Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя






С возрастанием роли международного права возникает потребность в подготовке соответствующих специалистов, владеющих международно-правовым инструментарием для успешной работы в структурах публичной власти. Специфика экономического регулирования в Российской Федерации свидетельствует о том, что государственные корпорации и компании, которые во многом формируют экономическую и социальную политику, также перенимают опыт работы органов государственной власти. Владение знаниями и навыками в области международного права позволит сформировать у гражданина, выбравшего обучение по данной магистерской программе целостное представление о международном праве, законодательстве РФ и других стран.

В последнее десятилетие XX в. – начале XXI в. большую трансформацию претерпело международное право. В настоящее время оно испытывает настоящий «бум». Его стремительное развитие объясняется расширением взаимодействия между различными государствами в разнообразных областях сотрудничества, его углублением и интенсификацией. Повышение внимания к международному праву обусловлено возникновением и интенсивным развитием договорных инструментов (унификацией национального права), появлением большего круга внутренних материально-правовых — «прямых» — предписаний, направленных на непосредственное регулирование отношений международного хозяйственного и гражданского оборота, и т.д.

Налицо связь между возрастанием значения в современных условиях международного права и увеличением круга субъектов, вышедших на внешнюю арену российского государства. Стремление России к более достойному местоположению в мирохозяйственных связях, её вхождение в мировой рынок способствовали превращению некогда теоретических положений в практику повседневной жизни.

Главным фактором повышения интереса к международному праву в Российской Федерации, стало изменение в самой сути пришедшего на смену былой системе внутригосударственного и политического устройства, которое сказалось и на взаимоотношениях с Россией стран планеты. Большая открытость, гласность и развитие всяческих контактов на всех уровнях обеспечили и большую доступность западных исследований и публикаций, сведений, размещаемой в электронных средствах массовой информации и т.д., которая составляет в итоге качественно иную основу для российского преподавания международного права.

Содержание предлагаемой учебной дисциплины «Международное право» опирается на такие базовые юридические дисциплины как общая теория государства и права, история государства и права России и иностранных государств, государственное (конституционное) право, а также тесно взаимосвязано со всеми другими общепрофессиональными и специальными юридическими дисциплинами.

Указанная дисциплина изучается в течение одного семестра и завершается экзаменом. По учебному плану предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий и выполнение курсовых и контрольных (для студентов-заочников) работ. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В зависимости от количества часов, отводимых для изучения учебной дисциплины на разных отделениях (дневной, заочной и отделение целевой подготовки), а также с учетом специализации группы, к рассмотрению тем допускается применять гибкий подход.

Главным методом изучения курса является самостоятельная работа, предполагающая изучение теоретических основ международного права, действующие в международных отношениях нормы и практику их создания и применения различными субъектами права, в первую очередь государствами.

По наиболее сложным темам курса проводятся семинарские занятия, призванные углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной работы студентов. Они направлены также на приобретение практических навыков применения норм международного нрава при разрешении коллизий в международных отношениях, навыков ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

Для этого необходимо изучение международных договоров (двусторонних и многосторонних), национального законодательства и национальной судебной практики государств, характеризующих их международно-правовую позицию, документов международных организации и конференции и т. д.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников.

Каждый студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». — М., Российская академия правосудия, 2004.

Основной объем дисциплины осваивается студентами-заочниками самостоятельно. Это требует дополнительных разъяснений, методических рекомендаций по тем темам, которые изучаются самостоятельно.

При изучении темы № 2 «История возникновения и развития международного права», следует обратить внимание на то, что в условиях первобытнообщинного строя отношения между родами, племенами, союзами племен регулировались обычаями, которые не носили правового характера. Возникновение государств привело к возникновению международного права.

В эпоху рабовладельческого общества зачатки международного права

складывались в виде региональных международно-правовых систем прежде всего в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнем Риме.

При уяснении сущности международного права рабовладельческого

общества следует помнить, что в древности не было самостоятельной науки

международного права. Однако отдельные высказывания по его вопросам

встречаются в трудах таких древних философов, историков и государственных деятелей как Лао Цзы, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.

В средние века ещё не сформировалась общая для всех государств

система международного права. Её развитие проходило через несколько центров международной жизни, таких как Западная Европа, Византия, Киевская Русь, Индия, Китай, Арабский Восток. «Право войны» было наиболее востребовано и развито в тот период.

