Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время как философские категории






На уровне повседневного сознания бросается в глаза факт текучести времени: от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Но в научном плане время соотносится прежде всего с изменяемостью. Изменение же можно определить как единство исчезающего, пребывающего и появ­ляющегося. Иными словами, изменение есть единство прошлого, на­стоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в раз­ных аспектах мысли. Для всех рассуждений о времени и безвременно­сти необходимо иметь в виду следующее положение: если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени». Именно тройственность времени и всякого изменения обнаруживает во времени другую его особенность, а именно проникающее его единство изме­няющегося бытия.

Идеалисты так или иначе отрывают реальное, физическое время от своего объективного содержания и делают его зависимым от субъекта или некоего Духа. Беркли, Юм, Мах полагают, что время есть форма индивидуального сознания. И. Кант трактует время как априорную форму чувственного созерцания. Для объективного идеалиста Гегеля характерно понимание времени как категории Абсолютного Духа, кото­рая реализуется в предметах природы.

В истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия «время». Один из них состоит в том, что сопоставляется про­шлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вы­вод, что настоящее - это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще-то нет, это якобы наша иллюзия.

Теолог и философ средневековья Блаженный Августин писал, что «ни будущего, ни прошедшего не существует, и неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, на­стоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной дей­ствительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих пред­метов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоя­щего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (exspectatio)»[2]. Для него, как видим, тоже характерна субъективистская трактовка времени, не отрицающая «прошлого» или «будущего» предме­тов, но подчиняющаяих, в конечном счете, духовным способностям человека. Вместе с тем он выразил (пусть и в свойственной ему форме) одну из трудностей в понимании соотношения прошлого, настоящего и будущего.

С точки зрения современной науки и философии понятие времени есть, прежде всего, отражение реального времени. Время - это совокуп­ность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) - их последовательность и длительность. Вре­мя как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии.

Наиболее общими свойствами времени являются его одномерность и однонаправленность. Будущее как процесс реализует возможности, ко­торые переходят в действительность, в настоящее, а настоящее, чрева­тое прошлым, уже в момент становления «действительного» переходит безвозвратно в прошлое.

В отличие от времени физическое пространство макромира обрати­мо. Если во времени нельзя, к примеру, вернуться в прошлое (в прямом смысле слова), то в пространстве мы имеем возможность возвращаться на прежнее место пребывания многократно. Пространству свойственна также трехмерная система координат при одновременном рассмотрении явлений: высота, ширина, длина.

В каждой форме движения материи пространство специфицировано. Социальное пространство, например, это область, в которой скрещива­ются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии ин­дивидов, групп, классов. Говорят о «социальном расстоянии», «социаль­ном чувстве» (в пространственном смысле). Близкое социальное рас­стояние есть не что иное, как взаимопонимание, сущест­вующее между субъектами (индивидами, социальными группами, клас­сами, государствами, народами).

Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает уни­версальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. По­нятие пространства в этом случае определяется еще и так: пространст­во - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуще­ствующих объектов, - их расположение друг относительно друга и от­носительную величину.

Пространство, как и время, есть атрибут, т.е. существенное свойство, материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что они есть формы, философы тем самым предполагали, что как фор­мы они определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей.

В философии и науке, кроме идеалистических и материалистиче­ских трактовок пространства и времени, существуют еще другие кон­цепции, среди которых важнейшими являются субстанциальная и ре­ляционная концепции. Они различаются между собой по вопросу о том, представляют ли пространство и время самостоятельные (наряду с материей) субстанции или же они производны от этой субстанции, оп­ределяются взаимодействиями вещей.

В античной философии основы субстанциальной концепции пространства были заложены Демокритом (наряду с атомами он признал существование пустоты, в которой дви­жутся атомы; размеры атомов не зависят ни от каких факторов); суб­станциальную концепцию времени мы обнаруживаем уже у Платона. Реляционная же концепция пространства и времени впервые встречает­ся в работах Аристотеля. Неизменность пространства и времени, их неизменяемость были ведущей линией в их трактовке на протяжении многих столетий.

Классическое свое выражение субстанциальная и реляционная кон­цепции получили в конце XVII - начале XVIII в. в работах Ньютона и Лейбница. Ньютон во всей своей полноте представил точку зрения субстанциализма, со­гласно которой время, а также пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. По его представлению, про­странство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором не­зависимо друг от друга с неизменяющимися размерами (независимо от их скорости) движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных, т.е. возвел их наряду с материей в ранг субстанций. Его оппонент - философ Лейбниц отстаивал, наоборот, точку зрения релятивизма, т.е. зависимость пространства и времени от отношений вещей. Если для Ньютона, например, доска занимает какое-то про­странство, которое остается, если вы уберете ее, то для Лейбница про­странство - это и есть соотношение доски с окружающими ее предме­тами; вне этого соотношения нет и пространства. Для Ньютона про­странство есть субстанция (своего рода «вещь»), для Лейбница это есть своеобразное отношение.

