Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники христианского обучения






СВЯТОЙ ДУХ

Мы отвели роли Святого Духа отдельную главу в этой книге. Тем не менее трудно переоценить важность Святого Духа в процессе христианского обуче­ния. Все, что относится к двум другим составным частям процесса обучения (ученик и учитель), должно быть рассмотрено в свете того, что совершает Святой Дух — Его покровительство, взаимодействие с учителем, учеником и Словом Божиим.

УЧИТЕЛЬ

Чем отличаются учителя, работающие в сфере христианского образова­ния? Часто мы считаем себя осведомленными о том, что должны делать учи­теля, потому что сами много времени провели под их надзором. Двенадцать лучших лет нашей жизни прошли в системе общего образования, где учителя имели огромное влияние (сознательно и неосознанно) на наше развитие. Од­нако большая часть того, что они делали, могла зачастую и не быть эффек­тивной и не была достойна подражания. Давайте же попытаемся прояснить наш взгляд на учителя, внимательно изучив его роль с точки зрения христи­анской перспективы.

Существуют ли какие-либо спорные представления о роли христианского учителя? Две группы слов представляют совершенно разные идеи об учителе. Обратите внимание на то, какие образы возникают при следующих словах.

1. Эксперт.

2. Власть.

3. Профессионал.

4. Одаренный.

5. Умный.

6. Мастер.

7. Специалист.

8. Блестящий.

Все эти слова подчеркивают превосходные знания учителя, но они ничего не говорят о его способности обучать. Зачастую студенты, описывая своих любимых учителей, подбирают другие эпитеты и бывают недовольны, если в стиле учителя какие-то компоненты из их перечня отсутствуют. Отметьте раз­ницу образов, возникающих после прочтения следующего списка слов:

1. Руководитель.

2. Инструктор.

3. Помощник.

4. Образец.

5. Ободряющий.

6. Движущий.

1'. Побуждающий.

8. Наставник.

Эти слова описывают прежде всего отношения между учеником и учите­лем. Учителя библейской истины должны не просто накапливать и распреде­лять большое количество информации о Библии, они должны оказывать по-


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА • 58

мощь ученику Иисуса в росте его взаимоотношений, нравственности, бого­словских взглядов и служении. Ученики с большей радостью будут ждать учи­теля-помощника, чей образ соответствует второму списку слов.

Есть ли у учителей другие обязанности? Рассмотрим модель управления в бизнесе, для того чтобы объяснить, как учитель должен справляться с ос­новными задачами процесса обучения.

Мотивация. Мотивация, внутренняя или внешняя, остается одним из ос­новных ключей к обучению. Корнелий Ярзма проницательно замечает: «Уче­ники учат то, на что они были направлены, но необязательно то, чему их пы­таются научить».* Поэтому, если учитель чувствует, что ученик не имеет глу­бокой внутренней заинтересованности в изучении предлагаемого материала, он должен использовать все подходящие средства для того, чтобы ее вызвать. К большому сожалению, зачастую преподаватели для того, чтобы заставить учеников учиться, используют чувство вины, страха или давление академи­ческих требований. Если же все это не помогает, они жалуются на то, что сегодня ученики совсем никуда не годятся. Немногие пытаются заинтересо­вать учеников или показать, как то, чему они учат, можно применить в жизни. Итак, очень важно знать, чем заинтересовать студентов, и использовать эти знания в учительской практике.

Время. Несмотря на то что количество времени, отведенное учителю, обычно установлено и оговорено заранее, не все преподаватели умеют его хо­рошо использовать. Зачатую для студентов приготовлено недостаточное коли­чество интересных и разнообразных заданий. При этом учителя полагают, что слушание равно обучению, и говорят все время. На самом же деле, для того, чтобы урок не был скучным и слишком сумбурным, его нужно тщательно спланировать. Даже для взрослых людей было бы очень хорошо, если в тече­ние часа три_четыре задания сменяли одно другое.

