Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Божие промышление о человеке после грехопадения




      По Своему великому человеколюбию Бог не перестал промышлять о человеке и после его падения в грех. Более того, в самом наказании за грех — смерти — отображается Божие промышление о падшем человеке, ибо смертьюпресекается бесконечный процесс человеческих прегрешений, распространение зла и непрестанная жизнь в мучительных, тяжелых и проклятых ее условиях, порожденных грехопадением. «Смертью Законодатель останавливает распространение греха, — говорит святой Кирилл Александрийский, — и в самом наказании проявляется человеколюбие. Поелику Он, давая заповедь, с преступлением заповеди соединил смерть и поелику преступник подпал под это наказание, то Он и устрояет всё так, что и самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разоряет сие наше жизненное естество и, таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой — избавляет человека от болезней, освобождает его от усилий и трудов, пресекает его скорби и заботы и полагает конец страданиям телесным. Вот каким человеколюбием Судия смягчает самое наказание». Самое наказание смертью, по слову святогоГригория Богослова, переходит в человеколюбие, ибо «смерть — в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным». Божие промышление о падших людях проявляется в том, что Бог подает им все необходимое для поддержания жизни (см. 1Тим. 6: 17), заботится обо всех и каждом (см. 1Пет. 5: 7; Мф. 6: 32—33; Лк. 12: 30—31; Прем. 12: 13; Лк. 12: 7), ниспосылает помощь (см. Пс. 120: 2, 123: 8), наставляет сердца (см.Притч. 21: 2), укрепляет души (см. Притч. 16: 2), трудится вместе с труждающимися (см. Пс. 126: 1), человеколюбиво определяет границы жизни и трудов каждого человека (см. Иов. 12: 10; Пс. 38: 5—6; Деян. 17: 25), заботливо следит за жизнью всякого человека от утробы матери до гроба (см. Пс. 21: 10—11, 138: 15, 70: 6; Иов. 10: 11), печется о каждом человеке любовью, превосходящей материнскую, распоряжается всеми событиями в человеческой жизни (см. 1Цар. 2: 6—7; Втор. 32: 39; Прем. 16: 12—13; Сир. 11: 21), ниспосылает блага всем людям без различия (см. Мф. 5: 45), особенно помогает праведникам (см. Рим. 8: 28; 2Пет. 2: 9; 1Кор. 10: 13; Пс. 33: 16, 32: 18; Иов. 36: 7, 10; Пс. 102: 13, 17—18, 90: 1—16), заслоняя их щитом милости Своей (см. Пс. 5: 13). «Ясно, таким образом, что нет ни одного человека, о котором Бог не промышляет. А если Бог и не печется обо всех одинаковым образом, — то и это — великое знамение Его Промысла, ибо Он проявляет Промысл Свой в соответствии с пользой каждого».
      Божие промышление о падших людях особенно сказывается в том, что человеколюбивый Господь к каждому человеку приставляет Ангела хранителя, покрывающего его крыльями, сохраняющего, избавляющего от зла, не стесняя его свободы, молящегося Богу за него и верно сопровождающего его в качестве спутника жизни (см. Мф. 18: 10; Пс. 33: 8, 90: 10, 11; Деян. 12: 15; Евр. 1: 14; Быт. 48: 16, 24: 7). По учению святых отцов, Ангелы «служат Богу в делах Его Божественного Промысла». Охраняя людей, Ангелы содействуют их преуспеванию в добре, вере и благочестии и поддерживают на пути спасения (см. Евр. 1: 14; Зах. 2: 3; 4Цар. 1: 3, 15—17; Суд. 2: 1—5). «...Хранителие спасения благочестивых Ангели». «Велико достоинство человеческих душ, ибо каждая из них с самого рождения имеет определенного ей Ангела хранителя». Преимущественно это относится к христианам, так как для подвига спасения Ангелы хранители необходимы им как помощники, наставники, молитвенники и заступники перед Богом.