Изучая особенности международного права феодального общества, следует уяснить, что именно в эту эпоху возникают такие понятия как: суверенитет и открытое море. Появляются постоянные консульства и

посольства, получает дальнейшее развитие договорное право, активно развивается международно-правовая теория и зарождается наука

международного права.

Буржуазные революции XVII - XVIII вв. привели к изменению

общественно-политической ситуации в мире, а, следовательно, к появлению и закреплению новых терминов, принципов и норм международного права.

При изучении особенностей развития международного права данного

периода следует обратить внимание на характеристику основополагающих

международных соглашений и развитие институтов международного права,

роль международных конгрессов и их влияние на практику международного

общения, нарушение норм международного права и глубокие изменения в

геополитике, вклад ученых в развитие науки международного права.

Рассмотрение темы № 5 «Источники современного международного права. Нормы международного права. Реализация норм международного права» должно базироваться на знаниях обучаемых

общетеоретических юридических дисциплин. Из курса теории государства и

права известно, что источник прав понимается в материальном и формальном смысле. Для международного права интерес представляет та форма в которую облекается норма международного права.

При этом процесс нормотворчества включает в себя две стадии:

достижение согласия о правиле поведения и признание его обязательным для

сторон.

Основным методом, который используется для выработки международных норм, является согласование интересов, взглядов, позиций субъектов международного права т.е. поиск своеобразного компромисса.

Данная деятельность на международной арене осуществляется в основном в рамках переговорного процесса и последующих согласованных действий на национальном уровне.

Исключением из данного правила является эволюционный и быстрый

способ формирования международного правового обычая.

К основным источникам относятся также общие принципы права,

которые находят своё применение в случае потребности правового регулирования международных отношений.

Статут Международного Суда в ст.38 предусматривает в качестве

вспомогательного средства также судебные решения и доктрины наиболее

квалифицированных специалистов по публичному праву.

Практика также относит решения международных конференций и

резолюции международных организаций как вспомогательный источник

международного права, но только в случае если они направлены на

установление и закрепление новых правил взаимоотношений субъектов

международного права на международной арене.

Судебные решения международных органов носят двойственный

характер, с одной стороны это акт применения права, а с другой – источник

права, но с другим механизмом создания (например, государства могут

подписать договор о государственной границе или же Международный Суд

ООН своим решением определит границу между этими государствами).

Реализация международного права - это претворение в жизнь международных нормативно-правовых предписаний в деятельности участников межгосударственных отношений - субъектов международного права. Реализация права проявляется в практической деятельности субъектов как по приобретению и использованию их субъективных прав, так и по выполнению их юридических обязанностей.

Для понимания сущности реализации важно то, что она всегда:

- может быть только правомерной, т.е. строго соответствовать правовым предписаниям;

- является строго индивидуальной, т.е. выражается в применении норм конкретными субъектами в конкретных ситуациях.

В общеправовой литературе для классификации форм реализации

права используются различные основания, что может быть применено и в международном праве.

Безусловно, не все субъекты международного права обладают одинаковыми правомочиями в реализации норм международного права. Наиболее универсальной правореализующей способностью наделены государства. В силу того места, которое занимают государства среди субъектов международного права, только они могут воспользоваться разными способами реализации правовых норм или наделить такими полномочиями других субъектов.

Наименьшей правореализующей способностью наделены в международным праве отдельные категории физических и юридических лиц. Так, например, индивиды могут реализовывать ряд своих субъективных прав, которыми их наделило международное право, в качестве участников международного судебного процесса.

Тема № 6 «Международное публичное право, международное частное право, внутригосударственное право: их соотношение» студентами заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования изучается самостоятельно.

Следует уяснить, что необходимость тесного взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире предопределяется рядом объективных факторов. В их числе следует упомянуть как стремительно развивающуюся тенденцию интернационализации общественных отношений, еще недавно входивших в сферу исключительно внутригосударственного регулирования, так и появление глобальных проблем, решение которых возможно только на основе тесного конструктивного взаимодействия большинства государств мира. Следует также иметь в виду, что связь внутригосударственного и международного права во многих случаях представляет собой юридически необходимое взаимодействие, особенно в процессе реализации международно-правовых норм.

