Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему будущее кажется иным




Почему мы относимся к будущим «я» как к другим людям? Отчасти из-за того, что нам недоступны наши будущие мысли и чувства. Когда мы думаем о себе в будущем, о своих потребностях и эмоциях, они не кажутся столь же реальными и насущными, как текущие желания. Мысли и чувства, которые влияют на наши решения в настоящем, молчат, пока мы не ощутим сиюминутность возможности. У студентов, которые выбирают, сколько кетчупа с соевым соусом им выпить в следующем семестре, не выворачивает желудок. Жертвуя временем будущего «я», они не волнуются о финальном матче на выходных и не трясутся из-за промежуточных контрольных в середине семестра. Без внутренних подсказок отвращения и тревоги мы просчитываемся в том, насколько будем расположены делать что- то в будущем.

Судя по данным компьютерной томографии головного мозга, когда мы думаем о себе в настоящем и в будущем, то задействуем разные области мозга. Поразительно, но при мыслях о будущем молчат зоны, которые связаны с образом «я». Словно мы воображаем, как кто-то другой наслаждается закатом или вкушает пищу. То же самое происходит, когда людей просят описать черты своего характера в настоящем и будущем. Участники размышляют о будущем «я», а их мозг активируется так же, как если бы они думали о другом человеке[33]. Мы словно смотрим на кого-то со стороны и решаем, что верно относительно него, а не заглядываем внутрь, чтобы понять, что соответствует нам. Эта привычка мозга обращаться с будущим «я» как с другим человеком критически влияет на самоконтроль. Исследования подтверждают, что чем меньше при мыслях о будущем «я» в мозге активируется система самосознания, тем вернее вы «пошлете» будущих вас и скажете да сиюминутным удовольствиям.

Специалист по привлечению инвестиций использует оптимизм будущего «я» во благо

Анне Бреман, экономисту из Аризонского университета, стало любопытно, удастся ли некоммерческим организациям воспользоваться представлениями людей о своих будущих как о более щедрых личностях. Что если благотворительные фонды попросят людей обещать деньги будущих «я», а не раскошеливаться сейчас? Анна работала со шведской компанией, которая поддерживает местные проекты в развивающихся странах, и сравнила две разные стратегии поиска средств.

При методе «дай больше сейчас» фактических спонсоров просили увеличить ежемесячные пожертвования начиная со следующего платежа. При «дай больше завтра» спонсоров тоже просили увеличить ежемесячные пожертвования, но лишь спустя два месяца. Во втором случае спонсоры дали на 32 процента больше тех, кто попал в программу «дай больше сейчас». Мораль: нам следует осторожнее нагружать свои будущие «я». Но если деньги, время или усилия требуются от других людей, воспользуйтесь иллюзией будущего «я», заранее заручившись их обещаниями.



Когда будущее «я» — незнакомец

Все мы гораздо больше печемся о собственном благополучии, чем о счастье незнакомца — уж такова человеческая природа. Поэтому вполне логично, что мы ставим текущие желания выше грядущего благоденствия. Зачем вкладываться в будущее чужака, особенно в ущерб своему комфорту в настоящем?

Хал Эрснер-Хершфилд, психолог из Нью-Йоркского университета, убежден, что шкурный интерес — главная проблема нашего стареющего общества. Люди живут дольше, но пенсионный возраст остается прежним, и большинство оказываются финансово неподготовленными к «лишним» годам. Примерно две трети послевоенного поколения не скопили достаточно средств, чтобы жить так же, как до увольнения. А исследование 2010 года обнаружило, что у 34 процентов американцев вовсе нет сбережений к пенсии. 53 процентам из них еще нет 33 лет, а 22 процентам — уже 65 лет и больше. Эрснер-Хершфилд (сам еще молодой парень, который к тому времени подсобрал немного) предположил, что люди не откладывают на будущее, так как им не хочется отдавать свои кровные незнакомцу.

Чтобы проверить догадку, он придумал измерять преемственность будущего «я» — то, насколько вы воспринимаете будущее тем же человеком, что и текущее. Не все представляют будущее «я» абсолютным незнакомцем, некоторые из нас с ним довольно близки. На рисунке показаны разнообразные отношения людей с их будущими «я» (выберите два кружка, которые больше всего вам подходят, и возвращайтесь к чтению). Эрснер-Хершфилд обнаружил, что люди с высокой степенью преемственности будущего «я» (у которых кружки совпадают почти полностью) больше копят и меньше влезают в долги по кредитке, а следовательно, гораздо лучше финансово обеспечивают свои будущие «я».



