерской игрушек". Изготовление фигурок из
шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина.

5. Создание коллективной аппликации из цветной бумаги " Сол­
нышко смеется".

6. Час пришивания пуговиц, глажения рубашек и стирки носовых
платков.

7. Игра " Я садовником родился..." с последующим превращением
ее в игру в фанты.

8. Ритуал приветствия дождя.

9. Вечер " Русские посиделки" с чаепитием, рассказыванием баек,
шутками и розыгрышами.

 

10. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армрес-
лингу.

11.1-й урок в " Школе авангардной живописи". Рисунок из спичек
или тонких веточек, наклеенных на картон.

12. Час рассказывания анекдотов.

13. Открытие клуба интеллектуальных игр с торжественным ритуа­
лом и последующим первым заседанием-игрой " Что? Где? Когда? ".

14. Конкурс " Мода в каменном веке".

15. Занятие №2 в " Мастерской игрушек". Изготовление игрушек из
глины или пластилина.

 

16. Программа психологических тестов.

17. Прогулка босиком по лужам.

18. Час настольных игр. (Повторяется ежедневно).

19. Неформальный обмен кулинарными рецептами.


 

20. Вечер инсценирования сказок.

21. Игра в " Луноходы": два часа передвижений по корпусу только
" на четвереньках".

22. Организация выставки витражистов - раскрашивание окон в
холле гуашевыми красками.

23. Коммуникативная игра для знатоков слов русского языка " Кон­
такт".

24. Час придумывания нового применения старым, никому не нуж­
ным вещам.

25. Турнир шахматистов и шашечников с определением победите­
ля.

26. Второе заседание клуба интеллектуальных игр. Игра " Брейн-
ринг" с вопросами о природе.

27. Занятие №3 в " Мастерской игрушек". Изготовление свистулек
из ивовых веточек.

28. Игра в фантики.

29. Танцевально-игровая программа (сокращенно: " ТИП").

30. Полуспортивная встреча между командами мальчиков и дево­
чек по " Воздушному хоккею".

31. 2-й урок в " Школе авангардной живописи". Композиция из цвет­
ных клякс на бумаге.

32. Час медитации.

33. Всеобщая перестановка мебели (кроватей и тумбочек).

34. Занятие №4 в " Мастерской игрушек". Приготовление поделок
из коры.

35. Веселая коммуникативная игра " Чепуха".

36. Час разучивания новых песен. (Повторяется ежедневно).


 



37. Матч-реванш по " Воздушному хоккею".

38. Конкурс на самое грустное письмо " А у нас идет дождь".

39. Третье заседание клуба интеллектуальных игр. Игра " Интеллек­
туальный хоккей" с вопросами о литературе и музыке.

40. Вечер страшилок.

41. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием.

42. Час отгадывания загадок.

43. 3-й урок в " Школе авангардной живописи". Рисунок из прово­
локи на фанере.

44. Полчаса коллективного стояния на голове.

45. Встреча гостей - соседнего отряда.

46. Занятие №5 в " Мастерской игрушек". Изготовление объемных
фигурок из бумаги.

47. Игра " Поле чудес".

48. Откровенный разговор - " Огонек": " Расскажи мне о себе".

49. Очень азартная коммуникативная игра " Мафия".

50. Час изготовления подарков к родительскому дню.

51. Очень современная танцевально-конкурсная программа " Стар-
тинейджер".

 

52. Четвертое заседание клуба интеллектуальных игр. Сказочный
эрудицион.

53. Неформальная беседа о любимых кинофильмах.

54. Сооружение индивидуальных " домиков" под кроватями.

55. Час чтения вслух книги с захватывающим сюжетом (повторяет­
ся ежедневно).

56. Занятие №6 в " Мастерской игрушек". Изготовление кукол из со­
ломки.

57. Конкурс на лучшее изготовление " мокроступов" из целлофано­
вых пакетов.

58. Старая коммуникативная игра " Города".

59. Турнир доминошников (тех, кто играет в домино) с определени­
ем победителя.

60. Вечер именинников.

61. 4-й урок в " Школе авангардной живописи". Графика на бумаге,
покрытой черной тушью (рисунок наносится иголкой).

62. Конкурс собирателей дождя, т. е. 30-минутная прогулка под дож­
дем со стаканами, в которые необходимо собрать как можно
больше капель.

 

63. Изготовление отрядной стенной газеты " Мокрая правда".

64. Игра " Прятки", только прячутся не люди, которых ищет один
ведущий, а наоборот: все ищут один спрятанный ведущим пред­
мет.


 

65. Пятое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра " Великолеп­
ная семерка" с вопросами по истории и географии.

66. Час охоты на комаров (Повторяется по мере необходимости).

67. Неформальная беседа о любимых книжках.

68. Занятие №7 в " Мастерской игрушек". Изготовление масок из па­
пье-маше.

69. Игра с прыжками " Три-пятнадцать".

70. Конкурс иллюзионистов с предварительным разучиванием фо­
кусов и подготовкой инвентаря.

71. Час отгадывания кроссвордов.

72. Генеральная уборка.

73. Организация выигрышной лотереи, в которой билеты покупа­
ются за вежливые слова.

74. Коммуникативная игра " Ассоциации".

75. Подготовка концерта для соседнего отряда и выход в гости с
этим подарком.

76. Обход всего корпуса изнутри, держась за стены и не отрывая
рук.

77. 5-й урок в " Школе авангардной живописи". Аппликации из су­
хих листьев и цветов.

78. Шестое заседание клуба интеллектуальных игр. Мульт-викто-
рина.

79. Конкурс на лучший букет для бутылки с узким горлышком.

80. Вечер легенд и мифов.

81. Час просмотра телевизионных программ (повторяется регуляр­
но).

82. Турнир карточных игроков " В дурака" с определением победи­
теля.

83. Игра с песенными вопросами и песенными ответами " Футбол".

84. Занятие №8 в " Мастерской игрушек". Изготовление самолетов
и корабликов из старых газет.

85. Написание зашифрованных писем и организация переписки меж­
ду палатами.

86. Конкурс на самое красивое оформление палаты.

87. Встреча-разговор с очень интересным человеком.

88. Шуточная коммуникативная игра " Сломанный телефон".

89. Час технических головоломок (кубик Рубика и др.).

90. Вечер гаданий и астрологических прогнозов.

91. Седьмое заседание клуба интеллектуальных игр. Игра " Звезд­
ный час".

92. Полуспортивное соревнование в помещении " Веселенькие стар-
тики".


 



93. 6-й урок в " Школе авангардной живописи". Рисунок из пласти-

лина на стекле.

94. Конкурс фантазеров " Что я сделаю, когда кончится дождь".

95. Занятие №9 в " Мастерской игрушек". Изготовление игрушек из
ниток и тряпичных лоскутков.

96. Турнир игроков в " Морской бой" с определением победителя.

97. Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и
человеческой истории.

98. Час тихого чтения (повторяется ежедневно).

99. " Танцы на воде", т. е. дискотека под дождем с последующей про­
сушкой.

100. Концерт вожатской самодеятельности для детей.

Можно было бы предложить еще 100 занятий, но, скорее всего, пока вы организуете и проведете вышеперечисленные, или кончит­ся дождь, или закончится смена, или начнется Всемирный потоп. В любом случае вторая сотня занятий вам не потребуется.

Взрослые называют это красивым словом " ностальгия". А дети просто " скучают по дому". Они редко говорят " грущу", " тоскую", они употребляют именно это слово - " скучаю".

Если подойти к десяти " заскучавшим" детям и попросить их объяснить причины своею " скучания", то ответы можно получить самые неожиданные:

- А почему сегодня опять суп с луком?

- Витя мне сказал, что я - конопатая.

- Я значок потерял, мне его дядя Коля подарил,

- А зачем Антоша съел мое яблоко...

Если вы поверите, что эти невразумительные объяснения и есть истинные причины грусти и желания попасть домой, то вы окаже­тесь в ловушке неумышленной дезинформации.

На самом деле дети скучают по дому тогда...

... когда они чувствуют свою незащищенность, ранимую откры­тость перед равнодушной небрежностью окружающего мира...

... когда у них нет друзей, не с кем поиграть, поговорить, неко­му открыть тайну...

... когда они не могут привыкнуть к иным, чем дома, требовани­ям, к иному распорядку дня и иным отношениям со взрослыми...


... когда вокруг нет домашнего комфорта, слишком долго при­ходится сидеть в палатах на " казенных" койках, так не похожих на домашний диван, кресло или ковер...

... когда их преследуют неуспехи, неудачи, ничего не получает­ся, " не клеится", и все это видят...

... когда им не хватает ласки, персонального внимания, теплого слова, элементарной похвалы...

... когда слишком большие нагрузки, слишком много дел, высо­кая плотность дня и чрезмерная заорганизованность, от которой хочется спрятаться...

... когда им нездоровится, болит голова или живот, повысилась температура, разбилась коленка или в ладонь воткнулась заноза...

... когда плохая погода: сыро, промозгло, ветрено, холодно, слякотно, одним словом - противно...

... когда просто нечем заняться.

То есть заскучать дети могут когда угодно. Обычно это происхо­дит так. Невзначай услышанное слово, что-то напоминающее мимо­летный зрительный образ, едва уловимый знакомый запах вызывают в глубинах памяти ассоциации, связанные с домом. Если в этот мо­мент ребенка ничто не тревожит, если он увлечен интересной деятель­ностью, всплывшие в памяти образы тают, не оставляя следа. А если он испытывает беспокойство, подавленность, раздражение, если об­щий эмоциональный фон негативный, то ассоциативные образы за­крепляются и привязываются к ближайшему источнику неприятностей. На этом заканчивается неконтролируемый, бессознательный этап и на­чинается новый этап - сознательного сравнения. Ребенок начинает представлять, что, окажись он в данный момент дома, все бьшо бы по-другому. Если сейчас он в сырой обуви, то дома бабушка обязательно дала бы теплые шерстяные носки. Если сейчас он ест липкую овсяную кашу, то дома наверняка были бы оладьи с вареньем. Если сейчас его никто не любит, то дома любили бы все, даже рыбки в аквариуме. Все плохое, что было в домашней жизни, преломившись в призме детского воображения, улетучивается. А все хорошее, даже не замечаемое рань­ше, разрастается и заполняет сферу фантазии. Если мыслительное срав­нение будет продолжаться долго, то у ребенка появится желание оказаться там, где так хорошо, то есть дома. Но так как нуль-транс­портировки невозможны, он опечалится, расстроится и, может быть, даже поплачет. Если в этот момент поинтересоваться: " Почему ты пла­чешь? ", он ответит: " Скучаю по дому".

