Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Общие основы педагогики






 

Предметно-проблемное поле современной педагогики. Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.

 

Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития. Подходы к исследованию происхождения системы образования и воспитания в социологии и педагогике. Зарождение воспитания в первобытнообщинном обществе и его становление как социального института. Идеи народной педагогики.

Основные этапы развития педагогической мысли в истории человечества.

Педагогическая мысль античности. Сократ, Платон, Аристотель. Квинтилиан.

Период Средневековья. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VII в.). Догматический характер обучения. Августин, Фома Аквинский.

Культура и наука в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Эпоха Нового времени. Изменения в организации образования в ХVII-ХVIII вв. Зарождение идей всеобщности обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний, идеи просвещения школы как гражданской обязанности.

Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Принципы и методы обучения. Классно-урочная система организации учебного процесса.

Школьное образование в ХVII-ХVIII вв. в Англии. Педагогическая концепция Дж. Локка.

Движение Просвещения во Франции (середина ХVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо.

Просветительские реформы начала ХVIII века. Организация государственных светских учебных заведений (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.). Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.

Школьная реформа 1782-1786 гг. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды Ушинского.

Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Проблемы национальных систем образования. Поиск путей перестройки школы. Факторы, влиявшие на изменение характера школьной практики.

Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В.А. Лай). Содержание экспериментальной педагогики.

Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как прагматической значимости: «истинно то, что полезно».

Трудовая школа (Г. Кершенштейнер). Обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота как главная задача школы. Идея для дополнительной школы для работающих подростков.

Развитие советской педагогики на основе марксизма-ленинизма, деятельность ее выдающихся представителей. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского и значение этой работы в начальный период строительства советской школы. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Педагогический процесс. Генезис образования как социального явления. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию.

Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, феноменология диалектический материализм как основания педагогических исследований.

Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическим парадигмами: аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический; аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы.

Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы). Система методов педагогического исследования. Наблюдение и его этапы.

Понятие эксперимента. Контролируемая переменная и идеалдьный эксперимент.

 

РАЗДЕЛ 2. Теория обучения (дидактика)

 

Сущность процесса обучения. Общее понятие о «дидактике». Сведения из истории дидактики. Основные дидактические категории: обучение, процесс обучения, учение, преподавание. Движущие силы процесса обучения – противоречия.

Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.

Законы, закономерности и принципы обучения. Понятия « педагогический закон», «закономерности обучения». Общие и частные педагогические закономерности.

Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип научности. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип доступности. Принцип наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип природосообразности. Принцип дифференцированного и индивидуального подходов. Принцип гуманизации процесса обучения и др.

Содержание образования. Понятие и сущность содержания образования. Источники формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования.

Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования. Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники. Уровневая и профильная дифференциация.

Образовательные стандарты и перспективы развития образования в общеобразовательной школе.

Методы, средства и формы обучения. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Эволюция методов обучения. Классификация методов обучения: по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся. Бинарная классификация методов обучения (Махмутов М.И.), классификация, основанная на четырех признаках (Шаповаленко С.Г.). Взаимосвязь методов обучения.

Средства обучения: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; простые, сложные. Технические средства обучения (ТСО). Виды и классификация ТСО.

Выбор методов и средств обучения.

Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения: индивидуальное обучение, репетиторство, тьютерство, гувернерство, индивидуально-групповое обучение, проектное обучение. Формы организации учебного процесса. Урок, его структурные компоненты. Классификации типов урока (Казанцев И.В., Иванов С.В., Махмутов М.И., Журавлев В.И., Есипов Б.П., Огородников И.Т. и др.). Лекция, семинар, конференция, лабораторно-практические занятия, факультативные занятия, экскурсия, производственная практика, самостоятельная работа и др.

Диагностика и контроль в обучении. Диагностика качества обучения. Основные компоненты диагностика: контроль, проверка, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля: устный, письменный, машинный, практический, самоконтроль.

Оценка и учет результатов учебной деятельности: оценка, отметка. Ошибки оценивания.

Современные технологии обучения. Понятие «педагогическая технология обучения». Сведения из истории технологизации обучения. Классификации технологий обучения.

Традиционная технология обучения. Технология развивающего обучения. Технология поэтапного формирования умственных действий. Технология коллективного взаимодействия. Технология полного усвоения. Технология разноуровневого обучения. Технология адаптивного обучения. Технология программированного обучения. Технология проблемного обучения. Технология модульного обучения. Технология концентрированного обучения. Технология проектного обучения. Технология гарантированного обучения. Технология дистантного обучения. Авторские технологии обучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.