Раз отчуждение от будущего «я» приводит к недальновидным финансовым решениям, станет ли человек копить больше, если получше познакомится с будущим собой? Эрснер-Хершфилд решил это проверить, показав студентам их самих в пенсионном возрасте. Ученый привлек к сотрудничеству профессиональных аниматоров, и в программе, которая симулирует старение, они создали трехмерные аватары участников[34]. Эрснер-Хершфилд хотел, чтобы ребята поверили в то, что видят именно себя, а не родственника (чаще всего студенты восклицали: «Совсем как дядя Джо [или тетя Салли]!») или существо из фильмов ужасов. Студенты взаимодействовали со своими состарившимися аватарами при полном реалистичном эффекте присутствия. Участники сидели напротив зеркала, но видели отражения будущих «я». Если человек качал головой, будущее «я» повторяло движение. Если поворачивался — поворачивался и аватар. Пока ребята их изучали, экспериментатор задавал каждому вопросы: «Как вас зовут? Откуда вы родом? Чем вы увлекаетесь в жизни?» Когда отвечал человек, возникало ощущение, словно говорит и будущее

Потом участники покидали лабораторию виртуальной реальности и принимались за построение воображаемого бюджета. Им давали 1000 долларов и просили разделить их на мелкие расходы, развлечения, текущий и пенсионный счета. Студенты, которые взаимодействовали с будущими «я», откладывали в два раза больше денег на пенсионный счет, нежели те, кто сидел перед настоящим зеркалом и видел свое молодое отражение. После знакомства с будущими участники охотнее вкладывали в них — и, соответственно, в себя.

Эта технология пока еще малодоступна, но, возможно, придет время, когда до подписания пенсионного плана все новые сотрудники компании станут встречаться в отделах кадров со своими будущими «я». Однако есть и другие способы знакомства (см. далее «Эксперимент: познакомьтесь со своим будущим “я”»). Если вы укрепите преемственность будущего «я», это не только увеличит ваши сбережения, но и поможет вам во всех волевых испытаниях. Высокая преемственность будущего «я» побуждает людей быть лучше сейчас. Например, Эрснер-Хершфилд заметил, что люди с высокой преемственностью чаще приходили на исследование вовремя, а с низкой — напротив, чаще наплевательски относились к эксперименту, и встречу приходилось переносить. Пораженный этим неожиданным наблюдением, ученый взялся изучать, как преемственность будущего «я» влияет на принятие нравственных решений. Его самая недавняя работа показывает, что люди с низкой преемственностью будущего гораздо менее честны в ролевых бизнес-играх. Они чаще прикарманивают найденные на работе деньги, выбалтывают информацию, которая может погубить карьеру другого человека. Они больше блефуют, если обман окупается. Как будто разобщенность с будущим «я» позволяет им не замечать последствий собственных действий. Напротив, связь с будущим «я» защищает нас от наших худших порывов.

Эксперимент: познакомьтесь со своим будущим «я»

Помогите себе принимать мудрые решения: отправьте себя в будущее («ДеЛориан» не требуется[35]). Ниже вы найдете три способа, как сделать грядущее более осязаемым и познакомиться с будущим «я». Выберите тот, что вам нравится больше, и попробуйте на этой неделе.

1. Нейробиологи из Эппендорфской больницы Гамбургского университета (Германия) доказали, что мысли о будущем помогают отсрочить удовольствия. Вам даже не нужно воображать грядущие награды за отдаленные наслаждения — достаточно просто думать о том, что будет. Например, если вы пытаетесь выбрать: начать проект сейчас или отложить, представьте себя в продуктовом магазине на следующей неделе или на заранее запланированной встрече. Когда вы рисуете себе будущее, мозг точнее просчитывает последствия текущих решений. Чем реальнее и живее представляется будущее, тем более вероятно, что вы предпочтете то, о чем не пожалеет ваше будущее «я».

2. Основатели FutureMe.org придумали способ переписки с будущими «я». С 2003 года на сайте хранятся электронные письма людей самим себе. Послания отправляют адресатам, когда подходит указанный срок. Воспользуйтесь этой возможностью и подумайте, чем будет заниматься ваше будущее «я», что оно подумает о решениях, которые вы принимаете сейчас? Поделитесь с будущим «я», что вы собираетесь сделать, чтобы достичь долгосрочных целей. Каковы ваши надежды на будущее? Каким вы хотите стать? Представьте, что вы из будущего смотрите на себя в настоящем. За какие поступки будущее «я» скажет вам спасибо? Психолог Хал Эрснер-Хершфилд утверждает, что, даже если вы вкратце наметите для себя план письма, это сблизит вас с будущим «я».

3. Исследования показывают, что, воображая себя в будущем, можно укрепить силу воли в настоящем. В одном эксперименте лежебок просили представить себе либо положительное будущее «я», которое регулярно занимается спортом и отличается отменным здоровьем, либо отрицательное — малоподвижное и страдающее от разных болячек. Обе картинки поднимали людей с диванов: два месяца спустя они больше занимались спортом, чем контрольная группа, у которой не было такого задания. Можете ли вы представить свое положительное будущее «я» в волевом испытании: насколько оно привержено цели и пожинает плоды своих трудов? Или будущее «я», которое страдает от последствий своего бездействия? Позвольте себе повитать в облаках: представьте в малейших деталях, что вы будете чувствовать, как будете выглядеть, с какой гордостью, благодарностью или сожалением будете вспоминать свои прошлые поступки.

