Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация игрушек по возрастному назначению

Классификация игрушек по воспитательному назначению

 

Обусловлена их педагогической направленностью, то есть свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.

По воспитательному назначению игрушки подразделяют на восемь групп.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятия — самые первые в жизни ребенка. Они развивают у него осязание, координацию движений, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. К ним относят погремушки, подвески, шарики, мячи, разборные пирамидки, матрешки, цветные кубики и др.

Игрушки, способствующие физическому развитию детей (развитию силы, ловкости, меткости, координации движений) — это обручи, скакалки, кегли, велосипеды, луки, ружья и пистолеты, санки и др.

К игрушкам, знакомящим детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), относят куклы, фигурки людей, животных и рыб, предметы домашнего обихода, транспортные игрушки и т. п.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники (политехнические игрушки), относят конструкторы, действующие модели машин, механизмов и приборов, химические и электромонтажные наборы, электронные, электротехнические, аэродинамические; магнитные, пневматические игрушки, радио- и электромеханические игрушки, телеигры.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами, — это лопатки, грабли и другой садово-огородный инвентарь, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов, детали, полуфабрикаты), переводные картинки, детские швейные машинки и др.

К игрушкам, способствующим музыкальному и художественному развитию детей, относят детские музыкальные инструменты, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, панорамы, елочные и карнавальные украшения.

Настольные игры развивают наблюдательность, логическое, мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Игрушки-забавы — это смешные, танцующие и прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи, у которых имеется элемент неожиданности, а также головоломки и фокусы.

 

Классификация игрушек по возрастному назначению

 

Классификация связана с тем, что дети разных возрастов имеют разный уровень развития, по-разному проявляют интерес к окружающим их предметам и явлениям, играют теми игрушками, которые им близки и понятны. В связи с этим все игрушки делят на три группы: для детей ясельного, дошкольного и школьного возрастов. Следует отметить, что акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте до 7 лет умеет читать и писать.

Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет) подразделяют на несколько групп. Различают игрушки: для первой группы раннего возраста (первый год жизни ребенка) — погремушки, подвески, резиновые и пластмассовые игрушки небольшого размера, соответствующие размеру руки ребенка; для второй группы раннего возраста (второй год жизни ребенка) — матрешки, мячи, ходунки, прыгунки, куклы-голыши и др.; для первой младшей группы (третий год жизни ребенка) — кольца, пирамиды, кубики с разрезными картинками, кони-качалки, трехколесные велосипеды, совки, лопатки, а также развивающие игры с использованием игрушек-трасформеров, крупной мозаики, книги-игрушки и т.д.

Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) подбирают с учетом характера игр, в которых дети проявляют самостоятельность, выдумку и фантазию. Различают игрушки:

- простейшие музыкальные игрушки, игрушки-забавы, кукольная мебель и посуда, песочные наборы, велосипеды, транспортные игрушки, конструкторы-трасформеры, мозаика и др.;

- игрушки с более сложной отделкой и конструкцией, мячи, кегли, железные дороги, тематические наборы («Детский сад», «Больница», «Магазин» и др.);

- музыкальные и дидактические (обучающие) игрушки, карнавальные наборы, наборы цифр и букв, простейшие инструменты, настольные игры, книжки-панорамы, азбука, счетные палочки, велосипеды, электротехнические и электронные игрушки и др.

Игрушки для детей школьного возраста — конструкторы, сборно-разборные игрушки, наборы для выпиливания, городки, лыжи, санки, велосипеды и др.; шахматы, шашки, электронные (компьютерные) игры, настольный теннис, наборы по радиотехнике, физике, химии, наборы для выжигания, чеканки, инструменты.

 

Классификация игрушек по материалу изготовления

Игрушки подразделяют на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягконабивные), картонажные и др. В особую группу выделяют елочные украшения и карнавальные принадлежности, которые изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры из металлизированногo лавсана, картона, бумаги и других материалов.

