Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Закрепление принципов в международном праве.






 

Процесс усиливающегося влияния норм международного права на законодательство Российской Федерации в области прав и свобод граждан имеет объективный характер. Объективность указанного процесса обусловливается, в первую очередь, глобализацией, под которой в научной литературе понимается " втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникации и информационных технологий". Поэтому в современных условиях решение ряда глобальных проблем, включая повышение эффективности борьбы с международным терроризмом, возможно на основе широкого международного сотрудничества, что вызывает необходимость повышения уровня управляемости международной системой.[27]

Применяя термин " правовая глобализация", судья Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарь замечает, что он отражает качественные характеристики интернационализации ведущих правовых систем и нарастания на этой основе общего в нормативно-правовой жизни современной цивилизации. Объективная тенденция нарастающего влияния международного права на систему и отрасли внутреннего права России и гармонизации внутреннего и международного законодательства в результате набирающего силу процесса глобализации вполне очевидна.[28]

Как отмечается в научной литературе, сдерживание процесса глобализации фактически невозможно. В то же время ключевое значение имеет определение оптимальных форм и способов решения данной проблемы, позволяющих обеспечить разумное сочетание национальных и международных интересов. В связи с этим важно определиться в выборе приоритетов, ибо, как объективно полагает Н.С. Бондарь, вопрос заключается в том, являются ли глобалистскими приоритетами свобода и права человека (причем права, приобретшие во второй половине прошлого века международный характер) или ценности безопасности? Это связано с тем, что в силу возникновения в настоящем веке новых глобальных угроз человечеству (международный терроризм, природные и техногенные катастрофы, угроза глобального потепления и др.) все большее значение в современном мире приобретают вопросы безопасности личности, общества и государства. По мнению Н.С. Бондаря, положительный ответ лишь на один из данных вопросов, заключающийся в выборе только одного из названных ранее приоритетов, представляется сомнительным, тем более что права и свободы граждан гарантируются прежде всего государством.[29] Как справедливо отмечает Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, " права и свободы, в том числе прирожденные, не могут реализовываться без дееспособной политической власти, т.е. вне государства как политического сообщества народа, связанного правом и общей целью".[30] Это обусловливает необходимость поиска оптимального решения в определении баланса между ценностями публичного характера, с одной стороны, и частными интересами - с другой.[31]

Несмотря на существование различных подходов в юридической литературе по проблеме международной правосубъектности личности (индивидов), объективно констатируется наличие явной тенденции расширения возможностей личности в данной сфере, например, путем реализации права граждан государств - членов Совета Европы на обращение (при определенных условиях) с жалобами в Европейский Суд по правам человека.[32]

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

Декларация содержит семь принципов:

1) принцип неприменения силы или угрозы силой;

2) принцип мирного разрешения международных споров;

3) принцип невмешательства во внутренние дела других государств;

4) принцип международного сотрудничества;

5) принцип самоопределения народов и наций;

6) принцип суверенного равенства государств;

7) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не значит, конечно, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.

В Заключительном акте хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 г. Добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав и свобод человека и гражданина.

Представляется целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права[33].

Принцип неприменения силы или угрозы силы. Устав ООН (п. 4 ст. 2) провозгласил: " Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций". Конкретизируя эту основополагающую норму, Декларация 1970 г. возложила на каждое государство обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных, в том числе территориальных, споров.

Принцип мирного разрешения международных споров. В Уставе ООН положение о мирном разрешении международных споров закреплено в качестве одного из основных принципов, в соответствии с которыми должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.

Принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Согласно Уставу ООН (п. 7 ст. 2) Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Принцип международного сотрудничества. Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава.

Принцип самоопределения народов и наций. Устав ООН (п. 2 ст. 1) говорит о цели развития дружественных отношений " на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов". Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Согласно формулировке этого принципа в Заключительном акте 1975 г. Как равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, " все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".

Принцип суверенного равенства государств. Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в Уставе ООН и Декларации 1970 г. и Заключительном акте 1975 г.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: " Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства " являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера". Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специфической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств " принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров...".

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов " создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права", а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, " чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что " принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание". В ст. 26 установлено: " Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте 1975 г. и в других документах.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной.

Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью содержания принципа неприменения силы и угрозы силой. Государства обязаны " воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Принцип территориальной целостности государств. В соответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, на государства возлагаются следующие обязательства:

· уважать территориальную целостность каждого из государств;

· воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

· воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Становление обязательства государств уважать права человека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые непосредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

Согласно ст. 55 Устава ООН, организация содействует " всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...". И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения.

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях[34].

 

 


Заключение.

Подводя итог, можно сказать, что принципы права – те основополагающие идеи, начала, на которых базируется та или иная правовая система, лежат в основе всей законотворческой деятельности человека и являются продуктом многовекового развития цивилизации. Эти принципы отражают не писаные законы, по которым живет как отдельный человек, так и общество в целом. Принципы, как базовые элементы, постоянны во времени и служат отправной точкой для построения той или иной законодательной структуры государства.

Большинство общепризнанных принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание, безусловно, отражает определенные особенности экономической, политической, социальной, национальной, духовной и правовой систем российского общества.

К общепризнанным принципам права можно отнести принцип правосудия, законности, равноправия, справедливости, принцип уважения прав человека, принцип гуманизма, юридического равенства, демократизма, гласности, принцип ответственности за вину, неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

 

 


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

2. Всеобщей декларации прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

3. Декларация о принципах международного права, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.

4. Заключительный акт хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200. А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

7. Уголовный Кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 23 марта 2012 г.

8. Устав Организации Объединенных Наций, принятый в Сан-Франциско 26 июня 1945 года.

9. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001.

10. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты / М. И. Байтин // Правововедение – 2000 - № 3

11. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. – 1999. – № 5.

12. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. N 11.

12. Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.

13. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2

14. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. – 1996. – № 11.

15. Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. N 5.

16. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 31.

17. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

18. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 688 С.

19. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 2000.

20. Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 112.

21. Малеин Н.С. Правовые принципы: нормы и судебная практика // Государство и право. – 1996. – № 6.

22. Международное право.Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенкои проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 584 С.

23. Теория государства и права: Учебник под ред. Алексеев С.С., Архипов С.И..- М.: НОРМА, 2005г. –.496 С.

24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ,

2003. — 592 с.

25. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: " Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. – 800 С.

26. Цыбулевская О.И. Значение общеправовых принципов для отраслевого законодательства / Вопросы теории государства и права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 2000. – 421 с.

27. Явич Л.С. Сущность права. – Л., 1985. – 389 с.


[1] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – с. 9

[2] Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: " Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. – 800 С.

 

[3] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

 

[4] Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: " Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. – 800 С.

 

[5] Цыбулевская О.И. Значение общеправовых принципов для отраслевого законодательства / Вопросы теории государства и права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 2000. – с. 364

[6] Цыбулевская О.И. Значение общеправовых принципов для отраслевого законодательства / Вопросы теории государства и права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 2000. – с. 365

[7] Теория государства и права: Учебник под ред. Алексеев С.С., Архипов С.И..- М.: НОРМА, 2005г. – С.496

[8] Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. 216 с.

[9] Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. 391 с.

[10] Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 81.

[11] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт, 2000. 387 с.

[12] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – с. 9

[13] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. — с. 386.

[14] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – с. 4

[15] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – с. 10

[16] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009 – с. 8

[17] Теория государства и права: Учебник под ред. Алексеев С.С., Архипов С.И..- М.: НОРМА, 2005г. – С.496

[18] Теория государства и права: Учебник под ред. Алексеев С.С., Архипов С.И..- М.: НОРМА, 2005г. – С.496

 

[19] 3.Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. – 1996. – № 11.

 

[20] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001.- 800 с.

 

[21] Цыбулевская О.И. Значение общеправовых принципов для отраслевого законодательства / Вопросы теории государства и права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 2000. – с. 368

[22] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.- с. 11-16

[23] Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. И доп. На 23 марта 2012 г. – М.: Эксмо, 2012 – с. 37-41

[24] Конституция Российской Федерации – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – с. 19-20

[25] Явич Л.С. Сущность права. – Л., 1985.- с.115

 

[26] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

 

[27] Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. N 5. С. 78 - 79.

[28] Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 112.

[29] Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. N 11. С. 15 - 30.

 

[30] Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 31.

[31] Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. N 12. С. 112.

[32] Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. N 5. с. 80

 

[33] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 688 С.

[34] Международное право.Учебник для вузов. Ответственные редакторы — проф. Г. В. Игнатенкои проф. О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 584 С.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.