Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов. Изучение курса «Правовые технологии разрешения конфликтов» провидится как в форме аудиторных лекционных занятий






 

Изучение курса «Правовые технологии разрешения конфликтов» провидится как в форме аудиторных лекционных занятий, так и в форме семинаров, а также в процессе самостоятельной работы слушателей. Все эти три формы обучения связаны, взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом в целях повышения эффективности образовательного процесса. Важным элементом работы по усвоению слушателями курса является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа по курсу «Правовые технологии разрешения конфликтов»способствует формированию представлений об институциональных механизмах и технологиях предупреждения и разрешения правовыми средствамисоциальных конфликтов. Специфика самостоятельной работы как формы образовательного процесса состоит в том, что она организуется и планируется самим студентом и магистрантом в зависимости от его личных способностей, багажа знаний и т.д. и осуществляется в наиболее удобное для него внеаудиторное время.

Самостоятельная работа слушателей курса «Правовые технологии разрешения конфликтов»включает в качестве важного звена изучение научных монографий и статей, посвященных изучаемой проблеме, художественных и документальных произведений, связанных с этой же темой, различного рода документальных источников, раскрывающих ее современное и историческое значение и состояние. В ходе изучения указанных выше источников студент или магистрант должен найти ответ на поставленные преподавателем вопросы, подготовиться к обсуждению на семинаре различных проблем и вопросов, которые входят в содержание занятия и раскрывают изучаемую тему курса «Правовые технологии разрешения конфликтов». Ниже приводятся темы и планы лекционных и семинарских занятий.

План учебных работ

п/п Темы лекционных занятии йи прорабатываемые вопросы Темы и формы практических занятий. Обсуждаемые вопросы и задания  
 
