Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является обязательной при подготовке экономистов по специальностям «Мировая экономика» и «Финансы и кредит»




 

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является обязательной при подготовке экономистов по специальностям «Мировая экономика» и «Финансы и кредит», обеспечивающей студен­тов необходимыми знаниями закономерностей функционирования денег, кредита и банков в рыночной экономике.

Цель изучения данной дисциплины – формирование у студентов фундаментальных знаний в области теории денег, кредита и банков на основе раскрытия исторических и современных аспектов их сущности, функций, роли в современной рыночной экономике, а также получение студентами профессиональных навыков систематизации и оценки различных явлений в денежно-кредитной сфере экономики. Опираясь на знания, полученные при изучении данной дисциплины, студенты должны уметь владеть формами и методами использования денег и кредита в современных условиях хозяйствования; самостоятельно оценить эффективность реализации функций денег, особенно учитывая специфику России в условиях рыночной экономики; показать взаимодействие денег, денежного оборота, кредита и банков с процессом воспроизводства; рассчитать на основе данных официальной статистики ряд традиционных показателей: соотношение наличной и безналичной денежной массы, денежные агрегаты, уровень инфляции, коэффициент монетизации, денежный мультипликатор, скорость обращения денег, уровень просроченной задолженности по банковским кредитам и др.; анализировать особенности реализации денежно-кредитной политики в разных странах, применяемые центральными банками методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики; применять действующие законодательные и нормативные документы при характеристике правовых основ функционирования денег, кредита и банков; анализировать сводный баланс Банка России (используя при этом его годовые отчеты, а также «Бюллетень банковской статистики») с целью уяснения состава и структуры активных и пассивных операций и их взаимосвязи; определить специфические особенности банковской деятельности и роль коммерческих банков в современной рыночной экономике; показать объективную необходимость и практическую значимость соблюдения всех принципов банковского кредитования при организации кредитного процесса в банке.

В результате изучения дисциплины студенты должны также иметь представление о теориях денег, кредита, инфляции и денежно-кредитного регулирования; влиянии введения единой европейской валюты (евро) на экономическую интеграцию в Европе, мировую экономику и экономику России; специфике денежных и банковских систем отдельных стран.

В соответствии с требованиями, установленными государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области финансов и кредита, студентам необходимо изучить основы функционирования денежной, кредитной и банковской систем; научиться применять знания, полученные в результате изучения дисциплины, в практической работе.



Для изучения данной дисциплины необходимо знание таких дисциплин, как «Экономическая теория» и «История экономических учений».

При изучении рассматриваемого курса рекомендуется использовать следующие дополнительные источники информации: журналы «Деньги и кредит», «Бюллетень банковской статистики», «Финансы», «Эксперт», «Вестник Центрального банка России»; интернет-ресурсы www.cbr.ru – сайт Центрального
банка России, www.minfin.ru – сайт Министерства финансов Российской Федерации.

В процессе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» предусматривается чтение лекций, проведение семинарских занятий, контроль самостоятельной работы, промежуточное тестирование в ходе изучения каждого из разделов дисциплины. В конце обучения все студенты сдают экзамен.


1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ» для студентов очной формы обучения

Номер темы Наименование темы лекции и семинарского занятия Количество часов
лекции семинары контроль самосто-ятельной работы всего
Раздел I. ДЕНЬГИ
Необходимость, сущность денег и эволюция их видов
Функции денег и их роль в рыночной экономике
Денежный оборот, его структура и основы организации
Денежная система и ее элементы
Сущность инфляции, ее причины и методы преодоления
Международные валютные и расчетные отношения. Валютная система и ее элементы. Валютный курс и его роль в экономике
Раздел II. КРЕДИТ
Необходимость и сущность кредита как экономической категории, его формы и виды
Сущность ссудного процента и механизм его функционирования в рыночной экономике

 



Кредитная система, ее эле-менты, структура и особенности в отдельных странах
Международные кредитно-финансовые институты
Раздел III. БАНКИ
Банковская система, ее элементы
Центральные банки, их функции и операции
Денежно-кредитная политика цен­тральных банков в современных ус­ловиях
Коммерческие банки: сущ-ность, функции и операции
Ликвидность коммерческого банка и оценка его устойчивости
Итого

 

Для студентов заочной формы обучения

 

Номер темы Наименование темы лекции и семинарского занятия Количество часов
лекции
Раздел I. ДЕНЬГИ
Виды и функции денег
Денежная система и денежный оборот
Валютная система и ее элементы. Валютный курс и его роль в экономике
Раздел II. КРЕДИТ
Сущность, формы и виды кредита
Кредитная система, ее элементы, структура и особенности в отдельных странах
Международные кредитно-финансовые институты
Раздел III. БАНКИ
Банковская система, ее элементы
Центральные банки, их функции и операции
Денежно-кредитная политика центральных банков в современных условиях
Коммерческие банки: сущность, функции и операции
Итого

 

2. ПРОГРАММА КУРСА «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал