Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления






Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, показать значение логики как фактора повышения практической эффективности правовой деятельности. При изучении вопроса о логике в структуре человеческого познания необходимо усвоить, что логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи.

Другим важным моментом является сопоставление истинности мысли и ее формальной правильности. Здесь необходимо уяснить, как истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме. При этом необходимо обратить внимание на то, что логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не ставит перед собой задачи непосредственного исследования путей и способов постижения истины. Истинность рассуждения обеспечивает иначе, а именно тем, что исследует правила мышления – те алгоритмы, которые гарантируют истинность заключения лишь при условии истинности посылок. Тем самым в центре внимания логики оказывается правильность мышления. Это позволяет ей рассматривать логические структуры независимо от их логического содержания.

Важно отметить, что применение формально-логических методов в юридическом мышлении, оперативной и следственной практике станет возможным в результате последовательного изучения теоретического курса логики и права, выработки практических навыков использования логических форм, законов и правил.

Вопрос о форме мышления самым непосредственным образом связан с языком. Рассматривая вопрос о языке как знаковой системе, необходимо усвоить такие понятия, как знак и значение, имя и смысл, познакомится с другими семантическими категории. Для этого удобно использовать схему, предложенную немецким логиком Г. Фреге, известную как семантический треугольник.

Сравнение естественного и искусственных языков дает возможность изучить принципы построения символического языка, его логические константы и переменные, показать, как они фиксируются в простых и сложных высказываниях, т.е. как переводится предложение естественного языка в символическое выражение, принятое в логике.

Знакомясь с основными этапами развития логики, необходимо, прежде всего, рассмотреть вклад Аристотеля в создание этой науки и те важнейшие положения, которые были внесены в ее развитие многими другими учеными.

В этом же вопросе уместно рассмотреть соотношение традиционной (формальной) логики и математической (символической).

Рассматривая вопрос о значении логики для юристов, следует показать, как разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в практике построения следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Здесь важно понять, почему формальная сторона в праве гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, и усвоить, как логическая форма оказывает влияние на содержание правового мышления.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные значения слова «логика»?

2. Что изучает формальная логика?

3. Какова роль формальной логики в системе научного знания?

4. Что такое логическая форма?

5. Как используется абстрактное мышление в логике?

6. Что такое истинность мысли?

7. Что такое логическая правильность мысли?

8. Каково соотношение истинности и логической правильности мысли?

9. Изучает ли (и если да, то с какой целью) формальная логика неправильное мышление?

10. Какое значение имеют истинность и правильность в реальном мыслительном процессе?

11. Каким образом логика обеспечивает истинность рассуждения?

12. Какова взаимосвязь логической формы и правового мышления?

13. Как соотносятся мышление и язык?

14. Что такое знак?

15. Назовите основные виды знаков.

16. Знаки какого вида исследует логика?

17. Что такое значение?

18. Что такое смысл?

19. Какова взаимосвязь знака, значения и смысла?

20. Что такое семиотика как наука и каковы ее основные разделы?

21. Что такое естественный язык?

22. Что такое искусственный язык?

23. В чем проявляется взаимосвязь между естественным и искусственным языками?

24. Какие основные искусственные языки используются в логике?

25. Что такое метаязык?

26. Что такое объектный язык?

27. В чем основное отличие языка логики высказываний от языка логики предикатов?

28. Чем отличается традиционная логика от символической?

29. Какие основные этапы выделяют в историческом развитии логики?

30. В чем заключается значение логики для юристов?

31. Как влияют логические формы на нормативный характер правового мышления?

 

Тема 2. Понятие






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.