В настоящее время реляционная концепция связана с именами А. Эйнштейна, В.А. Фока и др. Из теории относительности следовали два важных в философском отношении вывода:

во-первых, при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в 2 раза (ракета, имевшая 100 метров на Земле при движении с околосветовой скоростью по отношению к Земле будет иметь уже размер примерно 50 метров);

во-вторых, темп течения временных процессов замедляется при скорости, близкой к световой (было подсчитано, что течение времени при этих условиях замедляется примерно в 40 раз).

Теория относитель­ности показала зависимость пространства (протяженности тел) и време­ни (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел. Кроме того, в геометрии Лобачевского и Римана была показана возможность искривления пространства в зависимости от массы тел. Иначе говоря, пространство и время - не независимые, а изменяемые свойства материальных систем.

К настоящему времени происходит сближение между собой суб­станциональной и реляционной концепций пространства и времени. Фи­зики, например, признают, что, будучи сторонниками реляционной кон­цепции, они обращаются вместе с тем при решении ограниченных задач к некоторым представлениям субстанциального характера (к статиче­ской концепции времени). Считается, что в дальнейшем основой теории времени все же останется реляционная концепция.

 

2. Уровни организации материи и научная картина мира [3]

 

В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нем имеются также хаотиче­ские процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического сози­даются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бы­тия.

Структурность - это внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в со­ставе целого. Вторая часть этого определения структурности указывает на организованность материи в виде бесчисленного множества систем. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты, а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых (или даже без одного из них) не может быть системы. Система опреде­ляется как комплекс взаимодействующих элементов. Из конкретных систем образуются структурные уровни, из которых и состоит матери­альное бытие при его более конкретном познании. Структурные уровни составляют объекты какого-либо класса, имеющие общие свойства, за­коны изменения и характерные для них пространственно-временные масштабы (так, атомы имеют масштаб в 10-8 см, молекулы - в 10-7 см, элементарные частицы обладают размером в 10-14 см и т.п.).

Область неорганического мира представлена такими структурными уровнями:

- субмикроэлементарный,

- микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий),

- ядерный,

- атомарный,

- молекулярный,

- уровень макроскопических тел различной величины,

- планетарный уро­вень,

- звездно-планетарный,

- галактический,

- метагалактика как структур­ный, самый высший из известных нам, уровень.

Семейство субъядерных частиц, получивших название кварков, представлено шестью родами. Теоретически предсказываются условия (сверхплотное вещество: 1014-1015 г/см3), при которых должна возникать кварк-глюонная плазма.

Имеется ряд структурных уровней материи в пределах Земли: кристаллы, минералы, горные поро­ды - геологические тела геосферы (ядро, мантия, литосфера, гидросфе­ра, атмосфера) и промежуточные структурные образования.

В мегамире имеются межзвездные поле и вещество, которые концентрируются глав­ным образом в такие узловые точки, как звезды с планетами (пульсары, «черные дыры»), звездные скопления - галактики, квазары. Достаточно распространены в космосе межзвездный газ, пылевые галактические и межгалактические туманности и т.п.

Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями:

- уровнем биологических макромолекул,

- клеточным уровнем, микроорганизменным,

- уровнем органов и тканей,

- уровнем системы организма,

- популяционным уровнем,

- биоценозным,

- биосферным.

Для каждого из них характерен и специфичен органиче­ский метаболизм - обмен веществом, энергией и информацией с окру­жающей средой. На уровне биологических макромолекул строятся мем­браны живых клеток. Построенные из различных мембран клеточные элементы (митохондрии, хлоропласты и т.д.) функционируют лишь в составе клеток. Существует предположение, что когда-то «предки» этих органелл вели самостоятельное существование. В биологии имеется довольно сложная систематика организмов, составляющих организменный уровень. В частности, выделяются виды, роды многоклеточных ор­ганизмов, их семейства, отряды, классы, типы, «царства», а также про­межуточные таксоны (надсемейство, подсемейство и т.п.). Высшим структурным уровнем живой природы является биосфера - совокуп­ность всех живых существ, образующих особую биологическую сферу Земли. Продукты биосферы, веками перерабатываемые природными процессами, включаются, наряду с другими, в геологический субстрат, в геологическую оболочку Земли. На основе единства газообразного, жидкого и твердого образований Земли исторически возникла, развива­лась и ныне функционирует вся биосфера Земли.