Содержание. Если бы нам пришлось выделить какую-либо задачу учителя, несомненно, это была бы «внешняя сторона материала обучения», в которой кроется неубедительное извинение учителя за свои промахи в планировании. Способности студентов, возраст, осведомленность со Словом Божиим, духов­ное развитие — лишь некоторые моменты, требующие внимательного рас­смотрения. Мы берем на себя большую задачу, чем просто «преподносить» ученикам Слово Божие и ждать, что они автоматически применят его к жизни. Мы должны уделить время для размышления о Писании, рассуждению о нем. Мы должны думать о том, как Библия влияет на нас, и молиться, чтобы Господь помог применить Слово в жизни.

Иисус оставил чудесный пример, говоря Своим ученикам в Евангелии от Иоанна, глава 16, стих 12: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Иисус осознавал ограниченные возможности учеников, ко­торые не могли принять все, чему бы Он хотел их научить. Удивительно то, что когда Иисус проповедовал и учил, Он открывал лишь небольшие фрагмен­ты истины, самые же глубокие слова были сказаны после уроков во время бесед с учениками.

Cornelius Jaarsma, «The Lerning Process», in An Introduction to Evangelical Christian Education, J.Edward Hakes, ed. Chicago: Moody Bible Institute, 1964, p. 82.


> 9


4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ


Библия представляет собой изложение христианского учения и преподно-: ит материал на разных уровнях. Одни доктрины рассматриваются как «сло-)есное молоко», другие отнесены к «твердой пище». Сам Иисус осудил фари-: еев за то, что они, разглядывая мелочи, не придавали значение таким важным юнятиям, как суд, милость и вера (Мф. 23: 23). Учитель должен отбирать тот материал, который ученик в состоянии принять, усвоить и претворить в кизнь. В то же время то, что учитель предлагает ученику на уроке, должно 1риближать его к служению, богословской стабильности, нравственной чис-готе, любви к Богу и ближнему.

Пространство. Любое обучение должно где-то происходить. Однако мно-~ие библейские учителя не считают себя хозяевами места. Есть разные ситу­ации обучения — от отличных до ужасных. За последние десятилетия было юстроено множество прекрасных зданий для христианского образования. Но шесте с тем часто все эти прекрасные помещения остаются не замеченными 'и потому не использованными) многими учителями. Приведенная ниже таб-тица показывает, как можно творчески использовать пространство. Каждая фигура предназначена для определенной цели, даже если она необходима в короткий промежуток времени. Обратите внимание, как в каждой из этих {жгур смещается центр внимания. Эти изменения могут вызвать интерес и иправить его в нужное русло.


п \ 1
\

ооо

оо

00 00

\/

ооо ооо

1.


2.


CZZ1


о о

о о

о о

оо %

0 0

о о

о о

о о

з.


. Расположение мест в шссе сосредоточено на преподавателе, но дает возможность студентам наблю­дать друг за другом.

!. Внимание смешается с преподавателя на нескольких студентов, но у них еще есть возможность наблю­дать за лектором.

>. Фокус внимания сосредоточен исключительно на студентах, а преподаватель помогает им, когда это необходимо.

Участие. Учитель должен поощрять студентов к участию в уроке. Иисус юдбирает необыкновенные методы. Он использует многочисленные пригла-иения людей, которые желают пригласить Его к себе на ужин, чтобы побесе-


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 60

довать о религии. Именно эта манера принимать пищу с грешниками принесла Ему много нареканий. Очевидно, Иисус создавал вокруг себя атмосферу, ко­торая вызывала вопросы о Боге. Однако Он не только располагал людей спра­шивать, но и Сам задавал вопросы. Часто его слушатели оставались более, в замешательстве, чем чувствовали себя удовлетворенными.

Хороший учитель должен создать такую атмосферу в классе, в которой ученики ощущали бы себя физически, эмоционально и духовно свободными, могли думать и говорить вслух. Если учитель не станет заботиться о необхо­димой атмосфере, ученики создадут ее сами, при этом не будет учтен интерес каждого.