Формирование и развитие данных систем права происходило под влиянием разных факторов, но в процессе их функционирования неизбежно происходило их взаимообогащение, что в конечном итоге способствовало более плодотворному использованию. Теоретическая концепция данного процесса нашла отражение в монистической и дуалистической теории.

На примере СССР, а затем Российской Федерации наглядно отражается

влияние политического фактора на теоретическое обоснование с последующей фиксацией этого в национальном законодательстве. Отражение в ст.15 п.4 Конституции Российской Федерации того положения, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной

частью её правовой системы», говорит о чётком ориентировании на монистическую концепцию в теории и практике России.

Принимая во внимание, что существуют самоисполняющиеся нормы и

несамоисполняющиеся нормы международного права, для последних

предусмотрена процедура трансформации: по форме - официальная и

неофициальная; по способу – автоматическая и неавтоматическая; по

юридической технике оформления – инкорпорация, легитимация и отсылка.

Вместе с тем, самоисполняющиеся международные договоры не

применяются вне связи с национальным правом. Это возможно только в

рамках национальной правовой системы.

Соотношение международного и внутригосударственного права можно

проследить при их сопоставлении по таким критериям как: предмет

правового регулирования, субъекты правовых отношений, способ

образования норм, механизм принуждения к исполнению данных норм и

источники.

Разрешение коллизий между данными системами права показывает

сложность и многогранность этого процесса.

Также особо необходимо остановиться на исследовании правовой природы международного частного права. В рамках изучения данного вопроса необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие факторы международной жизни оказывают влияние на развитие международного частного права и повышение его значения в современных условиях?

В чем проявляются отличия и в чем проявляется связь между международным частным правом и международным публичным правом? Как осуществляется их взаимодействие на практике?

Какие нормы входят в состав международного частного права? Какое значение имеют коллизионные нормы? Ограничивается ли содержание международного частного права только коллизионными нормами?

Какое значение для международного частного права имеет деление права на публичное и частное?

Какие точки зрения были высказаны в отечественной литературе по вопросу о том, входит ли международное частное право в состав международного публичного права или же относится к внутреннему праву? Имеет ли каждое государство свое международное частное право?

Как можно объяснить сам термин «международное частное право» и как можно толковать различные элементы (составные части) этого названия? В чем проявляется своеобразие источников международного частного права?

Какие соглашения (многосторонние или двусторонние) действуют в отношениях Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ в области международного частного права?

Изучение темы № 9 «Территории и другие пространства в международном праве. Международное морское право», необходимо начать с усвоения содержания принципов международного права: территориальная целостность государств, нерушимость границ, мирное разрешение споров, а также таких понятий как «территория государства» и «территориальное верховенство».

Территориальные вопросы были и остаются наиболее сложными в международных отношениях, а территориальные споры – наиболее острыми. Для России эти проблемы являются крайне актуальными и разрешение их мирными средствами жизненно необходимо.

Усвоив значение «территориальных» понятий, необходимо рассмотреть вопрос о составе территории, о правовом режиме трех ее частей: сухопутной, водной и воздушной. Для более конкретного изучения вопроса о составе территории целесообразно ознакомиться с Законом

Российской Федерации о государственной границе от 01.04.1993 г. Следует

напомнить, что наиболее сложный состав имеет водная территория, поэтому

необходимо ознакомиться с тремя первыми частями Конвенции ООН по

морскому праву 1982 г.

При изучении вопросов суверенитета государств над территорией (территориальное верховенство) основное внимание надо уделить

законным основаниям обладания территорией и способам изменения территории государства, а также рассмотреть противоправные притязания

отдельных государств в отношении чужих территорий.

Определенный интерес представляет изучение правового режима

Арктики особенно ее российского сектора. Необходимо прокомментировать

Постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией СССР

земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане от

15.04.1926 г».

Изучение правового режима Антарктики целесообразно начать с

анализа Договора об Антарктике от 1.12.1959 г. т.к. это самая большая

сухопутная территория имеющая международный правовой режим.

Основное внимание следует обратить на состав территории, на пути разрешения территориальных споров мирным путем, на доктринальное толкование Закона о государственной границе РФ, на правовой режим международных рек и других международных пространств.

