Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буддизм. Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).






Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный).

Главный вопрос – бытие личности.

В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1. Существование человека связано со страданием.

2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к бесконечным перерождениям.

3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее причину - жажду.

4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и забот и погружением в медитацию.

Медитация (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний.

В результате достигается состояние нирваны высшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом.

Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим

5. Чарвакаматериалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки).

Отрицаетидеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме).

Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них.

Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании.

Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы.

 

 

9. Философии Древнего Китая ( конфуцианство, даосизм, легизм)

1. Конфуцианство Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы (учитель Кун).

Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая. В 1503г. причислен к лику святых. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Последователи – конфуцианцы. Господствующая идеология в Китае до 1949 года (образование КНР).

В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения).

Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность.

Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и к ее ритуалам.

Главная категория «Небо » - Бог (нравственность), к которому надо относиться почтительно. Император – посредник между Небом и людьми. (Китай - поднебесная империя).

Сущность воспитания идеального человека - в соединении его с Небом (Богом).

Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень».

Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо ».

Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата.

Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы умеренность и компромиссы.

Правила (советы) Конфуция:

- не делай другим того, чего не пожелаешь себе;

- помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь.

2. Даосизм (школа Дао)важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы.

Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает.

Категория «У вей » - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними.

Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей», бездействие. Это приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать народом обречены на неудачу и гибель.

3. Легизм (лат. легис - закон) учение об управлении человеком, обществом, государством (школа законников).

Возникло и оформилось в 6-2 веках до н.э. Главный теоретик – Хань Фэй.

Учение о государстве:

Управление государством и его развитие осуществлять не на основе благих пожеланий (см. «закон Черномырдина» - хотели как лучше!), а путем развития земледелия, укрепления армии и одурачивания народа.

Политика не совместима с моралью. Главное воздействие правителя на массы – через награды и наказания (это главное).

Надо исходить из законов. Перед законом все равны, кроме самого правителя, как единственного творца законов.

Фактически данное учение есть теория деспотического государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.