Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренние установки необходимые для применения активного слушания.






Метод активного слушания будет эффективен лишь в том случае, если для его применения учитель выработает в себе ряд основных установок, без которых метод будет звучать фальшиво, безжизненно и не искренне. Вот несколько основных внутренних установок, необходимых для применения метода активного слушания.

1.Вы должны хотеть выслушать ребенка. Это означает, что вы готовы выделить на это время. Если у вас нет времени, так и скажите.

2. Вы должны искренне хотеть быть полезным ребенку в решении его конкретной проблемы в данный момент. Если вы этого не хотите, ваше активное слушание не даст ни какого эффекта.

3. Вы должны быть в состоянии искренне принять его чувства такими, каковы они есть, какими бы они ни были и как бы не отличались от ваших чувств или от чувств, которые, по вашему мнению, «должен» испытывать ребенок. На развитие этой установки может потребоваться довольно длительное время.

4. Вы должны искренне верить в способность ребенка справляться со своими чувствами, работать над ними и решать свои проблемы. Для приобретения этой веры понаблюдайте за тем, как ваши ученики решают свои проблемы.

5. Вы должны осознавать, что чувства преходящи, а не вечны. Чувства меняются – ненависть переходит в любовь, отчаяние быстро сменяется надеждой. Поэтому не бойтесь чувств, выраженных ребенком, они не останутся в нем не навсегда в нынешнем виде. Активное слушание поможет вам в этом убедиться!

6.Вы должны научиться видеть в ребенке отдельного от вас человека – неповторимую личность, индивидуума, который имеет собственную жизнь. Эта «отдельность» позволит вам «разрешить» ученику иметь собственные чувства, его собственный взгляд на вещи. Лишь отдавая себе отчет, в этой «отдельности», вы сможете оказаться - полезны своему ученику.

Кому принадлежит проблема?...

Говорит ребенок Проблема принадлежит детям Активное слушание
  Проблем нет  
Говорит взрослый Проблема принадлежит родителю Я-сообщение

Приведите примеры, когда проблема принадлежит ученику: ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры, когда проблема принадлежит учителю: ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите все известные Вам реакции взрослых, когда они не одобряют поведение ребенка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сравните с приведенным ниже списком, приведите примеры.

1. Приказ, распоряжение, команда______________________________________________

2.Предупреждение, предостережение, угроза____________________________________

3. Увещевание, наставление, проповедь__________________________________________

4. Совет, предложение решений________________________________________________

5. Поучение, логическая аргументация___________________________________________

6. Осуждение, критика, несогласие, порицание____________________________________

7. Похвала, выражение согласия_________________________________________________

8. Обзывание, высмеивание, посрамление_________________________________________

9. Интерпретация, анализ, постановка диагноза___________________________________

10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка_______________________________

11. Зондирование, допрос_____________________________________________________

12. Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания____________________________

 

Слова взрослых могут быть и созидательными. Большинство учителей, узнав о разрушительном влиянии унижающих сообщений, горят желанием овладеть более эффективными способами противостояния детям. На нашем курсе еще не было ни одного учителя, который бы сознательно хотел уничтожить самоуважение ребенка.

5.Как разговаривать с детьми, чтобы они вас слушали. «Я-сообщения» и «Ты-сообщения».

Простейший способ увидеть разницу между эффективным и неэффективным противостояниями заключается в том, чтобы присмотреться ко всем передаваемым сообщениям с точки зрения их подразделения на «я-сообще­ния» и «ты-сообщения».

 

Внимательно изучите нижеприведенные со­общения, ответьте, на какой вид сообщений они ориентированны:

«Прекрати».

«Не делай этого».

«Ты не должен так себя вести».

«Когда ты, наконец...»

«Если ты не перестанешь, то...»

«Почему бы тебе, не сделать это?»

«Ты несносна»

«Ты ведешь себя, как маленький ребенок».

«Тебе нужно внимание».

«Когда же ты повзрослеешь!»

Но когда учитель просто говорит ребенку, что имен­но ему не нравится, сообщение, как правило, оказывает­ся «я-сообщением»:

«Я не могу отдыхать, когда кто-то очень громко говорит рядом».

«Я так устала, что у меня нет желания играть».

«Я не могу объяснять, когда мне постоянно приходится отвлекаться на посторонний шум».

«Я хочу, чтобы уроки были готовы вовремя».

Можно без труда осознать разницу между «я-сообщениями» и «ты-сообщениями», но ее полное значение по достоинству оценивается ими лишь после того, как мы возвращаемся к схеме процесса общения, прежде использовавшейся для объяснения сути активного слушания. Она позволяет учителям оценить всю важность «я-сообщений». Когда поведение ребенка неприемлемо для взрослого из-за того, что оно каким-либо осязаемым образом мешает ему удовлетворять свои потребности или не позволяет вполне наслаждаться жизнью, тогда проблема, несомненно, «принадлежит» взрослому. Он расстроен, разочарован, утомлен, обеспокоен, встревожен и т.д., и, чтобы дать ребенку знать, что происходит внутри него, взрослый должен выбрать подходящий шифр. Схема для взрослого, который устал и не испытывает желания играть со своим четырехлетним сынишкой, может выглядеть примерно так:

 

Взрослый ► Процесс ► Шифр «Я устал»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.