Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель христианского образования






В каком-то смысле поручение для христианского обучения предполагает наличие цели. Те, кто узнали о Боге, должны положительно отнестись к Нему. Неизменно, когда поднимается тема цели христианского обучения, возникает понятие зрелости. Кажется, имеется в виду обычное определение этого слова, но такое предположение рождает путаницу.

В Писании встречаются, по крайней мере, три различных слова, исполь­зуемых для выражения цели служения и измерения зрелости. Зрелость долж­на проявлять себя во взаимоотношениях, морали и богословских взглядах. Первое послание к Тимофею, Послание к евреям и Послание к ефесянам ясно устанавливают эти критерии зрелости. В качестве отдельных тем они встре­чаются по всей Библии. Однако послания дают четкую формулировку, и под­водят итог сказанному об этом в Писании.

Первое послание к Тимофею, глава 1, стих 5: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры».

Для нас этот стих содержит прямые повеления, которые ясны и едва ли кого-то удивляют. Павел хотел, чтобы его учение приводило к любви в жизни учеников. И до тех пор, пока это не произойдет, его труд будет тщетен. Про­стой стих связывает воедино множество фрагментов из Нового Завета. Обра­тим внимание, как все эти отрывки сфокусированы на любви.

1. Первая заповедь (Мф. 22: 37-38).

2. Вторая заповедь (Мф. 22: 39).

3. Отличительная черта учеников (Ин. 13: 35).

4. Плоды духа (Гал. 5: 22-23).

5. Плод, превосходящий над даром (1 Кор. 13: 2).

6. Показатель того, что человек любит Бога (1 Ин. 4: 20).

7. Вопрос, на который Петр отвечал трижды (Ин. 21: 15-18).

Другими словами, пока любовь не будет явлена в жизни учеников, труд учителя не завершен. Но что же такое любовь?

Современный язык игнорирует библейское определение любви, использу­емое для выражения различных оттенков чувств и переживаний. Но посколь­ку в Новом Завете тема любви занимает центральное место, именно здесь она находит полное и точное объяснение. К сожалению, важнейший отрывок из Библии порой не находит отзыва в нашем сердце. Услышав о нем, люди гово­рят «Ах, да, верно...» и продолжают игнорировать то, чему он учит.

Чтобы не совершить подобную ошибку, прочитайте нижеследующий спи­сок и попробуйте узнать место из Библии, на котором основаны утверждения, по-разному описывающие одну и ту же истину.

1. Святой Дух не порождает нетерпения. Могу ли я по-настоящему лю­
бить Бога и быть нетерпеливым?

2. Святой Дух не порождает зла. Могу ли я любить Бога и быть злым?

3. Святой Дух не порождает зависти к чужой силе, красоте, успехе, ра­
зуму, деньгам, власти, имуществу, взаимоотношениям. Могу ли я по-
настоящему любить Бога и завидовать?


55 4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ

Несмотря на то что можно привести еще тринадцать подобных примеров, дающих точное определение любви, вероятно, достаточно и этих трех утвер­ждений, чтобы понять, что речь идет о Первом послании к коринфянам, глава 13. Представьте себе, как много бы изменилось в жизни, если бы христиане в своей ежедневной деятельности практически основывались хотя бы на этих трех определениях и соизмеряли свои успехи и неудачи с отношениями, пос­троенными на нетерпении, недоброте, зависти!

Как учителя мы не можем оставить свой труд до тех пор, пока не увидим любовь, обильно наполняющую жизни наших учеников. Глядя на высокое число разводов среди христиан, частое отчуждение духовных лидеров и мно­жество конфликтов между отдельными верующими, можно сделать вывод о том, что нужно еще много трудиться в этой области. Но любовь — не един­ственный критерий духовной зрелости, упомянутый в Новом Завете.

Послание к евреям, глава 5, стих 14: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». Автор Послания к евреям ведет речь о двух вещах, описывающих зрелых учеников. Во-первых, они способны вкушать «твердую пищу», во-вторых, они в состоянии отличать добро от зла, так как их нравственные чувства натре­нированы. Не случайно понятия «твердая пища» и «приученные чувства» объ­единяются в этом стихе. Слово Божие настолько сильно должно влиять на нас, что мы, наконец, будем мыслить буквально, как Господь. Если мы стара­емся думать «Божиими мыслями», наши суждения о жизни становятся все более «Божиими». И в свою очередь, если наши представления о жизни яв­ляются «Божиими», мы можем различать добро и зло, что позволит нам делать правильный нравственный выбор.

