Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили руководства






Одним из факторов, влияющих на эффективность действующей системы управления на предприятиях и их структурных подразделениях, является стиль работы руководителей. Стиль работы руководителя представляет собой совокупность характерных методов, приемов и действий, используемых им в процессе управления.

Каждый руководитель обладает индивидуальным стилем работы, который проявляется в его деятельности и оказывает существенное влия­ние на деятельность аппарата управления и всего коллектива. Стиль ра­боты руководителя формируется под влиянием многих объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся следующие: законы и закономерности управления, общеобязательные требования к руководителям, особенности сферы деятельности, уровень иерархии управления, социально-психологические черты исполнительней, стиль вышестоящих руководителей.

Субъективные факторы включают особенности личности (личные качества) руководителя, которые формируют индивидуальные черты стиля каждого руководителя.

Стиль работы руководителя — не только присущие ему способы и при­емы воздействия на подчиненных, но и результаты деятельности возглавляемого им коллектива. Это объясняется тем, что стиль работы руководи­теля оказывает непосредственное воздействие на становление коллектив­ных, групповых и межгрупповых отношений, через эти отношения - на использование человеческого фактора, а значит, и на конечные производственные результаты.

Таким образом, индивидуальный стиль работы представляет собой осо­бую форму сочетания производственной функции руководителя с функцией регулирования взаимоотношений между членами коллектива и выра­жает отношения, сложившиеся между руководителем и подчиненными.

Формирование стиля руководства — это длительный, непрерывный и сложный процесс.

Основными путями совершенствования стиля руководства явля­ются: глубокое овладение теорией управления, систематическое повы­шение квалификации и общей культуры руководства, анализ и практи­ческое осмысливание результатов своей деятельности и деятельности коллектива, практика хозяйственного руководства в широком смысле этого слова.

Разнообразие отношений между руководителем и подчиненными определяет и различие в стилях работы руководителя. Наиболее значимы­ми и общепризнанными в практике и методологии управления считают­ся стили: директивный, демократический к либеральный. Особенности этих стилей выявляются по признаку отношений между руководителем и подчиненными.

Директивный (автократический, авторитарный) стиль отличается чрезмерной централизацией управления; единоличным решением не только крупных, но и мелких вопросов; сознательным ограничением контактов с подчиненными; стремлением руководителя к единовластию, к повелеванию людьми; достижением результатов хозяйственной деятельности, не считаясь со средствами.

Руководители директивного стиля руководства нередко трансформируются в бюрократов. Бюрократизм, как и вообще злоупотребление вла­стью, чинопочитание, бесхозяйственность, безответственность, связан прежде всего именно с несовершенством стиля управления, с недостат­ком экономической, правовой и управленческой культуры.

К наиболее распространенным чертам бюрократии относятся: склонность к закостеневшим, но привычным, организационным струк­турам управления, отличающимся многоступенчатостью;

затягивание решения задач из-за волокиты, безынициативности и ожи­дания указаний «сверху», даже по вопросам, находящимся в компетен­ции данного руководителя;

противопоставление ведомственных интересов общегосударственным межотраслевым;

мелочная опека подчиненных, неоправданное вмешательство в их дела;

приверженность к рутине, к документальному подтверждению каж­дого действия в целях перестраховки;

равнодушие к реальным потребностям коллектива.

Аппарат управления с такими недостатками не способен в полной мере аккуратно, четко и быстро выполнять свои функции.

Демократический (коллегиальный) стиль характеризует следую­щие черты:

предоставление подчиненным самостоятельности действий, соизмеримой с их возможностями, квалификацией и выполняемыми функциям;

высокий уровень самоуправления в трудовых коллективах;

решение руководителем только наиболее сложных и важных вопро­сов, главным образом вопросов координации и контроля деятельности;

постоянная информированность подчиненных о положении дел (гласность);

реализация полномочий руководителя, как правило, посредством убеждения и внушения, а не административными методами;

уважение к личности, к человеческому достоинству. Не может быть авторитетным руководитель, пренебрегающий человеческим достоин­ством подчиненных, так как в обществе никакими достижениями не мо­гут оправдываться действия, проникнутые неуважением к личности;

непременной чертой демократического стиля управления является неразрывность слова и дела руководителя. Следует добиться того, чтобы и в деловых отношениях слово, данное руководителем, воспринималось как юридический документ, исполнение которого не подлежит сомнению;

здоровая реакция руководителя на критику, позволяющая с достаточной достоверностью судить о зрелости руководителя, о его способности и желании правильно воспринимать справедливые замечания подчинен­ных относительно его личных качеств и результатов его деятельности.

Даже единственный случай негативного отношения к справедливой кри­тике характеризует руководителя точнее и более емко, чем его функциональные достижения в течение продолжительного времени.

При либеральном (пассивном, соглашательском, попустительском) сти­ле руководства исполнителям предоставляется почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей работой. Либеральное ру­ководство характеризуется минимальным участием руководителя, его бе­зынициативностью, ожиданием указаний сверху, неуверенностью в себе, нежеланием принимать ответственность за решения, легкостью воспри­ятия других мнений.

Исследования, проведенные Куртом Левиным по эффективности сти­лей руководства, показали, что директивное (авторитарное) руководство добивалось больших результатов в работе, чем демократическое. Однако при этом была низкая мотивация, отсутствие группового мышления, боль­шая агрессивность к руководителю и между работниками, большая по­давляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное пове­дение. По сравнению с демократическим при либеральном руководстве объем выполненных работ уменьшается, их качество снижается, а в оп­росах выражается предпочтение демократическому стилю руководства. Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивало более высокую продуктив­ность, но более низкую удовлетворенность, чем демократическое.

Кроме перечисленных стилей руководства рядом авторов предлагаются и другие классификации, а также иные подходы к их изучению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.