Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

Новые стандарты - первые шаги в начальной школе

 

 

Едкова Марина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2»

г. Балаково

 

 

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

В 2010-2011 учебном году наше образовательное учреждение «Гимназия № 2» приняло участие в региональном эксперименте по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Перед нами встала задача определить изменения в существующей системе начального образования. С этой целью в гимназии создана рабочая группа по разработке образовательной системы в начальной школе. Участниками рабочей группы изучены документы, включающих содержание новых ФГОС НОО.

Нами отмечено, что современные проблемы любой системы образования в начальной школе непосредственно связаны с государственным стандартом второго поколения и его существенным отличием от стандарта первого поколения. Этот стандарт расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность образовательных учреждений в реализации основной образовательной программы. Стандарт второго поколения, по нашему мнению, открывает широкие возможности воплощения идей системы Л.В. Занкова, но ставит новые проблемы реализации трёх главных компонентов стандарта: требований к результатам освоения образовательной программы, её структуры и условий реализации основной образовательной программы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются прежде всего интересы личности.

В настоящее время те учителя, которые работают по системе Л.В. Занкова, находятся в более выгодных условиях. Это связано с тем, что требования ФГОС и принципы развивающего образования совпадают:

· учебные задания предполагают самостоятельное добывание знаний; уделено внимание самоконтролю;

· тренировочные задания несут в себе элементы новизны и требуют творческого подхода;

· выполняя задания, учащиеся могут выходить на несколько возможных вариантов решения, из которых отбираются наиболее интересные;

· учебные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, давая тем самым возможность увидеть картину в целом.

С введением новых стандартов возрастает профессиональное мастерство учителя. Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам» (Л.В. Занков. Беседы с учителями, с 179).

Изменились требования к проектированию учебного процесса.

1. тематическое планирование учебного процесса включает в себя виды учебной деятельности и требования к уровню подготовки учащихся;

2. проектирование «учебных ситуаций»;

3. организация работы учащихся (в группах и парах, в мобильных группах);

4. индивидуальная поддержка детей;

5. организация проектной деятельности;

6. оценочная деятельность.

Самым сложным при разработке рабочей программы было планирование УУД. На заседаниях творческой группы учителя-занковцы изучали виды универсальных учебных действий. Занятия проводились в форме деловой игры, дискуссий.

На сегодняшний день авторы УМК уже разработали и включили в рабочую программу учителя планируемые результаты обучения: предметные и метапредметные. Нам, работающим первый год, приходилось это делать самим.

В новом стандарте содержатся требования к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса, включающие параметры комплектности и качества оснащения образовательного учреждения. Гимназия обеспечила наши классы компьютерами и мультимедийными проекторами.

В настоящее время человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.

В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать " готовность человека к инновационному поведению". На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Мощнейшим стимулом освоения современных технологий, cогласно стандартам второго поколения, становится требование к результату обучения. Например, для развития у младшего школьника умения действовать в новой ситуации нужны особые задания. Концептуальные положения нового стандарта вытекают из главных факторов масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества, объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Традиции народа нашей страны, его обычаи, культуру дети осмысливают, вникая в смысл произведений народного творчества разных народов России, которые широко представлены в учебниках по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, музыки, ИЗО, к которым ученики обращаются, анализируя продукты прикладного народного творчества в технологии. С первых учебных дней первоклассники знакомятся с этими понятиями на страницах Букваря.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Учителя 1-х классов нашей школы широко использовали технологию само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся регулятивные универсальные учебные умения. Новые комплекты учебников включают эти задания.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. При решении многих заданий дети могут опереться на изобразительный материал (рисунки, пиктограммы, модели, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Поделиться опытом, проблемами учителя- занковцы имеют возможность на своём официальном сайте

Факультет «Реформа образования» Образовательного портала Мой университет Блог учителей-Занковцев г Балаково,

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

Все учителя, работающие по системе, являются членами Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особое внимание в новых стандартах уделяется оценке достижений планируемых результатов обучающихся.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы позволило определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах итоговые комплексные проверочные работы, на другие учебные ситуации и задачи. Все предлагаемые имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

Анализ результатов проведения итоговой комплексной проверочной работы показал, что большинство учащихся имеют базовый и базовый повышенный уровни.

Большую работу по выявлению личностных качеств проводит психолог гимназии.

Итак, введение стандарта и системы его сопровождения даст педагогам-практикам ориентиры и приоритеты в области:

- отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов);

- отбора содержания образования и организации образовательного процесса;

- организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вы намекаете на то, что господин Медведев, еще будучи президентом, совершил ошибку?..




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.