      2. Как Промыслитель Бог промышляет о народах и царствах, направляя их судьбы к достижению Своих целей. Как Царь всей земли Он царствует над народами, властвует над царствами, вручая их кому хочет (см. Пс. 46: 3, 7—8; Мал. 1: 14; Дан. 4: 22, 29); Им «цари царствуют и повелители узаконяют правду»(Притч. 8: 15), сердце царей в Его руке, Он их поставляет, Он и низлагает (см.Дан. 2: 21, 4: 14; Притч. 21: 1; Сир. 10: 4; Иер. 27: 5—6). Сообразуясь с нравственным состоянием народов и Своими Божественными намерениями, Бог либо в изобилии подает им земные блага (см. Ис. 1: 19) и тихую и мирную жизнь (см.1Тим. 2: 2; Иер. 29: 7), либо посылает голод, моры, землетрясения (см. Мф. 24: 7), рабство и прочие бедствия (см. Дан. 3: 38). По Его воле одни царства воздвигаются, а другие падают (см. Дан. 2: 37—44). «Бог Сам раздает земные царства и добрым, и злым, но делает это не без намерения и не случайно... а сообразно с порядком вещей и времен — для нас сокровенным, а Ему полностью известным». Божие промышление о народах особенно проявляется в том, что Бог и к народам как целостным образованиям приставляет Ангелов хранителей: Святое Откровение свидетельствует нам, как Ангел еврейского народа и Ангел персидского народа молятся Богу каждый за свой народ (см. Дан. 10: 1—21). Как хранители народов они заботятся о них и о достижении целей, которые Бог поставил этим народам, отвращают от зла, руководствуют к добру, молитвенно ходатайствуя о них перед Богом и различными способами внушая то, что служит им ко благу (см. Дан. 11: 1—45; Быт. 41: 1—28). Об Ангелах хранителях целых народов отцы Церкви учат, что «они охраняют области земные и управляют народами и странами, как им повелено Творцом».
      Богооткровенная истина — и в том, что и Поместные Церкви имеют своих Ангелов хранителей для руководства в их Богочеловеческой деятельности в мире (см. Откр. 1: 20). «Я уверен, — благовествует святой Григорий Богослов, — что особенный Ангел предстательствует (π ρ ο σ τ α τ ε ῖ ν) о каждой Церкви, как научает меня Иоанн в Откровении». На такую деятельность святых Ангелов указывает Церковь в своем молитвенном богословии: «Велия Ангел Твоих Христе сила: безтелесни бо суще мир протичут, сохраняюще Церкви силою, яже от Тебе Владыко, и Тебе молятся о вселенней».
      3. Образ промышления Божия о мире, как и образ сотворения мира, во всей своей полноте непостижим для человеческого ума, однако Божий Промысл о людях осуществляется в основном двумя путями — естественным и сверхъестественным. Естественный путь Божия промышления о мире состоит в том, что все твари во вселенной живут, движутся и существуют по естественным, изначально установленным Богом законам — только под промыслительным Божиим надзором; при этом Бог помогает людям, наставляя их к достижению цели их жизни с помощью естественных средств, то есть с помощью сил и законов, находящихся в самом человеческом естестве или в окружающей человека природе, а также посредством естественного развития дел и событий в мире (см. Деян. 14: 17; Мф. 5: 45; Рим. 1: 19—20, 2: 15, 13: 3—6; 1Кор. 11: 31—32; 2Пет. 2: 6; 1Цар. 19: 11; Пс. 118: 90—91, 64: 10, 148: 5—6; Прем. 11: 17, 12: 27). Сверхъестественный образ Божия промышления о мире заключается в том, что Господь ради нашего исцеления и спасения употребляет средства сверхъестественные: чудеса (τ έ ρ α τ α), знамения (σ η μ ε ῖ α), силы (δ υ ν ά μ ε ι ς), помощью которых «побеждается естества чин». Всё Откровение Ветхого и Нового Завета, а особенно Богочеловеческое Домостроительство спасения, совершенное удивительнойЛичностью Господа Иисуса Христа, — это самая лучшая иллюстрация сверхъестественного Божия промышления о мире.
      4. Божие Промышление о мире, как и сотворение мира, — это дело не одного только Лица Пресвятой Троицы, а всех трех Лиц. Отец промышляет чрез Сына в Духе Святом; Их промыслительное действие совместно и нераздельно (см.Ин. 5: 17; Мф. 12: 28, 28: 19). Троичное Божество в Своем единосущном и нераздельном естестве, промышляя о спасении людей, посылает Спасителя в Лице Единородного Сына, совершающего спасение в Духе Святом (см. Еф. 1: 3—14; Ин. 3: 16; Мф. 28: 19—20; Евр. 1: 1—3; 1Кор. 12: 4—10; Рим. 14: 17; Кол. 1: 17).
      Эта богооткровенная истина — составная часть единой, святой, неделимой богочеловеческой истины Христовой Церкви, зримой нами через Святых Отцов. Святой Афанасий Великий пишет: «Отец творит всё чрез Сына в Духе Святом; так соблюдается единство Святой Троицы, и в Церкви проповедуется един Бог». Святой Василий Великий богословствует: «Дух Святой в каждом действовании соединен и неразделен с Отцем и Сыном».


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.