Международное морское право - наиболее древняя отрасль общего

международного права. Его становление непосредственно связано с мореплаванием и морской торговлей, поэтому в течении длительного исторического периода основными источниками этой отрасли права были

международные обычаи. Впервые нормы международного морского права

были кодифицированы на Первой Конференции ООН по морскому праву (Женева, 24.02. - 27.04.1958 г.), которая приняла четыре конвенции: Конвенцию об открытом море, Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию о континентальном шельфе, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая Конференция ООН по морскому праву (Женева, 16.03. - 26.04.1960 г.) должна была договорно закрепить предельную ширину территориальных вод и рыболовной зоны. Однако из-за расхождения позиций Конференция не смогла решить стоявшие перед ней задачи. Наибольшее значение для кодификации и развития международного морского права имела Третья Конференция ООН по морскому праву (3.12.1973 г. - 10.12.1982 г.). Итоги

работы Конференции называют “тихой революцией” в Мировом океане.

Конференция приняла Конвенцию ООН по морскому праву, которая по

праву считается всеобъемлющим международным договором по морскому

праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного

развития международно-правовых норм по регламентации правового

режима Мирового океана.

Необходимо проанализировать работу трех конференций ООН по морскому праву, раскрыть их исторические предпосылки и изучить решения Третьей Конференции ООН по морскому праву, особенно Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.

Изучая Конвенцию ООН 1982 г. и другие правовые акты, студенты

должны знать правовой режим внутренних морских вод, территориальных

вод, прилежащей зоны, проливов, открытого моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, морского дна за пределами

национальной юрисдикции, а также обратить внимание на правовые основы

морских научных исследований, противоправность загрязнения морской

среды и другие международно-правовые проблемы, рассмотренные на международных конференциях, а также решения по ним.

Изучая морские международно-правовые проблемы следует остановиться на изучении международных морских организаций, особенно таких как Международная морская организация (ИМО), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО,

Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Изучение темы № 11 «Право внешних сношений» следует начать с анализа взаимосвязеймеждународного права внешней политики и дипломатии, обратив вниманиена приоритет международного права.

Поскольку дипломатическое и консульское право - это система

правовых норм, регулирующих порядок организации и деятельности дипломатических и консульских представительств, то возникает необходимость дать анализ международно-правовых актов, регулирующих

деятельность подобных учреждений. В этой связи следует обратиться к

Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г., Венской

конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 г., Венской конвенции о

представительстве государств в их отношениях с международными

организациями универсального характера от 14.03.1975 г. Особое место

занимает Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946 г., а

также к другим документам регламентирующим деятельность дипломатических и консульских представительств.

Одновременно с изучением международно-правовых актов

необходимо помнить, что внутригосударственное законодательство конкретизирует содержание отдельных положений международных соглашений.

Следует обратить особое внимание на систему органов внешних сношений государств, основания их деления на внутригосударственные и

зарубежные, привилегии и иммунитеты ООН и специализированных учреждений ООН, на представительства государств при ООН и специальные миссии.

Практическое значение имеют ранги дипломатических и консульских представителей, их права, обязанности и правовое положение, а также привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и персонала.

Приступая к изучению темы № 12 «Население в международном праве» необходимо уяснить для себя понятие гражданства, способы его приобретения и утраты, а также особенности правового положения иностранцев, бипатридов и апатридов.

Следует обратить внимание на то, что одним из отличительных признаков государства, как субъекта международного права, является наличие населения. В зависимости от правового статуса, в состав населения могут входить следующие группы: граждане данного государства, иностранные граждане (иностранцы), лица с двойным гражданством (бипатриды) и лица без гражданства (апатриды), беженцы и вынужденные переселенцы.

Следует помнить, что вопросы приобретения и утраты гражданства

решаются в основном национальным законодательством, но в последние годы международное право во все большем объеме включается в регулирование этих вопросов, обеспечивая защиту прав человека. Сегодня

каждый человек, в случае преследования его за политические взгляды и

общественную деятельность, имеет право искать убежище в других

государствах. Необходимо знать юридическую природу права убежища и его виды, а также понятие и правовой статус беженцев. При изучении данных

вопросов следует использовать Конституцию РФ, Закон о беженцах 1993 г.,

Закон о вынужденных переселенцах 1993 г., Закон о гражданстве РФ 2002 г.,

Декларацию о территориальном убежище 1967 г. и Конвенцию о статусе беженцев 1951 г.