Так же, как понятие любви, нравственный выбор определяет наше поведе­ние по отношению к Богу и к другим людям. Однако, в конечном итоге, нрав­ственный выбор имеет отношение только к Богу, так как всякий грех направ­лен против Бога (Пс. 59). Несмотря на то что христианская зрелость подра­зумевает способность делать правильный нравственный выбор, она не гаран­тирует от неправильных поступков.

Мы опять-таки не может считать цель христианского обучения достигну­той до тех пор, пока ученики Христа не станут постоянны в совершении пра­вильного выбора, пока они не будут стараться сверять свою жизнь с нормами, предложенными Библией. Мы не должны считать людей духовно незрелыми только потому, что они не могут с наслаждением слушать утомительные биб­лейские лекции (даже если кто-то полагает, что их содержание — «твердая пища»). Но, с другой стороны, духовно зрелый ученик Христа проявляет живой интерес к самым разным аспектам библейской истины и думает о том, как приложить ее к своей жизни. Подводя итог этой теме, можно сказать, что зрелость обусловливается способностью совершать нравственный выбор, а для этого нужен навык. И если принять во внимание, что современный кризис нравственности среди церковных руководителей отражает общее состояние церкви в целом, приходится согласиться с тем, что задача, стоящая перед нами, поистине велика!

Несмотря на всю важность понятий любви и нравственности, они не до конца раскрывают смысл христианского обучения. Любовь и нравственность


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 56

помогают нам задуматься о наших взаимоотношениях с Богом и ближними, но теология дает возможность больше узнать о Самом Боге. Христианская зрелость несет в себе такое понятие, как богословская стабильность.

Послание к ефесянам, глава 4, стихи 11-14. Постараемся без ущерба для текста процитировать следующее место из Писания, опуская некоторые слова, не относящиеся к нашей теме: «И Он поставил одних... пастырями и учителями... доколе все придем... в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».

Этот отрывок из Святого Писания несколько длиннее двух предыдущих, он говорит о зрелости, учителях и учении (богословии). Павел пишет здесь о целях и результатах. Другими словами, приближаясь к зрелости, мы приоб­ретаем стабильность в наших богословских взглядах. Это место Библии хоро­шо перекликается с отрывком из Послания к евреям, который говорит о не­обходимости верующим вкушать твердую пищу. Разве у нас есть основания считать, что твердая пища и богословие — это не одно и то же? Ученики не должны становиться жертвами учителей, которые могут убедительно и краси­во говорить, но чье учение эгоистично. Напротив, учащимся нужно смотреть глубже, не попадаясь в сети обманчивых схем и извращенных речей о Боге. Эта задача кажется практически неразрешимой, учитывая огромное количес­тво учителей, выступающих на телевидении, по радио и привлекающих к себе огромное внимание. Тем не менее хорошее учение не должно быть слишком упрощенным и поверхностным, оно призвано защитить учеников от подобных людей и лжеучений.

Еще одним результатом зрелости является служение. Не слишком ли ба­нально звучит, что нам надо учиться служить?

Если нашей целью является зрелость, то как можно измерить, насколь­ко близко мы к ней подошли? Как мы этого достигаем? Достигли ли мы зрелости? Если последователи Христа действительно желают служить Телу Христа, то об их успехе можно судить по их делам. Довольно инте­ресно то, что пасторы, руководители молодежи, директора христианских учебных заведений постоянно ищут людей, которых они могут использо­вать на ниве христианского служения. Поэтому работе служителя нужно постоянно уделять особое внимание.

Итак, целью христианского обучения является зрелость, которая опреде­ляется любовью, нравственностью, стабильностью богословских взглядов и служением. Эти идеи далеко не новы в христианстве. Но даже по прошествии почти 2000 лет цель не была достигнута. Необходимость христианского обу­чения сегодня остается такой же насущной, как и раньше.

Так дело обстоит всегда. Каждое поколение, каждый обращенный к Богу, начав с малого познания, должен возрасти и пройти путь учения со Христом. И даже подрастающие христиане нуждаются в постоянной поддержке и обод­рении в процессе становления зрелости. Эта актуально и для сегодняшнего общества, оснащенного современными технологиями. Последователи Иисуса нуждаются в учении и учителях!


57 4. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ОБУЧЕНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.