Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила организации урока






Кафедра педагогики и методики

Преподавания юридических дисциплин

 

 

Реферат

на тему: «Урок и его виды»

 

Выполнил: ____________________

студент гр. 221з заочного отделения

Павлов В.А.

Научный руководитель: Исламова Р.А.

 

 

Казань – 2013

Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность и назначение урока в процессе обучения. 4

1.1. Правила организации урока. 4

1.2. Учебный процесс. 9

2. Типы и виды уроков. 12

2.1. Классификация уроков. 12

2.2. Сущность типов уроков. 14

Выводы и предложения. 19

Список использованной литературы.. 20

 

 


Введение

 

 

Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Эффективность обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Цель данной работы - исследовать понятие «урок» и его виды.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи:

- раскрыть сущность и назначение урока в процессе обучения;

- изучить типы и виды уроков.

 

 


Сущность и назначение урока в процессе обучения

 

 

Правила организации урока

Основной организационной формой обучения в современной школе является урок.

В педагогической литературе урок имеет несколько версий его квалификации. При определении урока обычно отмечается его ограниченность во времени и постоянный состав учащихся. В число обязательных признаков урока включаются:

- наличие определенных образовательных и воспитательных целей;

- достижение поставленных целей путем необходимых средств и методов обучения;

- подбор соответствующего учебного материала и уровней его усвоения;

- организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

При проведении урока должны быть учтены соответствующие требования к нему как форме организации обучения. В педагогической и методической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18. Одни авторы в число требований к уроку включают все требования к педагогическому процессу, другие не раскрывают требований к уроку, в которых учитывались бы достижения современной дидактики [5, С. 54].

Первые попытки классификации требований к уроку были предприняты В. А. Онищуком, разделившим их на 4 группы:

- дидактические;

- психологические;

- гигиенические;

- идеологические [6, С. 75].

Условность деления В. А. Онищук видит в том, что в реальной действительности все эти требования тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга.

М. И. Махмутов отмечает, что кроме основных правил организации урока, вытекающих из дидактических принципов, обучающий руководствуется и специальными, основанными на логике процесса обучения, принципами обучения и закономерностями преподавания и предлагает к каждому уроку предъявлять дидактические, воспитательные и развивающие требования, которым должен отвечать современный урок. Среди дидактических требований М. И. Махмутов выделяет:

- четкое определение образовательных задач каждого урока;

- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

- творческий подход к формированию структуры урока;

- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления и др. [5, С. 24].

К воспитательным требованиям М. И. Махмутов относит:

- определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке: формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;

- постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы и др.

Развивающие требования:

- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

- изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития» и др.

Кроме перечисленных требований к уроку, существуют также организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

Особый интерес представляют компоненты урока: цель, дидактические задачи, структура, содержание, средства и методы обучения, формы организации обучения. Данные компоненты занимают важное место в теории урока, в том числе и урока информатики, поэтому мы рассмотрим их с целью дальнейшего проецирования на процесс обучения.

Создание любого урока должно осуществляться с соблюдением условий, правил его организации и требований к нему. Условия – факторы, без которых невозможная нормальная организация урока. Например, социально-педагогические и психолого-дидактические. К социально-педагогическим относятся условия: творчески работающего учителя, необходимых средств обучения, доверительных отношений между учителем и учащимися и др. В группе психолого-дидактических условий: уровень обученности учащихся, применение активных форм и методов обучения и т.д. Вся совокупность требований (дидактических, психологических и др.) в конечном счете сводится к соблюдению принципов дидактики (научности, воспитывающего и развивающего обучения, наглядности, доступности и др.). Кроме этого, учитель руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения и закономерностях управления им. Наиболее полно методические требования к уроку представлены Поташник М. М. [8, С. 117], среди которых необходимо отметить следующие:

1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.

2. Знание учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям класса, темы, раздела.

3. Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся.

4. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

5. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.

6. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношению к учению (без существенного снижения сложности учебного материала).

7. Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения.

8. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

9. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми.

10.Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников и др. [8, С. 118].

Таким образом, исследование всех компонентов урока позволило сформулировать дидактические требования к уроку. Основными требованиями являются:

- формулировка диагностично поставленных целей в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по предмету;

- отбор содержания учебного материала с учетом требований государственного стандарта основного общего образования по предмету и возможностей учащихся в строгом соответствии с целями обучения;

- выбор методов обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающих познавательную активность, самостоятельность учащихся;

- обоснованность выбора типа урока, соответствие этапов урока выбранному типу;

- соответствие используемых средств обучения основным дидактическим принципам, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Наглядно модель урока отражена на рис. 1.1.1.

 

Рис. 1.1.1 Модель урока

 

Цель урока – это «мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся». В обучении информатике она может формулироваться следующим образом: «познакомить учащихся с понятием информационных процессов, структурой».

Четкая постановка перед учащимися целей обучения особенно важна в связи с широким привлечением учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике.

Цель урока конкретизируется через систему задач: образовательных, воспитательных, развивающих [9, С. 81].

Образовательная задача фиксирует необходимость выделения понятий из области информатики, важность формирования определенной системы взглядов на окружающий мир, умения решать практические задачи с помощью приобретенных теоретических знаний. Например, закрепление представления учащихся о понятии «база данных» и способах ее создания; закрепление у учащихся умений и навыков применения различных баз данных.

Воспитательная задача заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания.

Развивающая задача направлена на формирование у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, ответственности и инициативности, а также способностей. Данная задача реализуется для всех школьных дисциплин, включая и математику.

Структура урока определяет специфику деятельности обучаемых, направленную на овладение предметным содержанием – повторение материала, актуализацию знаний, отработку умений и навыков и др. [7, С. 93].

Таким образом, урок представляет собой сложную систему, выполняющую требования обязательного минимума содержания образования по предмету и способствующую достижению целей курса. Именно структура урока определяет трудности его разработки. Необходим учет характеристик каждого компонента урока и их взаимного влияния.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.