Мы вроде бы порешили, что всегда лучше отсрочивать наслаждения. Но так ли это?

Рэн Кивец, маркетолог из Колумбийского университета, обнаружил, что некоторым людям весьма непросто предпочесть текущее счастье будущей награде. Они постоянно отсрочивают удовольствие во имя работы, добродетели, будущего счастья, но в результате сожалеют о своих решениях. Кивец назвал это состояние гиперопией — или, по- простому, дальнозоркостью. Большинство людей, как мы уже выяснили, хронически близоруки. Когда перед ними оказывается обещание награды, они не способны разглядеть за ним ценность отсроченного вознаграждения. Люди, которые страдают гиперопией, хронически дальнозорки: они не видят, как важно жить настоящим. Это столь же серьезная проблема, как и близорукость: и то и другое в итоге приводит к разочарованию и несчастью.

Людям, которым трудно сказать да искушению и поддаться соблазну, требуется столько же силы воли, как и остальным, чтобы сказать нет. Поэтому каждую стратегию из этой главы они должны переворачивать с ног на голову. Люди с гиперопией — в отличие от близорукого большинства — должны себя баловать. Например, выбирайте подарочный сертификат вместо возврата наличных, когда покроете кредит. Тогда вам придется роскошествовать, а не ныкать наличные на черный день (однако постарайтесь, чтобы подарочный сертификат не залежался в ящике на кухне из-за того, что все никак не настанет время пускать пыль в глаза). Помогайте себе принимать лучшие решения, так же как люди, которым требуется избежать сиюминутных наслаждений. Только не сосредотачивайтесь на убытках от удовольствий, а воспринимайте их как выгодное вложение. Вообразите, как вам будет приятно, как они восстановят ваши силы для работы (продавцы знают об этой потребности и рады подать свои товары так, чтобы снять с покупателя вину). А когда будете думать о том, каким образом ваши сегодняшние решения повлияют на будущее счастье, представьте, как пожалеете о том, что не побаловали себя сегодня.

Признаюсь, я и сама слегка дальнозорка. Когда мне нужно напомнить себе, что пора расслабиться, я вспоминаю, как пять лет хранила бутылку шампанского. Мне ее подарила начальница, когда я получила стипендию для учебы на факультете психологии. Она вручила мне драгоценный сосуд с торжественным напутствием, и я не решилась откупорить его сразу. Я боялась не оправдать надежд: да, я прошла по конкурсу, но взят лишь первый барьер. Я сказала себе, что выпью шампанское, когда приеду в Стэнфорд и освоюсь. Бутылка пересекла со мной полстраны, от Бостона до Северной Калифорнии. Я пообвыкла на факультете психологии, но и тогда не пришло время пригубить заветный напиток. Я не сделала ничего, чтобы праздновать. Возможно, в конце первого года или когда опубликую первую статью.

Бутылка переезжала со мной четырежды. Всякий раз, доставая ее, я думала: «Я почувствую, что заслуживаю ее, когда возьму следующий барьер». Я все-таки открыла ее, когда защитила диплом. К тому времени шампанское выдохлось.

Я вылила его в раковину и поклялась, что никогда не повторю такого с другой бутылкой и буду отмечать каждое достижение и каждый рубеж в своей жизни.

Под микроскопом: не слишком ли вы дальнозорки ради своего же блага?

Вам трудно оторваться от работы, потому что всегда найдутся дела? Вы испытываете вину и тревогу, когда тратите деньги, и вам трудно купить что-либо, кроме крайне необходимого? Бывает, что вы оглядываетесь назад, на то, как вы расходуете свои время и деньги, и хотите больше сосредоточиться на настоящем счастье и перестать откладывать его на потом? Если так, превратите все эксперименты этой главы в стратегии баловства (и не мешкайте, ладно?).

Резюме

Наше воображение подводит нас, когда мы представляем свое будущее. Отдаленные награды кажутся менее привлекательными, и мы выбираем сиюминутное наслаждение. Нам не удается предсказать, что' нас соблазнит или отвлечет, поэтому не получается и защитить себя — и мы предаем свои цели. Чтобы принимать более мудрые решения, нам надо лучше понимать и поддерживать свои будущие «я». Нам надо помнить, что будущему «я» придется справляться с последствиями текущих действий, и оно будет очень благодарно нам за старания.

Основная мысль: когда нам не удается видеть будущее четко, мы поддаемся искушениям и медлим.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал