Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подвижной состав железных дорог и станционное хозяйство






 

План:

1. Подвижной состав: локомотивы и вагонный парк.

2. Станционное хозяйство: состав зданий, комплексов и вспомогательных устройств.

3. Стрелочные переводы: эпюра и конструктивные элементы.

4. Система управления связи и автоблокировки.

 

1. Подвижной состав: локомотивы и вагонный парк

К подвижному составу относят: локомотивы, вагоны и моторвагонний подвижной состав.

Локомотив – двигатель на колесах, предназначенный для передвижения вагонов по рельсам (от лат. locus - место и motia – движение). Локомотив произошёл от первого паровоза Дж. Стефенсона, который он назвал «Локомонш» [10].

По виду двигателей локомотивы разделяются на: паровозы; тепловозы; электровозы; паротурбовозы; газотурбовозы.

По виду работы локомотивы разделяются на:

– пассажирские (с высокой скоростью движения);

– грузовые (с большой силой тяги);

– маневровые.

Моторвагони (мотриси) – самодвижущиеся единицы, наиболее распространенный вид моторвагонной тяги – электропоезда пригородного (и городского) сообщения, а также дизельные поезда [5].

Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозочную работу железных дорог тяговыми средствами и их содержание в требуемом техническом состоянии.

Основной производственной единицей локомотивного хозяйства является локомотивное депо. Депо имеет приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие средства для ремонта и технического обслуживания.

Вагоны – основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны.

Грузовой вагон (от англ. waggon – тележка) возник на угольных шахтах.

Грузовые вагоны различают по:

1) типам; 2) грузоподъемности; 3) количеству осей.

Грузоподъемность – наибольшая масса груза (нетто), которая может перевозиться в этом вагоне.

Тарой вагона называется его общая масса в пустом состоянии.

Масса вагона брутто – общая масса тары и груза (нетто), перевезенного в вагоне.

Парк грузовых вагонов состоит из следующих видов:

1) крытые – предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов, которые требуют защиты от атмосферных осадков.

Парк крытых вагонов состоит в основном из 4-х осных вагонов грузоподъемностью 50 – 62 тонны.

2) платформы – вагоны без кузова, которые используются для перевозки длинномерных и крупнотоннажных грузов (масса брутто 10, 20, 30 тонн).

3) полувагоны – вагоны с высокими бортами и без крыши, используют для перевозки топливных, рудных, строительных и других грузов.

4) цистерны – предназначенны для перевозки жидких грузов – нефти, керосина, бензина, кислот, масел. Грузоподъемность в зависимости от числа осей (4, 6, 8) составляет от 50 до 120 тонн.

5) изотермические вагоны (рефрижераторы) со специальным термоизолирующим кузовом и устройствами, которые обеспечивают стабильность заданных температур для перевозки грузов с особенными условиями хранения (овощи, фрукты, напитки и др.).

Вагоны специального назначения:

– транспортеры – для перевозки громоздких и крупнотоннажных машин и оборудования; грузоподъемность – 130, 180, 230 и 300 тонн;

– вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, цемента, легковых автомобилей;

– вагоны, предназначенные для технических и бытовых потребностей железной дороги;

– вагоны-мастерские;

– вагоны строительных и пожарных поездов;

– думпкар – вагоны - самосвалы для перевозки щебня, песка, угля;

– хопперы – вагоны с откидным дном, которые разгружаются через откидной люк в днище кузова «самотеком» [11].

Парк пассажирских вагонов вмещает – вагоны с мягкими и жесткими местами в виде купейных, открытых не купейных вагонов, а также вагонов ресторанов, почтовых вагонов, багажных вагонов.

В целом подвижной состав железной дороги – это очень большая и сложная система железнодорожного транспорта.

 

2. Станционное хозяйство: состав зданий, комплексов и вспомогательных устройств

 

Железнодорожные станции в перевозочном процессе занимают ведущую роль. Они обеспечивают: 1) приёмку; 2) отправление и пропуск поездов; 3) формирование и расформирование поездов; 4) приёмку и выдачу грузов; 5) выполнение пассажирских и грузовых операций 6) ремонт подвижного состава.

Железнодорожная станция является производственным отдельным структурным подразделением железной дороги.

Железнодорожные станции в зависимости от объема и сложности выполнения пассажирских, грузовых и технических операций разделяются на: внеклассные, І, ІІ, ІІІ, ІV и V классов.

Железнодорожные станции по назначению и основному характеру работы распределяются на:

– пассажирские – обслуживают пассажиров прямого, местного и пригородного сообщения;

– грузовые – выполняют грузовые и коммерческие работы;

– сортировочные – выполняют операции по расформированию и формированию поездов в соответствии с их назначением; пропуску поездов без переработки и с частичной переработкой; техническое обслуживание; замену локомотивов и локомотивных бригад; формированию технических маршрутов;

– участковые – выполняют формирование и расформирование поездов; техническое обслуживание и коммерческий осмотр; отправление транзитных поездов; замену локомотивов и бригад; обслуживание подъездных путей предприятий; приёмку и отправление пассажирских поездов;

– промежуточные - выполняют приёмку, отправление, обгон, пропуск грузовых и пассажирских поездов;

– пограничные станции - расположенные перед границей со смежным государством и следующие за этой станцией [11].

Для обеспечения надежной работы железной дороги станции используют:

- технические средства;

- необходимое путевое оснащение;

- дома и сооружения, которые должны отвечать характеру и объему работы станции, безопасности движения и охране труда;

- железнодорожные вокзалы.

К комплексам и вспомогательным устройствам можно отнести [4]:

- устройства наблюдения и контроля за движением транспортных средств;

- устройства для принятия, обработки и передачи информации о поездах и грузах;

- средства связи и передачи данных, громкоговорящего оповещения;

- устройства для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;

- билетные кассы;

- багажные отделения;

- комнаты отдыха;

- залы ожидания;

- сервисный центр;

- устройства для приема, выдачи, сортировки и хранения грузов и багажа;

- устройства сигнализации, централизации и блокировки, освещения, водоснабжения, противопожарной безопасности;

- соответствующее обустройство пунктов пропуска.

 

3. Стрелочные переводы: эпюра и конструктивные элементы

 

Разветвления или пересечения железнодорожных путей называются узлами [11].

Обязательными элементами узла являются специальные части – стрелочные переводы.

Контур стрелочного перевода в плане со всеми его геометрическими данными и размерами называется эпюрой стрелочного перевода.

Стрелочные переводи в зависимости от направления поворота стрелки классифицируют на: правые, левые и симметричные.

Конструктивно стрелочный перевод (рис. 6.1) включает:

1) остряки;

2) крестовину;

3) контррельсы;

4) усовики;

5) сердечник;

6) хвостовик;

7) переводной механизм.

 

 

Рисунок 6.1 – Схема стрелочного перевода

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.