Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и определение коллектива, его функции






Успехи многих современных организаций в значительной степени определяются тем, насколько согласованно и слаженно взаимодействуют в них люди. Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в соста­ве групп, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принци­пу, например общности территории, профессии, случайных обстоятельств, в которых они оказались, социальных условий.

С точки зрения управления коллективу присуща извечная борьба между подчинением входящих в него людей общей воле и одновременно стремлением каждого из них к самостоятельности. При формировании коллектива необходимо учитывать существующие в противоречивом един­стве интересы личные и коллективные и находить пути их оптимального сочетания, не допуская их противоборства, что неизбежно приведет к разрушению коллектива.

Чтобы считаться коллективом, группа должна соответствовать нескольким признакам, ключевые из которых можно считать наличие об­щей цели у всех ее членов. Цель может формироваться в соответствии с миссией организации или в результате взаимного влияния индивидуаль­ных целей членов коллектива, но всегда будет единой для всех.

Психологическое признание членами группы друг друга выступает другим признаком коллектива, в основе которого лежат совместные ин­тересы, принципы, идеалы, сходство или взаимная дополняемость тем­пераментов, характеров.

Следующим признаком коллектива в связи с психологическим признанием является практическое взаимодействие людей в процессе дости жения их совместной цели. В результате взаимодействия становится возможным то, что в принципе не под силу одной личности.

Постоянство взаимодействия составляет четвертый признак коллектива, в результате реализации которого становится возможным взаимное влияние членов коллектива друг на друга, ведущее к формированию об­щих целей и интересов.

Воздействуя на поведение человека, коллектив во многом способст­вует его изменению, в значительной степени стимулирует творческую активность людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию. Однако влияние коллектива на личность может быть как позитивным, так и негативным.

Таким образом, коллектив это группа людей, взявших на себя обяза­тельства по достижению общей цели, которые, самоорганизуясь, четко рас­пределяют роли, получают от совместной работы моральное удовлетворение и достигают высоких результатов, способствующих удовлетворению запросов как членов коллектива, так и общества или внешней среды.

Коллективы бывают трудовые, общественно-политические, спортивные, культурные, бытовые и т.д. Они подразделяются также на коллекти­вы предприятий, организаций и учреждений.

Трудовой коллектив - это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Между членами трудового кол­лектива формируется сложная система непрерывно развивающихся свя­зей, при которых обеспечиваются ответственность каждого перед кол­лективом и ответственность коллектива за каждого работника.

В деятельности трудовых коллективов выделяют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные функции: хозяйственная, социальная, воспитательная.

Хозяйственная функция занимает ведущее место, так как ее реализация служит гарантом экономического развития коллектива и прогресса страны. Хозяйственная функция заключается в деятельности по выпол­нению общей цели в результате взаимного влияния и реализации индивидуальных целей членов коллектива.

Социальная функция заключается в улучшении социальной структу­ры и социальных связей коллектива и служит для того, чтобы независи­мо от служебного статуса люди ценили коллектив. Групповой подход к организации работы, создание условий для тесного взаимодействия раз­личных групп способствуют устранению барьеров между разными кате­гориями персонала, формированию благоприятного психологического климата в процессе сотрудничества. Методы, использующие «человеческий фактор» для повышения производительности труда и эффективности хозяйственной деятельности, чаще применяются японскими фирмами, между тем как американские фирмы больше ориентированы на использование традиционных методов управления персоналом.

Воспитательная функция трудового коллектива приобретаетвсе возрастающие значение. Воздействуя на поведение человека, коллектив но многом способствует его изменению. В коллективе человек имеет возможное по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе; ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы; коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства лю­дей, пробуждает в них стремление к совершенствованию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.