1 Конфликты в нормативно-правовой сфере. Правотворческие технологии предупреждения конфликтов 1. Причины возникновения конфликтов в нормативно-правовой сфере. 2. Функции нормативно-правовых конфликтов. 3. Типы правопонимания. 4. Правотворческая деятельность, ее субъекты и институты в системе предупреждения конфликтов. 1) Особенности, причины возникновения и развития конфликтов в нормативно-правовой сфере. Функции правовых конфликтов и проблемы предупреждения (семинар) 1. Каково значение норм права в разрешении конфликтов 2. Правотворческая деятельность: её понятие, основные субъекты и институты 3. Иерархическая система нормативно-правовых актов и её значение в разрешении конфликтов 4. Каковы особенности конфликтов в нормативно-правовой сфере 5. Вопросы конфликтов нормативно-правовых систем (Романо-германская, англо-саксонская, арабская и другие правовые семьи) 6. Методы правового регулирования  
2 Правонарушение как конфликт. Роль правовых механизмов в его предупреждении и разрешении 1. Виды правонарушений. 2. Теоретические подходы к конфликтам в криминологии Понятие преступления. Роль наказания в предупреждении преступлений 2)Гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, преступления: сквозь призму конфликтологии (семинар) 1. Гражданско-правовые деликты как конфликт 2. Административные правонарушения как конфликт 3. Преступление как конфликт и общественно-опасное противоправное деяние 4. Опишите основные теоретические подходы к конфликтам в криминологии 5. Наказание: цели и особенности назначения  
3 Тема 3. Правовые технологии разрешения конфликтов в сфере государственного управления, семейной, трудовой сфере, экологических конфликтов 1. Многообразие видов правовых технологий разрешения конфликтов 2. Возможности и особенности правовых технологий разрешения конфликтов в сфере государственного управления 3. Другие области применения правовых технологий разрешения конфликтов 3.1) Конфликты в социальных подсистемах общества (семинар) 1. Роль профсоюзного движения в разрешении трудовых конфликтов. 2007 год как пик развития трудовых конфликтов в России: на примере Ford-Saint-Petersburg. 2. Трудовые конфликты в Европе: технологии их разрешения. (Опыт Франции и Германии). Перспективы развития трудовых конфликтов и способы их предупреждения. 3. К истории брачных договоров в мире и в России 4. Особенности становления практики брачных договоров в современной России и их роль в предупреждения конфликтов между супругами 5. Приведите примеры экологических конфликтов в РФ 6. Институты разрешения экологических конфликтов: мировой уровень, уровень ЕС, особенности в России. Каковы были механизмы их разрешения 7. Каковы методы предупреждения экологических конфликтов   3.2) Анализ публикаций печатных СМИ Санкт-Петербурга по вопросам трудовых конфликтов с использованием метода традиционного (классического) анализа документов. (практикум) 1.Познакомьтесь с принципами работы информационно-справочной базыцентральных газет и журналов России (East View Publications) 2. Отберите материалы печатных СМИ Санкт-Петербурга за последние три года касающиеся вопросов трудовых конфликтов 3. Проанализируйте и опишите полученные материалы. Охарактеризуйте их характер и форму представления. 4. Составьте отчет по проделанной Вами работе  
4 Тема 4. Правоохранительные институты в системе предупреждения конфликтов 1. Понятие, значение, виды правоохранительных институтов. 2.Роль правоохранительных институтов в обеспечении социального порядка 3.Идея деполитизации правоохранительных органов 4) Возможности правоохранительных органов как одних из основных институтов конфликторазрешения (семинар) 1. Проследите историю формирования правоохранительных институтов в России. Идея преемственности в правоохранительных институтах: на примере российской прокуратуры. 2. Объясните суть деятельности правоохранительных органов по укреплению правопорядка и законности как одном из направлений предупреждения конфликтов. 3. Объясните значение принципа деполитизации правоохранительных органов    
5 Тема 5. Институты судебной власти в разрешении конфликтов 1. Понятие судебной власти и её роль в разрешении конфликтов. Судебная власть в России 2. Принцип доступности правосудия для граждан 3. Разрешение споров в суде 4. Новые формы судебной власти (неформальный арбитраж, третейские суды и т.п.) 5) Институты судебной власти в 21 веке: современное состояние и перспективы развития. (семинар) 1. Конституционный суд РФ: история становления, функции и роль. Статус судьи конституционного суда. 2. Становление Европейского суда по правам человека и его деятельность на современном этапе. Европейский суд и Россия: особенности взаимоотношений. 3. Международный уголовный суд. 4. Становление третейских судов в России: значение, круг решаемых вопросов и перспективы дальнейшего развития. 5. 5. Мировые суды и их роль в разрешении конфликтов.    
6 Тема 6. Правовые механизмы разрешения международных конфликтов 1. Понятие международного конфликта в науке и его виды 2. Значение международного права в разрешении международных конфликтов 6) Международные конфликты: прошлое и настоящее (семинар) 1. Международные конфликты в истории человечества 2. Современные международные конфликты: Азия, Африка, Европа 3. Международные организации и их роль в предупреждении конфликтов 4. Международные суды и трибуналы: история развитие и вопросы эффективности деятельности. 5. Международные конфликты на территории бывшего СССР.  
7 Тема 7. Ювенальные технологии 1. Современная ювенология: предметное поле, задачи, методы 2. Ювенология как междисциплинарная и полипарадигмальная область знания 3. Ювенология и социология молодежи 4. Ювенология как технология разрешения конфликтов. 5. К вопросу о взаимосвязи ювенологии и ювенальной юстиции.   7.1) Ювенология, ювенальная юстиция и ювенальные технологии в России (семинар) 1. Ювенальные технологии и ювенальная юстиция: как неразрывное целое 2. Ювенальные технологии работы в суде 3. Концепция ювенальной юстиции 4. Современные модернизации ювенальной юстиции (семейные суды). Комиссии по делам несовершеннолетних: опыт России 5. Ювенальная юстиция на международной арене 6. Будущее ювенологии и ювенальной юстиции в мире и в России 7.2) Российская модель ювенальной юстиции: современное состояние (коллоквиум) 1. Охарактеризуйте общие положения проекта Закона о ювенальной юстиции в России 2. В чём вы видите основные достоинства и недостатки проекта Закона? 3. Что, по вашему мнению, могло бы поспособствовать его улучшению? 4. Детально охарактеризуйте объект, в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов. Выясните основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции в России.  
8 Тема 8. Правовой медиаторинг как технология разрешения конфликтов 1. Правовой медиаторинг: исходные понятия и представления 2. Значение медиаторинга в условиях роста конфликтогенности общества 3. Нормативно-правовая база медиаторинга: проект закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» 4. Основные принципы правового медиаторинга. 5. Перспективы развития правовой медиации в России и опыт зарубежных стран 8.1) Правовой медиаторинг как интегральное будущее общества (семинар) 1. Становление и развитие правовой медиации в России и роль в этом процессе Государственной Думы. 2. Рынок медиационных услуг 3. Медиаторы и их значение сегодня. Перспективы подготовки специалистов-медиаторов 4. Школьная медиация как разновидность медиаторинга   8.2) Становление нормативно-правовой базы медиаторинга в России (проект закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)») (коллоквиум) 1. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу отечественного медиаторинга (медиации). Какие нормы права можно было бы отнести к сфере медиации? 2. Чем была вызвана (какими обстоятельствами) необходимость подготовки проекта Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»? 3. Приведите конкретные положения закона касающиеся: сферы его применения; принципов примирительной процедуры (медиации); стадий медиации. 4. Расскажите о порядке избрания и назначения посредников, опишите принципы их деятельности. 5. «Посредничество» и «медиация»: к вопросу о терминологии. Каковы соотношения этих понятий.    

 

Чтобы подготовить ответы на вопросы каждого семинара студент или магистрант должен во время самостоятельной работы обратиться к обязательной и дополнительной литературы, список которой он найдет в конце методических рекомендаций к курсу, а также использовать Интернет ресурсы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.