Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие догматов




      Догматы — это богооткровенные вечные истины веры, содержащиеся в Святом Откровении и хранимые, изъясняемые и сообщаемые Церковью как Божественные, животворящие и неизменные правила спасения. Само слово «догмат» (δ ό γ μ α) имеет греческое происхождение, оно образовано от глагола δ ο ϰ ε ῖ ν (мыслить, полагать, считать, веровать) в его форме δ έ δ ο γ μ α ι (в 3-м лице δ έ δ ο ϰ τ α ι — решено, определено) и этимологически означает мысль, получившую свое определение и утвержденную в качестве неоспоримой логической истины в какой бы то ни было сфере человеческой деятельности: философской, религиозной, законодательной. Древнегреческие и древнеримские писатели употребляют слово «догмат» в философском, нравственном, законодательном смысле со значением «учение», «правило», которое вследствие своей неоспоримой истинности для многих приобрело значение логически и фактически обязательной истины, заповеди, закона, предписания (повеления).
      В Ветхом Завете слово «догмат» означает, с одной стороны, политические распоряжения, государственные указы и законы (см. Дан. 2: 13, 3: 10, 6: 8—9; Есф. 3: 9), а с другой — заповеди Моисеева закона (см. Иез. 20: 24) либо предписания, относящиеся к религиозной жизни вообще (см. 2Мак. 10: 8, 15: 36).
      В Новом Завете слово «догмат» (δ ό γ μ α) употребляется пять раз в двояком смысле: в политическом — и означает царские указы и повеления (см. Лк. 2: 1; Деян. 17: 7) – и в религиозном, отражая предписания Моисеева закона, имевшие в свое время обязательную силу для каждого еврея (см. Кол. 2: 14), а также новозаветные постановления, обязательные для всех членов Христовой Церкви. Ибо в Деяниях Святых Апостолов говорится, что апостолы Павел и Тимофей«предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (φ υ λ ά σ σ ε ι ν τ ὰ δ ό γ μ α τ α, тὰ ϰ ε ϰ ρ ι μ έ ν α ὑ π ὸ τ ῶ ν ἀ π ο σ τ ό λ ω ν ϰ α ὶ τ ῶ ν π ρ ε σ β υ τ έ ρ ω ν τ ῶ ν ἐ ν Ἰ ε ρ ο υ σ α λ ύ μ ο ι ς, Деян. 16: 4). Проводя различие между предписаниями Моисеева закона и новозаветными истинами, догматами, апостол Павел говорит, что Господь Иисус Христос «закон заповедей(Моисеевых) догматами упразднил» (τ ὸ ν ν ό μ ο ν τ ῶ ν ἐ ν τ ο λ ῶ ν ἐ ν δ ό γ μ α σ ι ϰ α τ α ρ γ ή σ α ς, (ср. Еф. 2: 15).
      Следовательно, еще с апостольских времен сформировалось церковное значение слова «догмат» как Божественной, неоспоримой, абсолютной и общеобязательной истины веры. Великий ревнитель богоданного, апостольского Предания святой Кирилл Иерусалимский основные истины веры, содержащиеся в Символе Иерусалимской Церкви, называет необходимыми догматами (τ ῶ ν ἀ ν α γ ϰ α ί ω ν δ ο γ μ ά τ ω ν), догматами благочестия (δ ο γ μ ά τ ω ν ε ὐ σ ε β ῶ ν — букв. «благочестивыми догматами». — «Примеч. пер.»), а подвиг веры, которым они усвояются, именует догматическим образом веры (ε ἶ δ ο ς τ ῆ ς π ί σ τ ε ω ς τ ὸ δ ο γ μ α τ ι ϰ ό ν). Всецелое новозаветное учение о Боге он называет догматами о Боге (τ ὰ π ε ρ ὶ Θ ε ο ῦ δ ό γ μ α τ α), а личное и животворящее усвоение этих догматов деятельной верой считает необходимым условием спасения, делая вывод: «Величайшая польза — изучение догматов». Перечислив все новозаветные истины о Боге, Божием Сыне, Святом Духе, о добре и зле и вообще о домостроительстве спасения, святой Григорий Богослов призывает оглашенных свое благо, свое спасение, свою новую жизнь утверждать «на основании этих догматов (ἐ π ὶ τ ο ύ τ ῳ τ ῷ ϑ ε μ ε λ ί ῳ τ ῶ ν δ ο γ μ ά τ ω ν)». Святой Григорий Нисский разделяет все христианское учение на две части: на нравственную часть и на точные догматы (ε ἰ ς τ ὸ ἒ ϑ ι ϰ ο ν μ έ ρ ο ς ϰ α ὶ τ ὴ ν τ ῶ ν δ ο γ μ ά τ ω ν ἀ ϰ ρ ί β ε ι α ν — букв. на “акривию догматов”. — «Примеч. пер.»). Святой Иоанн Златоуст под догматами разумеет христианское вероучение, а Викентий Леринский вселенским догматом (catholicum dogma) именует вселенскую веру (universalis fides). На Вселенских Соборах слово «догмат» употреблялось в значении «истины христианского вероучения», и святые отцы на Соборах нарицают догматами свои определения о вере, тогда как все прочие решения и предписания именуют канонами, правилами. Это отчасти отражается и в том, что Церковь дает наименование догматика (δ ο γ μ α τ ι ϰ ό ν) тем богослужебным стихирам, которые содержат в себе вероучение о Пресвятой Богородице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о двух естествах в одном Лице Богочеловека.
      Таким образом, на языке Церкви догматами в строгом смысле этого слова называются только те богооткровенные истины, которые касаются веры, в отличие от богооткровенных истин нравственного, обрядового и канонического характера, но при этом никогда нельзя упускать из виду, что все они, в конце концов, составляют одно неделимое целое.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.