Пластмассовые игрушки имеют наибольший удельный вес, так как отличаются легкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций, яркими цветами, хорошо моются. Пластмассовые игрушки изготавливают из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбоната, пенополиуретана (поролона). К ним относятся куклы, фигурки животных, погремушки, кольца, кубики, посуда, машины, тракторы, водоплавающие игрушки, мячи и др.

Металлические игрушки предназначены для детей всех возрастных групп, кроме первой группы раннего возраста. По способу производства металлические игрушки подразделяют на штампованные, литые и слесарно-механические. В общем выпуске металлических игрушек около 80% занимают штампованные. Вырабатывают их из черной и белой жести, а для некоторых деталей используют сплавы цветных металлов и стальную проволку. Сами игрушки состоят из нескольких отштампованных деталей.

В штампованных игрушках широко используют заводные механизмы, которые бывают с пружинным приводом, инерционные, с резиновыми амортизаторами и с электродвигателем.

В этой группе игрушек широко представлены транспортные игрушки (преимущественно заводные), предметы домашнего обихода, волчки и т.п.

Литые игрушки вырабатывают из легкоплавких металлов. Ассортимент этих игрушек представлен в основном фигурками отдельных животных, макетами некоторых видов оружия и фигурками солдатиков.

К слесарно-механическим относят самокаты, трехколесные велосипеды, детские коляски и т.п.

Деревянные игрушки имеют в настоящее время ограниченный ассортимент, так как в основном заменены пластмассовыми. Они отличаются по способу изготовления: токарные (городки, пирамиды), столярные и выпиленные (гарнитуры кукольной мебели), плетеные (лукошки и корзиночки).

Керамические игрушки занимают сравнительно небольшой удельный вес в общем ассортименте детских игрушек, и представлены они в основном изделиями народных художественных промыслов: дымковские, гжельские, филимоновские, каргопольские, опошненские, балхарские, узбекские и др. Это в основном различные фигурки людей, животных, зверей, птиц, свистульки, игрушечная фарфорофаянсовой посуда, кукольные сервизы и др.

Для изготовления резиновых игрушек применяется натуральный и синтетический каучук. Различают резиновые игрушки формованные, надувные, монолитные и полученные маканием – многократным погружением фарфоровой модели в резиновый клей для образования пленки необходимой толщины.

Формованием изготавливают куклы, игрушки спортивные (мячи и др.), фигурки людей и животных.

Мягконабивные игрушки изготавливают из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей и трикотажа. Набивочным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики. Мягконабивным способом вырабатывают куклы разных размеров и фигуры разных животных. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения (ошейники, медали, ленты, пряжки). Мягконабивные игрушки выпускаются в широком ассортимента, легки, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Картонажно-полиграфическими называются игрушки и другие принадлежности детских настольных игр, изготовленные типографской или литографской печатью на бумаге и картоне (настольные печатные игры в коробках: лото, парные картинки, картинное домино, картинные квартеты, игры типа шашек; кубики с картинками и др.).

Типографская — это одноцветная печать (преимущественно буквы, цифры, линии и клетки). Литография — это одноцветная или многоцветная печать полутоновых или штриховых рисунков на бумаге. Напечатанную бумагу наклеивают на картон, фанеру или на деревянные фишки, брусочки и кубики.

Игрушки из папье-маше. Папье-маше применяется в настоящее время для производства различных карнавально-праздничных масок.

Существуют разные технологические способы производства игрушек из папье-маше, но из них можно выделить два основных.

По первому способу бумажную макулатуру замачивают и перемалывают в роллах до консистенции «жеваной бумаги». Затем туда добавляют наполнители, клеящие вещества и из этой массы формуют в гипсовых формах маски или отдельные детали игрушек.

По второму способу бумажные листы замачивают клеевым раствором, а затем выклеивают ими внутреннюю поверхность гипсовых форм.

В том и другом случае после высушивания отформованные изделия шпаклюют и раскрашивают соответствующим образом.

 

Особенности потребительских свойств игрушек и общие показатели их качества

 

К общим показателям качества игрушек относят следующие: социальное назначение, функциональные, эргономические, эстетические, надежность и безопасность.

