Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности как педагогическая проблема






Планы семинарских занятий по дисциплине

Основы педагогики» 2010-2011 учебный год

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 1

Возникновение и развитие педагогической науки

Основные понятия: педагогика, образование, воспитание, обучение, социализация, развитие, формирование, методы исследования.

После изучения этой темы студенту необходимо:

• знать предпосылки возникновения педагогики, ее объект, предмет и
функции и уметь обосновать значение педагогической науки в развитии
общества;

• знать основные категории педагогики и уметь использовать их при характеристике социально-педагогической реальности;

• знать отрасли педагогической науки и уметь обосновать необходимость ее дифференциации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что определило возникновение педагогики как науки? В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

2. Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

3. Как соотносятся основные педагогические категории? В чем вы видите их сходство и различие?

4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?

Основная литература

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.21–62.

2. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 11–18.

3. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 10–42.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2007. – С. 214–234.

Дополнительная литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для вузов/ [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.]; под ред. А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 512 с.

2. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008.– 430 с.

3. Харламов, И.Ф. Педагогика: крат, курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск: Высшая школа, 2005.

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 2

Развитие личности как педагогическая проблема

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, развитие, социализация, наследственность, активность, среда, воспитание, концепция.

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать роль объективных и субъективных факторов развития личности; уметь раскрывать сущность современных концепций развития личности; уметь применять эти знания при описании педагогической реальности в различном социокультурном контексте;

· знать факторы социализации (макро-, мезо-, микро-факторы), обусловливающие формирование определенного типа поведения и активности личности; уметь оценивать себя и другого с позиции социальной зрелости;

· знать личностные особенности людей разного возраста и пола; уметь их определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Как человек становится личностью и чем обусловлен процесс ее развития?

2. Какова роль и место воспитания в различных концепциях развития личнсоти?

3. Какое влияние оказывают возрастные, половые и индивидуальные различия людей на решение ими жизненных и профессиональных проблем и как это проявляется?

 

Основная литература

 

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 20–23.

2. Основы педагогики учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.121–125.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 19–29, 161–163.

4. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 71–126.

Дополнительная литература

1. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб: Питер, 2000.

 

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 3

Системы образования в РБ и за рубежом

Основные понятия: образование, концепция образования, система образования, содержание образования, среднее образование, высшее образование, тенденции развития образования

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения реализации основных функций образования;

· знать сущность понятия " содержание образования" и основные документы, которые его отражают; уметь использовать эти знания для профессионального самоопределения и развития;

· знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов.

· понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие общие и особенные черты проявляются в системах образования развитых стран мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) и почему?

2. Какова образовательная политика зарубежных стран – ближайших соседей Республики Беларусь (по выбору студента.) на современном этапе?

3. Какие тенденции можно выделить в развитии образования стран мира?

 

Основная литература

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 69–75.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.47–50, 63–99.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ.: В 2-х кн. / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С.316–331.

Дополнительная литература

1. Андреев, В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. - Минск, 1993.

2. Андреев, В.И. Система образования в Японии / В.И. Андреев. – Минск, 1995.

3. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова. – М., 1998.

4. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н.Джуринский. – М., 1998.

5. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск, 2004.

6. Крайко, Э.Н. Система образования во Франции / Э.Н.Крайко. – Минск, 1995.

7. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И.Латыш. – 2-е изд., доп.- Минск, 2000.

8. Салимова К., Педагогика народов мира / К.Салимова, Н.Додде. – М., 2001.

9. Степанов, В.А. Становление и развитие системы высшего образования в Великобритании / В.А. Степанов. – Минск, 1998.

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.