Так же, как ребенку полезен шоколад, обливания холодной во­дой и общение с телевизором, так же полезно ему скучать по дому. Так же как шоколад, ледяная вода и телеэкран опасны в больших


 



количествах, так же опасно скучать слишком долго. Чем продол­жительнее время, когда ребенок уносится в мыслях домой, тем твер­же становится его стремление уехать, тем устойчивее эмоционально отрицательное отношение к лагерю.

Но не допустить перерастания светлого чувства любви к дому в мрачное состояние неприятия лагеря в ваших силах. Если вы поняли, в чем причины " скучания" и каков его механизм, то вам, наверное, уже ясно, что нужно делать. Нужно, чтобы ребенок чувствовал уют, имел друзей и был включен в интересную деятельность.

Разрешите ребятам оборудовать по вкусу свои комнаты, пусть каждый, если захочет, украсит рисунками или плакатами стену над кроватью, пусть на тумбочках стоят букеты, открытки или мягкие игрушки, с которыми очень любят засыпать малыши. Дайте воз­можность почувствовать ребятам, что место, в котором они оказа­лись, - их дом, а это произойдет, лишь если они сами своими руками обустроят его.

" Передружите" всех детей. Создавайте в первые дни разные груп­пы для выполнения временных коллективных поручений. В ходе их выполнения ребята будут знакомиться и узнавать друг друга. По­степенно у них появятся " закадычные друзья" и " задушевные под­ружки". А если кто-то все же " не впишется" в систему симпатий и дружеских связей, станьте для него другом сами.

Ну и главное, организуйте насыщенную жизнь с плотным рас­порядком дня и смены, с учетом колебаний эмоционального маят­ника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: " Сегодня было здорово". И чтобы еще приятнее было предвкушать радость завт­рашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и боль­ших удовольствиях, которые ждут его утром.

Ну, а если все же все ваши превентивные меры не возымели ре­зультата и кто-то из детей заскучал, подзовите этого ребенка к себе, приласкайте. Пусть даже он поплачет - не надо загонять тоску вглубь, надо дать ей выплеснуться. А вы посидите тихо рядом. Или задавайте вопросы:

" А что тебе подарили на последний день рождения? " " А что видно из вашего окошка? "

" А что обычно готовит мама на завтрак по воскресеньям? " Пусть ребенок выговорится, пусть мысленно побывает среди близ­ких людей и любимых игрушек. Только обязательно закончите этот разговор-воспоминание на нотке оптимизма, вернитесь вновь в лагерь и вдвоем представьте, сколько еще радостных дел, приятных сюрпри­зов ждет впереди. И предложите написать об этом письмо домой.


 

А малышам можно даже по просьбе родителей на 1-2 дня съез­дить в " отпуск" - ребенок убедится, что дома без друзей скучно и неинтересно, и, успокоенный, приедет вновь в лагерь. Вы же встреть­те его с искренним радушием и сознайтесь, что без него вам было грустно. А еще лучше, если радость по случаю возвращения " вре­менного эмигранта" выскажет весь отряд. Если же вы любите играть, то можете рискнуть провести игру " Все наоборот". Станьте " маленьким" и заявите, что вам все надое­ло, скучно и хочется домой. Покапризничайте, чтобы у ваших детей появилась возможность проявить свою рассудительность и утешить вас. Кто же, как не ваши дети, окажет вам поддержку, если вы сами вдруг " заскучаете". А еще можно поскучать коллективно в рамках специального те­матического дня. Включите в свой план смены " День повальной нос­тальгии" или " День хандры, скуки и уныния". Вот уж будет весело.

А малышам можно даже по просьбе родителей на 1-2 дня съез­дить в " отпуск" - ребенок убедится, что дома без друзей скучно и неинтересно, и, успокоенный, приедет вновь в лагерь. Вы же встреть­те его с искренним радушием и сознайтесь, что без него вам было грустно. А еще лучше, если радость по случаю возвращения " вре­менного эмигранта" выскажет весь отряд.

Если же вы любите играть, то можете рискнуть провести игру " Все наоборот". Станьте " маленьким" и заявите, что вам все надое­ло, скучно и хочется домой. Покапризничайте, чтобы у ваших детей появилась возможность проявить свою рассудительность и утешить вас. Кто же, как не ваши дети, окажет вам поддержку, если вы сами вдруг " заскучаете".

А еще можно поскучать коллективно в рамках специального те­матического дня. Включите в свой план смены " День повальной нос­тальгии" или " День хандры, скуки и уныния". Вот уж будет весело.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.