1.6.1 Социальное назначение игрушек

Социальное назначение игрушек — это соответствие их потребностям населения, в первую очередь детей, что обусловливает целесообразность производства тех или иных игрушек, их сбыта и потребления, влияние игрушек на умственное, нравственное, физическое воспитание детей.

Показателями качества социального назначения игрушек являются показатели социального адреса и потребительского класса игрушек, соответствие их оптимальному ассортименту и моральное старение игрушек.

Первыми из игрушек дети узнают погремушки, кольца, коня-качалку, ваньку-станьку и др. Именно с помощью этих бесхитростных игрушек у детей развиваются первые представления об окружающих их предметах и явлениях. Играя, ребенок становится активным участником игры. Особенно привлекают детей стремительная скорость, движение. Но главное при этом — управлять самому, почувствовать себя на месте капитана, машиниста, космонавта.

В играх дети уточняют понятия и представления о предметах и явлениях, развивают умственные способности, воображение. Подвижные игры необходимы для развития движения, мобилизации физических сил, закаливания детского организма. В играх дети знакомятся со свойствами и функциями предметов, учатся решать задачи, требующие от них умения размышлять, быть находчивыми, наблюдательными и в известной степени изобретательными. В играх у детей формируются чувства дружбы, коллективизма и товарищества. Особенно популярны у ребят игры соревновательного характера, в частности военно-спортивные.

В игре ребенок учится направлять свои действия на достижение определенной цели.

Содержанием и значением игр определяется роль игрушек. Главное, что привлекает ребенка в игрушках, — это их игровые свойства. От того, насколько эти свойства отвечают запросам ребенка, зависят привязанность его к игрушке и то воздействие, которое она окажет на его воспитание. Вот почему в новых игрушках должны быть отражены будущие достижения науки и техники, широкое применение должны найти элементы электроники и пневмотехники, различные двигатели, записывающие устройства, элементы вычислительной техники.

 

1.6.2 Функциональные свойства игрушек

 

Уровень функциональных свойств игрушек характеризуется тем, насколько они соответствуют своему целевому назначению. Это относится, прежде всего, к форме и конструкции игрушек, именно потому, что форма и конструкция несут информацию о назначении игрушки. Эти свойства определяют игровую и воспитательную направленность игрушек.

Умственному развитию, детей в значительной мере способствуют наборы для проведения различных опытов по физике, химии, а также игрушки, отражающие явления природы, животный и растительный мир, быт. Так, конструкторы помогают детям приобрести новые знания и навыки и применить их в реальной жизни, игрушки, предназначенные для игр на воздухе, способствуют физическому развитию ребят, а строительные кубики, например, дают ребенку возможность почувствовать себя настоящим строителем.

Функциональными показателями качества игрушек являются следующие: соответствие игрушки задачам воспитания; соответствие формы функциональному назначению; соответствие игровых достоинств возрастным особенностям детей, для которых они предназначены; масштабность воспроизведения игрушки в соответствии с реальным обликом (видом, размером) своего прообраза; размеры (толщина деталей, диаметр отверстий и др.); прочность крепления деталей и покрытия сварных швов; унификация деталей и другие конструктивно-технологические показатели.

 

1.6.3 Надежность потребления и показатели надежности игрушек

 

Надежность потребления игрушек — это потребительское свойство, обусловливающее сохранение основных параметров и форм, конструкции этих изделий в процессе их эксплуатации. В значительной степени надежность игрушек зависит от качества материалов, применяемых для их изготовления.

Показатели надежности игрушек и елочных украшений включают следующие: безотказность, долговечность, а для технически сложных игрушек (электрифицированных, электронных, заводных и др.) — ремонтопригодность и сохраняемость. Для игрушек, которые не выполняют технически сложных функций, для неремонтируемых игрушек основными показателями надежности являются долговечность и сохраняемость.