Приступая к изучению темы № 13 «Право международной безопасности» необходимо уяснить суть концепции всеобъемлющей международной безопасности и ознакомиться с резолюцией ГА ООН от 7 декабря 1988 г. «Всеобъемлющий подход к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН».

Современные реалии свидетельствую о том, что ушли в прошлое

времена, когда каждое государство стремилось обеспечить свою безопасность самостоятельно или при помощи ограниченных военных

союзов. Сегодня безопасность каждого государства связана с безопасностью

всех стран. Отсюда вытекает необходимость широкого и активного сотрудничества государств.

Право международной безопасности – совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность.

Основные цели и принципы права международной безопасности

являются одновременно и принципами международного права в целом.

Однако существуют и такие специальные принципы международной

безопасности как: принцип равной безопасности и принцип не нанесения

ущерба безопасности государств, а также принцип равенства и одинаковой

безопасности.

Ознакомившись с понятием и принципами права международной

безопасности следует перейти к анализу обширного арсенала конкретных

средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

коллективная безопасность (всеобщая и региональная); разоружение; меры

по ослаблению международной напряжённости и прекращению гонки

вооружений; меры по предотвращению ядерной войны и внезапного

нападения; неприсоединение и нейтралитет; меры по пресечению актов

агрессии, нарушений мира и угрозы миру; нейтрализация и демилитаризация

отдельных территорий; ликвидация иностранных военных баз; создание зон

мира в различных регионах земного шара; меры по укреплению доверия

между государствами.

В теме № 14 «Международное право прав человека» следует особое внимание уделить изучению международно-правовых актов, составляющих «Хартию прав человека», к числу которых следует отнести Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о

гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к

нему, принятые 19 декабря 1966 г. Также необходимо ознакомиться с содержанием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейской социальной хартии 1961 г., а также с деятельностью Европейского суда по правам человека и Совета ООН по правам человека.

По результатам изучения данной темы, необходимо раскрыть правовое содержание принципа уважения прав человека, значение и место международной защиты прав человека в международных отношениях, значение концепции «трех поколений» прав человека. Охарактеризовать основные особенности международного права прав человека как отрасли общего международного права, перечислить основные международные организации и органы, занимающиеся правами человека, назвать основные процедуры и механизмы защиты прав человека на международном уровне.

При изучении темы № 15 «Право вооруженных конфликтов» обратите внимание на значение принципа неприменения силы или угрозы силой для развития всей системы международного права.

Известно, что Устав ООН запрещает применение силы для разрешения

международных споров и разногласий, поэтому, независимо от права наприменение силы /например по Уставу ООН/ или запрета на ее применение,

должны соблюдаться положения международного гуманитарного права,

которое представляет совокупность принципов и норм международного

права, применяемых во время вооруженных конфликтов в целях защиты

комбатантов и некомбатантов, а также ограничения и запрещения определенных методов и средств ведения боя или применения вооруженной

силы.

Нормы международного гуманитарного права распространяют свое

действие как на международные вооруженные конфликты, так и на конфликты немеждународного характера. Эти нормы складывались постепенно в течении длительного исторического периода и, как правило,

носили рекомендательный характер. С принятием Устава ООН, в связи с

запрещением агрессии, они стали носить обязательный характер, получили

закрепление в международно-правовых актах и в своей совокупности представляют международное гуманитарное право /право вооруженных конфликтов/.

Первым международно-правовым актом, регламентирующим военные

действия, была Декларация о морской войне 1856 г., а ограничивающим

использование средств вооруженной борьбы - Санкт-Петербургская

декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868

г., принятая по инициативе России.

Необходимо вспомнить о решениях первой и второй конференций мира

1899 и 1907 гг. и правовых актах, принятых на них, обратить особое внимание на работу дипломатической конференции 1949 г., принятые

конвенции и дополнительные протоколы к ним, а также на последующие

попытки гуманизации вооруженных конфликтов.

При анализе правовых актов международного гуманитарного права

следует раскрыть содержание Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв

войны, привести примеры из современной жизни о соблюдении и нарушении

«законов и обычаев войны».

Для детального усвоения темы № 16 «Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международное уголовное право» необходимо проанализировать международные соглашения по борьбе с уголовными преступлениями.

Борьба с преступностью - внутренняя компетенция государств. Однако,

ликвидация локальных конфликтов, таящих в себе глобальную катастрофу

требует объединенных усилий многих государств. Эти преступления называются международными. К ним относятся: преступления против мира,

человечности и военные преступления. Эти деяния имеют международный

общественно-политический характер и борьба с ними требует объединенных

усилий различных государств.

Наряду с международными преступлениями имеются и уголовные

преступления международного характера, выходящие за пределы национальных границ.

Новые геополитические изменения в мире привели к большей

открытости между странами и как следствие этому стали происходить преступления затрагивающие интересы нескольких или даже всех

государств.

В целях предотвращения их распространения и пресечения требуются

соглашения между государствами о сотрудничестве на основе международных договоренностей по трем основным направлениям:

- о борьбе с отдельными преступлениями;

- о правовой помощи по уголовным делам;

- о выдаче преступников.

Субъектами ответственности за эти преступления являются

физические лица, а наказания применяются как на основе международных

соглашений, так и национального законодательства. Обязанность государств

состоит в том, чтобы применить наказание на основе проведенного расследования в соответствии с уголовным законодательством государств –

участников соглашений.

Международное право предусматривает выдачу преступников. Она

осуществляется на основе многосторонних соглашений о правовой помощи

по уголовным делам или в соответствии со специальными двухсторонними

соглашениями по выдаче преступников.

Отдельными наиболее опасными уголовными преступлениями

международного характера являются:

- незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ;

- пиратство на море (морской разбой);

- незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации;

- международный терроризм (в различных формах);

- хищение ядерных материалов и др.

Анализируя международно-правовые акты о борьбе с преступностью,

следует обратить внимание на роль ООН и других международных организаций в этой области. Главным органом ООН, на который

возложена координация сотрудничества государств в борьбе с

преступностью, является Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), при котором работают международный Комитет и Международная Комиссия

по контролю за наркотиками.

Важное значение имеет деятельность Международной организации

уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ). Необходимо знать структуру, основные направления деятельности и механизм функционирования данной организации.

Изучая тему № 17 «Международное воздушное право», необходимо, опираясь на основные источники международного воздушного права, уяснить содержание принципа исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством; правила полетов в национальном воздушном пространстве и условия предоставления права полетов иностранным воздушным судам; принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве и нормы регулирующие полеты в международном воздушном пространстве; содержание принципа обеспечения безопасности международной гражданской авиации; цели и задачи международной организации гражданской авиации (ИКАО) региональных воздушных организаций.

Международное воздушное право - совокупность международно-

правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные

виды использования воздушного пространства.

Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской конвенции о воздушной навигации 1919 года,

закрепившей принцип суверенитета государств на воздушное пространство,

находящееся над его сухопутной и водной территорией. С развитием воздушного транспорта и использованием его в коммерческих целях принимаются и другие международно-правовые акты, среды которых необходимо отметить Панамериканскую конвенцию о коммерческой авиации

1928 года и Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил,

касающихся международных воздушных перевозок 1929 года. В 1944 году в

Чикаго была создана Международная конференция для выработки новой

конвенции взамен Парижской конвенции 1919 года, на которой были

приняты следующие основные документы: Заключительный акт Конференции, Конвенция о международной гражданской авиации,

Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении и

Соглашение о международном воздушном транспорте. Вторая часть

конвенции содержит положения о создании и деятельности Международной

организации гражданской авиации - ИКАО.

Следует отметить тесную связь международного воздушного права с

национальным воздушным правом. Основным актом внутреннего

воздушного права в нашей стране является Воздушный кодекс РФ от 19.03.97г.

 

Приступая к изучению темы № 18 «Международное космическое право», следует помнить, что это новая отрасль международного права, определяющая статус космического пространства, включая небесные тела и регулирующая деятельность государств по использованию космоса.

Начало формирования международного космического права было

положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР 4 октября 1957 года.

Основными источниками данной отрасли международного права

являются:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и

использованию космического пространства, включая Луну и другие

небесные тела, 1967 года; Соглашения о спасании космонавтов, возвращении

космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое

пространство, 1968 года; Конвенция о международной ответственности за

ущерб, причиненный космическими объектами, 197 года; Конвенция о

регистрации объектов запускаемых в космическое пространство, 1975 года;

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года;

Важным направлением в формировании международного космического

права является формирование международных органов и организаций. По

решению ООН создан Комитет по Мирному использованию космического

пространства. Созданы организации для регулирования космической связи:

Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ);

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Учреждены и региональные организации.

Усвоив понятия и источники международного космического права,

необходимо рассмотреть вопросы о статусе космического пространства,

ответственности за космическую деятельность, а также статусе космонавтов

и космических аппаратов. При этом следует помнить, что космическое

пространство является открытым международным пространством, т.е. оно

открыто для исследования и использования всеми и не подлежит

национальному присвоению каким бы то ни было образом. Небесные тела и

их ресурсы являются общим наследием человечества. Государство несет

ответственность за всю национальную космическую деятельность,

независимо от того, осуществляется она правительством или физическими и

юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой

деятельности международному праву.

Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства регистрации космического аппарата. Право

собственности на космические объекты и их части, обнаруженные на

территории других государств, сохраняются и они подлежат возвращению за

счет государства регистрации.

Студентам заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования, а также студентам заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования, следует обратить внимание на то, что тема № 19 «Международное ядерное право», изучается самостоятельно.

Международное ядерное право является сравнительно новой отраслью современного международного права. В отечественной международно-правовой литературе возникновение данной отрасли рассматривают в связи с возникновением межгосударственных отношений по использованию атомной энергии. Появление нового источника энергии обусловило его применением как в военных целях, так и для мирного использования. Потенциальная опасность, которая таит в себе применение ядерного оружия, столь же большая опасность радиоактивного заражения в результате нарушения ядерной технологии в промышленности, судоходстве, в атомных электростанциях и в других объектах, поставила перед государствами и международными организациями неотложный вопрос о конкретном и более полном правовом регулировании международных и внутригосударственных отношений по использованию ядерной энергии. По существу на исходе ХХ века сложилась группа международно-правовых норм по регулированию отношений государств в связи с появлением принципиального нового источника энергии, воплотившего в себе новые перспективы для развития человечества.

Остановитесь на изучении следующих вопросов:

Что такое международное ядерное право? В чем особенности развития сотрудничества государств в области использования ядерной энергии?

Какие международные организации занимаются проблемами сотрудничества государств в области использования ядерной энергии?

Определите основные виды сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии и их особенности.

Для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования, а также для студентов заочной формы обучения на базе высшего профессионального образования тема № 20 «Международное право охраны окружающей среды» вынесена на самостоятельное изучение.

Изучение темы следует начать с анализа источников международного права охраны окружающей среды, которое начало складываться как обычное право. Особая роль в процессе формирования обычных норм международного права охраны окружающей среды принадлежит резолюциям

международных организаций и конференций. Важным источником международного права охраны окружающей среды являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области. К числу наиболее важных из них относятся: Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года; Конвенция о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года; Боннская конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года; Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 года; ряд конвенций, направленных на охрану морской среды, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года и др.

Следует обратить внимание на роль международных организаций в

сфере охраны окружающей среды. Центральное место здесь занимает ООН и

связанные с ней учреждения и органы. Среди главных органов ООН, в

первую очередь, следует выделить Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный Совет, а также региональные экономические комиссии.

Среди организации системы ООН наиболее заметными являются

ЮНЕСКО, ИМО, ВОЗ, ФАО, МАГАТЭ, занимающиеся экологическими

проблемами пределах своей компетенции.

Наиболее авторитетной из неправительственных организаций является

основанный в 1948 году Международный союз охраны природы и природных

ресурсов (МСОП).

Важную роль в сотрудничестве по охране окружающей среды играют

региональные организации.

Завершить изучение темы целесообразно уяснением основных

направлений сотрудничества по охране окружающей среды, таких как: защита среды Мирового океана; охрана атмосферы и околоземного космического пространства; охрана животного и растительного мира; защита

окружающей среды от радиоактивного заражения.

При изучении темы № 21 «Международное экономическое право и процесс» следует твердо уяснить, что международное экономическое право регулирует лишь межгосударственные экономические отношения.

Международные экономические связи между физическими и юридическими лицами регулируются национальным правом каждого

государства. В этом особая роль принадлежит нормам международного частного права.

Рост значения международных экономических отношений делает

необходимым усиление управления совместной деятельностью государств

через международные организации, что ведет к росту числа международных

организаций и их роли в развитии экономического международного

сотрудничества.

