Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особый вклад учителя






Учителя формируют мышление, отношение к вещам и поведение своих учеников, когда те находятся в наиболее податливом для всяческих влияний возрасте. Становление лидеров происходит в процессе особого соприкоснове­ния с одним или значительными учителями, но не со всеми, кто стоит за пре­подавательской кафедрой. В любом поколении существуют учителя, не соот­ветствующие своему званию.

Обучение лидерству необычайно важно, но не всегда так легко. Наше об­щество внушило молодежи чувство бессилия, безысходности.

Джон Гарден так оценивает сложившуюся обстановку:

Наша молодежь рождена в огромном безличностном обществе с запутанной струк­турой. Это общество не собирается привлекать молодежь к лидерству и абсолютно безразлично. Кажется, оно вовсе в этом не заинтересовано и не только не пытается придать молодежи уверенность, которая им так необходима, но творит путаницу и внушает чувство беспомощности. Молодым людям сегодняшнего дня очень трудно поверить, что их действия и поступки могут повлиять на общественные процессы.ttt

Для христианской молодежи проблема еще острее, ведь мир спрашивает: «К чему все попытки? Для чего вступать в такое дорогостоящее соглашение?»

John W.Dean, Blind Ambition. New York: Simon and Schuster. 1976, pp 30-31. Цит. по Harold Myra, ed., in Leaders Waco, Texas: Word Books, 1987, pp. 27-28. John Gardner. Leadership Development. Washington, D.C Independent Sector, 1987, p.


217 14. УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ

Есть так много способов получения радости в жизни, для этого не нужно быть ни­куда вовлеченным. Прошлое напоминает кладбище — не обращай на него внима­ния; будущее подобно поедающему огню — постарайся его избежать. Нет никакого толка в ученичестве, нет конечного пункта для странствий. Заполучите Бога быст­рым путем, купите Божий дар.'1'

Если лидерству суждено возрасти, должны быть определенные условия для его появления. Очевидно, учитель — это тот, кто может создать наиболее благоприятный климат для расцвета лидерства. Все, что учитель способен сде­лать для создания нового поколения лидеров, можно определить двумя состав­ляющими.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

Данная глава не ставит перед собой задачу раскрыть философию образо­вания. Тем не менее это представляется чрезвычайно важным, если мы ожи­даем, что обстановка, в которой происходит процесс обучения, способствует развитию лидеров.

Обучение не происходит около нас, но развивается внутри нас. По этой причине сущность обучения не в том, что сам учитель совершает, но в том, что в результате делает его ученик.

Если хорошо сформулировать центральную идею философии образования, то во главу угла встанут два вопроса: (1) Что такое обучение? и (2) Что такое научение? Если обучение заставляет людей научаться, то прежде всего мы должны поразмышлять о том, как ученик научается?

Эффективное обучение требует от ученика активности, а не пассивности, роли участника, а не зрителя. Хотя о действительной природе лидерства из­вестно не так много, можно с уверенностью заявить, что лидер не является пассивным наблюдателем.

Христианское образование, так как оно осмысливается сегодня, представ­ляется слишком бездеятельным, пассивным. Однако на самом деле христиан­ство — самая революционная сила в мире, которая радикализирует людей, и тем не менее чаще всего она находится в бездействии.

Лидеры не рождаются в атмосфере дремоты, заторможенности. Иеремия проницательно спрашивает: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?» (Иер. 12: 5)

В образовании ключевую роль играет качество учителей. Руководить учат­ся, занимаясь с людьми, обладающими общепризнанным даром лидерства. Если учитель заражает собой других и моделирует лидерство, он имеет успех в обучении и подготовке лидеров.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА УЧИТЕЛЯ

Философия всегда воплощается на практике и производит определенные результаты. Хорошие учителя находят баланс между анализом и действиями, между отвлеченной теорией и реалистической практикой. Многие ученые, по-видимому, не очень беспокоятся о процессе обучения, потому что он мешает их главному интересу, которым является их предмет. Зачастую уроки приво­дят к получению степени, но не образования.