В социальной действительности тоже имеется немало уровней струк­турной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни:

- уро­вень индивидов,

- уровни семьи,

- различных коллективов,

- социальных групп,

- классов,

- национальностей и наций,

- этносов,

- государств и систе­мы государств,

- общества в целом.

Структурные уровни социальной дей­ствительности (что, кстати, нередко встречается в неорганической и органической природе) находятся между собой в неоднозначных связях; пример тому - взаимоотношение уровня наций с уровнем государств: одни и те же нации - в различных государствах.

Таким образом, каждая из трех сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые опре­деленным образом упорядочены и связаны между собой. Такая система элементов и связей материальной действительности в представлении соответствующих определенному этапу общественного развития научных воззрений понимается как научная картина мира.

Рассматривая структурность материи, мы обнаружили, что в основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физиче­ские виды реальности - вещество и поле. Что это за виды материи?

Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, ко­торые имеют собственную массу (массу покоя). Это фактически все материальные системы - от элементарных частиц до метагалактических.

Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существует электромагнит­ное поле (одной из его разновидностей является свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее между собой частицы атомного ядра. Как видим, вещество отличается от поля так называемой массой покоя; частицы света - фотоны этой массы покоя не имеют; свет не может покоиться, у него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все час­тицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойст­вами, в то же время поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой.

Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при опре­деленных условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям («те­лам»). При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энер­гии дают пару частиц - электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопро­вождаются излучением света. Превращение же поля в вещество проис­ходит при поглощении света растениями. Некоторые физики считают, что при атомном распаде «материя исчезает», превращается в нематери­альную энергию. На самом деле здесь материя не исчезает, а переходит из одного физического состояния в другое: энергия, связанная с вещест­вом, переходит в энергию, связанную с полем.

Существует ли еще что-то, помимо вещества и поля? В сравнительно недавнее время физики открыли частицы, которые по массе равны массе протона, но заряд у них не положительный, а отрицательный. Их назвали антипротонами. Затем были открыты и дру­гие античастицы (среди них - антинейтрон). На этой основе выдвигается предположение о существовании в физическом мире наряду с вещест­вом также и антивещества. Это тоже материя, только иной структурной природы и организованности. Ядра атомов этого вида физической ре­альности должны состоять из антипротонов и антинейтронов, а оболоч­ка атома - из позитронов. В земных условиях, как считается, антивеще­ство существовать не может, так как оно аннигилировало бы с вещест­вом, т.е. полностью превращалось бы в электромагнитное поле.

Следует заметить, что современная физика вплотную подошла к установлению существования антиполя, о чем свидетельствует, как полагают некото­рые ученые, обнаружение существования антинейтрино, которое можно квалифицировать как античастицу антиполя. Однако вопрос о сущест­вовании антиполей - пока дискуссионный и спорный вопрос. Можно принимать эту гипотезу, но - с известной долей скептицизма. Данный вопрос ставится в философии и затрагивает общую картину мира.

В настоящее время в научно-популярной и художественной литературе нередко пишут о так называемом «антимире». Полагают, будто наряду с миром, существующем на основе вещества и полей, имеется еще мир, состоящий из антивещества и антиполей и называемый «антимиром». В подтверждение этой (об «антимире») гипотезы ее сторонники, во-первых, приводят математические доказательства, которые, кстати, весьма убедительны. Во-вторых, они ссыпаются на закон симметрии в природе; раз все в природе симметрично, а в окружающем нас мире этой симметрии нет, так как вещество преобладает над антивеществом, то должен быть и «антимир», в котором антивещество преобладало бы над веществом (нет ясности при этом, как нейтрализуется опасность их аннигиляции). Су­ществует ли антимир или не существует - покажет развитие науки. Но в любом случае нельзя заменять понятие «антимир» понятием «антиматерия» (как это иногда случается). Какие бы виды физической реальности ни были бы обнаружены - все это не будет выходить за рамки субстанции - материи; понятие «антиматерия» - это какое-то духовное образование, но если (как гипотеза малой достоверности) оно и существует, то не может не быть производным от материи - субстан­ции и находиться вне этой субстанции. Если же это физическая реаль­ность, то это тем более материальная субстанция. Более правильный термин для обозначения данного гипотетического феномена - «анти­мир» (а не «антиматерия»).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.