Безотказность при эксплуатации — свойство, особенно важное для электрифицированных, электронных и механических игрушек. Свидетельством безотказности работы технически сложных игрушек является их способность сохранять исправное, пригодное к игре состояние после транспортирования и хранения. Определяется этот показатель сроком сохраняемости, в течение которого качество изделия остается неизменным.

 

1.6.4 Эргономические свойства игрушек и показатели их качества

 

Эргономические свойства игрушек обусловливают степень удобства пользования ими, а именно осуществления отдельных операций. У каждой игрушки свои эргономические свойства. У пирамидки, например, ее устойчивость, удобство удержания дисков в руках, надевания их на стержень.

К эргономическим показателям качества игрушек относят следующие: удобство пользования, легкость освоения ребенком действий с игрушками, удобство управления технически сложными игрушками.

Эргономические показатели качества (антропометрические, физиологические и психофизиологические, показатели массы) определяются тем, насколько игрушки гигиеничны и соответствуют антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям детей определенного возраста.

Антропометрические показатели качества игрушек характеризуются конструкцией, которая обеспечивает рациональную и удобную позу ребенка при игре, его правильную осанку и оптимальную хватку руки.

Физиологические и психофизиологические показатели качества игрушек характеризуются их конструкцией. Они предполагают участие органов чувств ребенка и использование энергетических возможностей его мышечного аппарата при пользовании игрушками (детские велосипеды, педальные автомобили, спорт роллеры и др.).

Показатели массы игрушек (кроме полиграфических игрушек и елочных украшений) отражают удобство пользования ими. Так, масса игрушек для детей дошкольного возраста должна быть не более 400 г, а масса игрушек для детей младшего школьного возраста — не более 800 г.

 

1.6.5 Эстетические свойства игрушек и их показатели качества

 

Эстетические свойства игрушек характеризуют их общественную ценность и социально-культурную значимость, выраженную в форме.

Эстетические свойства игрушек включают в себя рациональную красоту, информационную выразительность, новизну, лаконизм формы, разумность размера, соответствие пластики и фактуры свойствам материала и технологии производства, высокое качество обработки.

В комплексе потребительских свойств игрушек эстетические свойства занимают очень важное место, так как имеют большое значение для эстетического воспитания детей. Содержательные и красиво оформленные игрушки помогают воспитанию у детей художественного вкуса. Вот почему игрушка должна быть красивой, с правильно соблюденными пропорциями, хорошо подобранными цветами. Информационная выразительность разных игрушек выражается в степени их сходства с зоологической копией животных или копией технической модели. При этом полное сходство с изображаемым объектом необходимо только тогда, когда это продиктовано идеей создания игрушки (машины в наборе «За рулем», животные в наборе «Зоопарк» и т. д.). Однако чаще выразительность игрушки достигается при сочетании реальности с фантазией художника. Такие игрушки представляют собой реальный и вместе с тем художественный образ. В изображении образов животных и людей используется также и дружеский шарж.

В группу эстетических показателей качества игрушек входят следующие: рациональность формы и целостность композиции, совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида, информационная выразительность и др.

 

1.6.6 Безопасность потребления и показатели безопасности игрушек

 

Безопасность потребления игрушек обеспечивает защиту организма детей при пользовании ими от опасных и вредных воздействий.

Показателями безопасности игрушек являются следующие: электрическая прочность игрушек (елочных украшений, электрогирлянд, электрических и электронных игрушек и т.д.), эффективность действия защитных устройств, отсутствие нефункциональных острых углов (особенно в металлических игрушках), стойкость к возгоранию, допустимая нагрузка (для спортивных и других игрушек), температура вспышки (для игрушек из пластических масс и других материалов), противоударная стойкость и др.

Кроме перечисленных к общим показателям качества игрушек относят следующие: трудоемкость, материалоемкость, себестоимость, показатель патентной чистоты (степень оригинальности, защищенная патентным или авторским свидетельством), а также оригинальность, рациональность, композиционная целостность и надежность упаковки, которые характеризуют такие свойства игрушек, как рациональность, эстетичность, надежность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтаксические признаки научного стиля | Христианский тип культуры




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.