У международного экономического права те же источники, что и у

международного права в целом: международный договор и международный

обычай, но основным источником являются многосторонние и двусторонние

договоры регламентирующие различные аспекты экономических отношений.

К специальным принципам международного экономического права

относятся принципы всеучастия; неотъемлемого суверенитета государства

над своими природными ресурсами и своей экономической деятельностью;

принцип преференциального режима для развивающихся стран; принцип

международной социальной справедливости; принципе свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Особое внимание следует обратить на специфику разрешение

международных экономических споров, и характеристику международного

торгового, международного финансового и международного инвестиционного права.

Особое внимание необходимо уделить изучению вопросов функционирования Всемирной торговой организации, в частности правовому статусу, целям и функциям Всемирной торговой организации и ГАТТ, изучить стадии разрешения спора в рамках Органа по разрешению споров ВТО.

Задействуется следующее программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. СПС «КонсультантПлюс»;

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ;

3. www. allpravo.ru/library;

4. https:// www.iprbooks.shop.ru

(имя: rap-cf_student; пароль: krYUnaKU)

5. Конференция ООН по торговле и развитию /Юнктад/ - https://www.un.org/ru/ga/unctad/docs.shtml

6. Комиссия ООН по праву международной торговли /ЮНСИТРАЛ/ - https://www.uncitral.org/uncitral/ru/index.html

7. Международная торговая палата /МТП/ - https://www.iccwbo.ru/

8. Международный институт по унификации частного права /УНИДРУА/ - https://www.unidroit.org/

9. G20; Группа двадцати /Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors/ - https://www.g20.org/index.aspx

10. Парижский клуб - https://www.clubdeparis.org/

11. Экономический и Социальный Совет ООН /ЭКОСОС/ - https://www.un.org/ru/ecosoc/

12. Организация Объединенных Наций «Права человека» - https://www.un.org/ru/rights/;

13. Организация Объединенных Наций «Гуманитарные вопросы» - https://www.un.org/ru/rights/;

14. Организация Объединенных Наций «ООН и защита гражданских лиц в вооруженном конфликте» - https://www.un.org/ru/rights/civilians/;

15. Международный Комитет Красного креста - https://www.icrc.org/Web/rus/siterus0.nsf/htmlall/russia;

16. Международный уголовный суд - https://www.icc-cpi.int/;

17. Международный трибунал по бывшей Югославии - https://www.un.org/ru/law/icty/; https://www.icty.org/;

18. Международный трибунал по Руанде - https://www.un.org/ru/law/ictr/;

19. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - www.osce.org.

20. Организация стран-экспортёров нефти /The Organization of the Petroleum Exporting Countries/ - www.opec.ru.

21. Организация Объединенных Наций - www.un.org/ru/

22. Всемирная торговая организация - www.wto.org.

23. Россия и Всемирная торговая организация - www.wto.ru.

24. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - https://www.unesco.org/

25. Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс /North Atlantic Treaty Organization, NATO/ - https://www.nato.int/cps/ru/natolive/index.htm

26. Совет Европы - https://www.coe.int/lportal/web/coe-portal

27. Экономический и Социальный Совет ООН /ЭКОСОС/ - https://www.un.org/ru/ecosoc/

28. Международный валютный фонд, МВФ /International Monetary Fund, IMF/ - https://www.imf.org/external/russian/index.htm

29. Международная организация труда, МОТ /International Labour Organization, ILO/ - https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm#a4

30. Африканский Союз - https://www.africa-union.org/

31. Содружество Независимых Государств (СНГ) - https://cis.minsk.by/

32. Международная морская организация, сокр. ИМО /International Maritime Organization, IMO/ - https://www.un.org/ru/ecosoc/imo/

33. Департамент ООН по морским вопросам и морскому праву - https://www.un.org/Depts/los/index.htm

34. База данных договоров ООН - https://untreaty.un.org раздел «Морское право».

35. Журнал «Морское право» www.sea-law.ru.

36. Международный морской трибунал www.itlos.org

37. Комиссия по границам континентального шельфа www.un.org/Depts/los/clcs_new/clcs_home.htm

38. Международный орган по морскому дну - www.isa.org.jm

39. Журнал международного права и международных отношений - https://evolutio.info/

 

 

Литература к темам, которые изучаются самостоятельно

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.