Eugene H.Peterson. A Long Obedience in the Same Direction. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1980, p, 16.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 218

Три фактора располагают нас к действию в обучении.

Обучение должно соотноситься с процессом. Преподавателям следует из­бегать роли исполнителей. Они должны быть людьми, выполняющими дело лучше других, но, что наиболее важно, они должны быть также теми, кто может вооружить другого, чтобы он делал лучше. Когда целью человека становится вы­полнение какого-то процесса, он ограничивает не других, но себя. Он пускает учеников в путь, который, возможно, поведет намного дальше его собственного.

Генри Адаме подчеркивает: «В молодом возрасте человек знает не так уж много, но достаточно, если он знаком с теми, кто знает, как научить».1

Пословица совершенно справедливо говорит: «Дай мне рыбу — и я буду сыт целый день, научи меня ее ловить — и я буду сыт всю жизнь».

Человек должен понять, что посещение школы и научение — две разные вещи. Евгений Петерсон по этому поводу заметил:

В обучении слишком мало внимания уделяется личности. Запоминаются факты, ус­ваивается информация, сдаются экзамены. Учителя находятся под контролем, обес­печивающим стандарт в выполнении процесса обучения, который, в свою очередь, означает, что все делают одно и то же. В результате материал из книг вкладывается в головы, и в этом процессе нет ни малейшего личностного подхода. В школе все, что относится к личности, сведено до минимума: стандартные тесты, подотчетные учителя, обучение, ориентированное на получение информации.^

Для качественного преподавания требуется время. В условиях современнос­ти, когда ценится все мгновенно действующее, образование должно иметь креп­кие основы, чтобы не идти на поводу у нашей системы. Задача учителя состоит в подготовке учеников к постоянному, длительному процессу обучения. Некото­рые учителя ошибочно думают, что их роль сводится к передаче информации, а не изменению жизни. Соответственно, не школа, а жизнь готовит лидеров.

Образование должно учитывать особенности личности. Обучение — один из самых сложных процессов, происходящих с личностью. Нельзя пре­вращать его в «массовое производство». Черчилль отлично выразил эту мысль, сказав: «Я люблю учиться, я ненавижу, когда меня учат!»

Обучению можно привести следующую аналогию:

Подобно пилоту, управляющему неисправной навигационной системой, человек слишком часто летит вслепую. Несмотря на изобилие имеющихся теорий обучения (некоторые книги перечисляют до 3000), большая часть из них строится на привле­кательном, но опасном образце — предпосылке. Из этой предпосылки следует, что человеческие существа — всего лишь шахматные фигурки, оловянные солдатики. Их можно направить на действия заранее продуманным путем, они будут отвечать на внешние стимулы, подобно подопытным собакам Павлова. Однако теоретики не учли самого главного в человеческой натуре — ее склонности к непостоянству. Им придется признать существование неудобного факта — в отличие от законов химии и физики, где точно установлено, что вода кипит при 212 градусах по Фаренгейту, человек часто поступает не так, как от него ожидают.^

* Adams, p. 89.

tt Eugene H.Peterson, Working the Angles. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1987, pp. 65-66. T" John K. Clemens and Douglas F.Mayer, The Classic Touch. Homewood, III. Dow Jones-Irwin, 1987. p.

79.


219 14. УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ

Именно это доставляет нам особую радость, но вместе с тем указывает на необходимость творческого подхода. Все ученики различны, как снежинки или отпечатки пальцев. Перед теми, кто пытается стандартизировать совре­менное образование, неизменно возникнут трудности.

Так как процесс обучения основан на отношениях, личность учителя оп­ределяет то, что он делает. Ученикам в первую очередь интересно, кто вы такой, а не каким объемом знаний вы обладаете и где вы их получили.

Таким образом, моделирование становится первостепенной по важности частью обучения. Но, к сожалению, очень многие учителя слишком далеко отстоят от учеников, которых они учат. Чрезвычайно трудно вести разговор на расстоянии пропасти. Ваше влияние на учеников находится в прямой за­висимости от взаимоотношений с ними.

Меня долгое время убеждали, что четыре стены служат самой главной предпосылкой эффективного образования. Тем не менее зачастую обучение происходит за пределами классной комнаты, в неофициальной обстановке.

Искусство учительства — это искусство быть в полной мере человеком. Учителя могут позволить себе быть уязвимыми, потому что ученики часто смотрят на своих наставников, как на людей, а не работников определенного процесса.

Образование должно соотноситься с жизнью. Жизнь невообразимо за­путана, непредсказуема и полна постоянных изменений. Ее нельзя расфасо­вать в аккуратные небольшие мешочки. Она представляет себя совсем не так, как нам рассказывали в школе, и не совмещается с идеальными представле­ниями, которым мы противостоим.

Иногда мы как учителя не знаем не только ответов, но даже самой сущ­ности проблем. Нас учили во времена, которые давно прошли. Это дает неко­торое объяснение, почему студенты жалуются: «В нашем обучении даются ответы на вопросы, которые никто не задает, однако того, что действительно мучает людей, мы никогда не касаемся в наших обсуждениях».

В реальности у нас есть только один способ, как преодолеть этот очевид­ный недостаток, — научить процессу принятия решения: способности мыс­лить и решать проблемы, задавать больше вопросов.

Андрэ ле Пью сформулировал эту проблему в христианском контексте:

Мы призываем людей «принимать решения» для Христа и тем не менее считаем, что это — последнее решение, которое им нужно принять, будучи христианами. Наша христианская жизнь полна моментов, когда мы стоим на распутье и нужно принять решение. Как я скажу Мэри о ее бесконечном сарказме? Что мне сделать, чтобы помочь Джиму, пока его отец лежит в больнице? Сколько времени я должен уделить учебе, а сколько семье и церкви? Если мы будем всего лишь кормить с ложечки наших подопечных, они никогда не научатся самостоятельно решать свои проблемы. Они не станут зрелыми.'''

Христианский учитель должен создать атмосферу обучения, при которой студенты не только свободно себя чувствуют, задавая вопросы, но и получают

Andrew T.LePeau, Paths of Leadership Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1983, p.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 220

за это поощрение. Возможно, самая большая проблема сегодняшних учени­ков — недостаток осознания своей ценности. Никто не показал нам лучшего образца в таком учительстве, чем Марва Коллинз:

Марва Коллинз, как и многие хорошие учителя, оставила традиционную классную комнату. Но в отличие от многих хороших учителей она не покинула сферу обра­зования. Мисс Коллинз нашла позитивное применение энергии, которая могла бы растратиться на гнев и расстройства. Она воплотила идеи, остававшиеся мечтами долгие годы, в течение которых она боролась с неэффективностью системы образо­вания, не дающей развиться потенциалу учеников.

Марва Коллинз решила не присоединяться к тем, кто в стерильной среде академи­ческих коридоров занимается спорами о самой правильной теории обучения. Она решила смело действовать, основываясь на своих убеждениях, подвергая проверке общепринятые догмы и принципы.

Мисс Коллинз не стала задавать пустые вопросы типа: «Почему Джон не может читать?» Она отказалась хвататься за банальности типа «Назад, к основам». Она остерегалась красиво звучащих теорий о мотивации, познавательном воздействии и им подобным.'''

Конечной целью учителя является воспитание ученика, способного учиться самостоятельно, готового к преодолению любых трудностей в обу­чении, развивающего любознательность в течение всей жизни, самодис­циплинированного и интеллектуально честного. Это поистине обучение, которое изменяет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.