Процесс обучения выглядит намного проще, если его сравнивать с равно­мерно распределенными факторами, такими как заинтересованность, время, содержание материала, место и участие. Подобно Иисусу, христианские пре­подаватели должны не только вести контроль над успеваемостью, но мастер­ски планировать и проводить занятия.

УЧЕНИК

Сотни лет существуют разные подходы к образованию и теории обучения. Однако вопрос, как же человек учится, остается без ответа и по сей день. В колледжах разработаны теории того, как учиться, но ни одна из них не дает решение поставленной задачи.

Психолог, занимающийся образованием, ответил на этот вопрос, разделив теоретиков обучения на два больших лагеря1": в одном приверженцы идеи раз­вития, в другом — те, кто утверждают, что обучение происходит по принципу стимул-реакция. Сторонники обоих направлений по-своему помогают нам по­нять процесс обучения. Но ни один из них целиком не отвечает на вопрос, как происходит обучение. Для блага ученика учитель должен быть соучаст­ником в процессе обучения, но, говоря о христианском подходе, нужно отме­тить, что конечный результат не может быть предсказан.

Для христиан рассмотрение теории образования еще более усложняется в связи с вопросами о духовной истине. Отличается ли сущность духовной истины от всех других истин в мире? Необходимо ли нам познавать ее чем-то большим, чем простыми человеческими чувствами?

Несколько фрагментов из Писания свидетельствуют о том, что для тех, кто собирается познавать библейскую истину, существуют некоторые труд­ности. Рассмотрим два отрывка, которые говорят об этом более открыто.

Первое послание к коринфянам, глава 2, стихи 14-15. Независимо от того, что является истиной, существует разница между человеком приро­дным и человеком духовным там, где это касается действия Духа Божиего. Некоторые считают, что падший человек настолько развращен, что неспосо­бен понимать духовную истину.^ Другие полагают, что духовный человек спо­собен понимать истину, но не в силах поступать согласно ей. В первом слу-

Morris L.Bigge, Learning Theories for Teachers. New York: Harper and Row, 1964. J.Dwight Pentecost, Pattern /or Maturity. Chicago: Moody Press, 1966, p. 42.

Daniel P.Fuller, «The Holy Spirit's Role in Biblical Interpretation*, in Scripture. Tradition and Interpretation. W.Ward Gasque and William Sanford LaSor, eds. Grand Rapids: Eerdmans, 1978, p. 192.


61 4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ

чае, чтобы библейская информация имела смысл для ученика, ее должен ос­вятить Святой Дух. Во втором — Святой Дух должен помочь воле человека сделаться действенной для духовного ответа. В обоих случаях духовная исти­на приходит к ученику через одно из пяти чувств. Но, согласно данной ситу­ации, учитель должен предвидеть проблемы понимания или применения ис­тины. И здесь, конечно же, решающим моментом является духовное состоя­ние, в котором находится ученик.

Послание к евреям, глава 5, стихи 13-14. В этом отрывке автор про­водит различие между «духовными» людьми. Одни, по-видимому, уже способ­ны принимать «твердую пищу», в то время как другие потребляют «молоко». Так как зрелость приходит не сразу, учитель должен иметь в виду, что одни ученики будут успевать лучше, чем другие. Часто учитель предстает перед смешанной аудиторией. Такой урок должен быть сбалансирован между «мясом» и «молоком» (чтобы не подавить веру молодых) и «твердой пищей» (чтобы зрелые не заскучали).

В христианском обучении Святой Дух, учитель и ученики собираются во­круг Слова Божиего. Каждый привносит свой вклад в этот процесс. Парадок­сально, но Святой Дух иногда работает с учеником независимо от учителя. Тем не менее христианскому учителю необходимы ученики и Святой Дух, чтобы выполнить то, к чему он призван.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.