Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На перепутьемежду дошкольной и школьной жизнью




Департамент образования города Москвы

Московский центр качества образования

Введение в школьную жизнь

Программа адаптации детей к школьной жизни

 

 

Москва 2010


Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни- М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.

Авторы:

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова

15ВМ 978-5-9773-0058-2

© Московский центр качества образования, 2010 © Коллектив авторов, 2010


Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь

На перепутьемежду дошкольной и школьной жизнью

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые проти­воречивые чувства; печаль расставания, радостное нетерпение, опасе­ние чего-то неизвестного... Находишься в постоянном напряжении. Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близ­ком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное со­стояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни -в промежуток между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрослые, дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом; у них нарушается биологическое и психологи­ческое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напря­женность. Потеря внутренней стабильности организма может сопрово­ждаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками тем­пературы, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера; упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоя­нии жизненного кризиса, на перепутье цепей, желаний, ожиданий.

Запись в школу, примерка формы, приобретение портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определен­ность контурам школьного будущего и значительно успокаивают ду­шевную сумятицу ребенка: «У меня есть все, что нужно первокласснику. Я сам видел, как мама переписала список, вывешенный в школе. Вот только белую майку еще не купила». Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению ТА. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для большинст­ва детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает(ся) учителя, поднимает руку и получает отметки» — сыграть а такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник.



Как вы полагаете, достаточно ли подготовлен обладатель по­добных представлений для успешного начала обучения? Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. Через несколько дней или пет ребенок сочтет себя обманутым, а учи-


теля — обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры.

«Дочка, вставай, пора в школу», — будит мама свою беззубую первоклашку. «В школу?! Я там вчера уже была. Сегодня ты мне лучше почитаешь!» Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. А никакой новой «информации» не было, придется добы­вать ее самостоятельно. Так второго (!) сентября у ребенка на всю ос­тавшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Чаще это расхождение начи­нает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным «иг­руном», ревностным исполнителем Школьных Правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но сколько можно?! И из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика и погру­жается в тусовки, джаз, компьютерные игры, во что-то новое, свое. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками».

Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности, создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел? Может быть, помочь будущему первокласснику: сделать образ настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его ре­ально ожидает? (Вы хмуритесь и думаете, что его ожидает такая мрач­ная реальность, что пусть еще потешится детскими самооболь­щениями. В таком случае давайте найдем или построим для ребенка другую школу, в которую вы введете его без угрызений совести )



Наш курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, что­бы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоя­щего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация, посвя­щение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» носит принципиально про­межуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, кото­рый уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения «Введение...» строится как обучение навыкам учебного со­трудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошколь­ный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериа-цию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совер­шенстве все выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отноше­ний, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоя­щие школьники».

В идеале хотелось бы, чтобы наш курс проводился весной, пе­ред самым выпуском детей из детского сада, но чтобы вел его учитель, который берет этих детей в свой первый класс. Такое соединение при-вычной дошкольной среды и школы, воплощенной в самом привлека­тельном лице — первого учителя, полностью соответствует замыслу курса, облегчающего ребенку переход от дошкольной жизни к школь­ной. Но мы понимаем, что идеал — это то, что редко встречается в ре­альности. И считаем совершенно допустимым, чтобы этот курс учитель проводил в сентябре, переведя своих новичков через школьный порог. Принципиально важно не то, где, когда и кто будет проводить этот курс, а коговзрослый выводит из дошкольной жизни и куда,в какую именно школьную жизнь он их ведет. Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами. Пожалуйста, возьмите карандаш — поработаем вместе.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал