Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для преподавателя






Учебно-методический комплекс

Для студентов дневного и заочного отделений вуза

По специальности

Государственное и муниципальное управление

 

 

Составители:

Слепышев А. Л., к.и.н.,

Окороков Ю. А., к.и.н.,

заведующий кафедрой

«Государственное и

муниципальное

управление»

 

 

Челябинск

 

Региональная экономика и управление: Учебно-методический комплекс для студентов вуза / Составители: Слепышев А. Л., Окороков Ю. А. – Челябинск, 2008. – 106 с.

 

Учебно-методический комплекс по курсу «Региональная экономика и управление» утверждён кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы. Протокол № 1 от 25 сентября 2008 г.

© Окороков Ю. А., Слепышев А. Л. авторы, 2008

© Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2008

 

 

Содержание

Введение………………………………………………..........................  
Методические указания для преподавателя……………………………..  
Методические указания для студентов…………………………………..  
Структура курса……………………………………………………………  
Тематический план курса ………………………………………………...  
Содержание лекционного курса………………………………………….  
Планы семинарских занятий……………………………………………...  
Перечень вопросов для подготовки к зачету……………………………  
Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………  
Перечень тем для подготовки контрольных работ……………………..  
Список основной литературы………………………………….................  
Список дополнительной литературы………………………………….....  
Словарь терминов…………………………………………………………  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс курса «Региональная экономика и управление» разработан для студентов дневного и заочного отделений по специальности 080504.65 – Государственное и муниципальное управление Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы.

Курс «Региональная экономика и управление» предусмотрен Государственным образовательным стандартом по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» в качестве специальной дисциплины СД.03 федерального компонента.

В соответствии с требованиями ГОС ВПО цель курса состоит в том, чтобы обеспечить освоение студентами понятия и характеристик региона как объекта хозяйствования и управления, методов, используемых для анализа территориальной организации хозяйства; основных задач региональной экономики и управления; территориальной организации общества; региональных особенностей хозяйства; межрегиональных связей; закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил; сущности специализации и комплексного развития; природно-ресурсного потенциала России; отраслевой структуры размещения экономики; методов определения отраслей рыночной специализации регионов; экономической эффективности производства; свободных экономических зон; региональной политики государства; региональной бюджетно-налоговой системы; региональной структуры управления.

Успешная работа в органах государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления на его территории предполагает знание не только общетеоретического материала, федеральных законодательства, политики и практики, но и опыта государственного регулирования экономики в конкретном регионе.

Учебно-методический комплекс курса построен исходя из указанных требований.

Важность настоящего курса вытекает и из необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов и современными технологиями управления территориальными объектами, формирования студентов в качестве полноправных граждан России, способных самостоятельно оценивать преимущества экономической интеграции, целостности и специфики экономического развития, те или иные решения и действия органов государственной власти с позиций их правомерности, целеполагания и эффективности.

Курс базируется на положениях экономической теории, экономической географии, курсов регионоведения и государственного регулирования экономики, системного анализа, действующего законодательства.

Содержание курса излагается на лекциях, изучается путем разбора конкретных ситуаций на семинарах.

Курс на очном и заочном отделениях изучается в течение двух семестров. По окончании обучения в первом семестре формой итогового контроля и на дневном, и на заочном отделениях является зачет, а по окончании курса проводится экзамен.

Кроме того, на заочном отделении в качестве формы самостоятельной работы студентов предусмотрено выполнение контрольной работы, которая защищается студентами во втором семестре освоения курса.

Методические указания для преподавателя

Содержание и изложение курса строится на основе системного подхода к государственному регулированию экономики на региональном уровне и включает в себя характеристику основных субъектов и объектов управления, организацию взаимодействия между ними.

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен.

Своеобразие современного регионального развития россии определяется переплетением ряда сложных процессов, а именно:

· разрывом сложившихся межрегиональных связей после распада СССР и необходимостью формирования принципиально нового механизма межрегионального взаимодействия, соответствующего современным экономическим реалиям;

· наличием не урегулированных противоречий между Российской Федерацией и ее субъектами, не преодоленными дезинтеграционными тенденциями;

· усугубляющейся дифференциацией уровней социально-экономического развития российских регионов;

· возникновением цикличности экономического развития, характерной для рыночной экономики и усугубляющей межрегинальные противоречия;

· интеграцией страны и регионов в систему мировых экономических связей.

Изменения, произошедшие в стране за последние годы, сложившееся многообразие форм собственности потребовали качественно иного подхода к решению проблем экономического регулирования со стороны органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Принципиально иными стали взаимоотношения между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами всех форм собственности, включая и государственные предприятия.

В этой связи, на первый план среди средств государственного воздействия на экономику выдвинулось нормативно-правовое регулирование данной сферы, насчитывающее сотни законов, принятых на федеральном и региональном уровнях, Указов Президента, Постановлений Правительства Российской Федерации, постановлений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, тысячи иных подзаконных нормативных актов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации часть вопросов экономического регулирования (федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборонное производство; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; и др.), непосредственно затрагивающих экономическое развитие территорий, находятся в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Часть вопросов (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории) отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Очевидно, что в этих условиях успешное экономическое развитие территорий возможно только в результате слаженной совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти.

Кроме того, важно уяснить, решение каких вопросов экономического развития конкретной территории относится к компетенции федерального уровня, и каких – уровня субъектов РФ.

Значительная самостоятельность субъектов РФ в регулировании своего экономического развития предполагает высокую степень разнообразия принципиальных подходов, форм и методов работы в различных регионах страны.

С учетом территориального расположения Челябинского института (филиала) УрАГС целесообразно акцентировать внимание на имеющемся опыте и анализе практики государственного регулирования экономики в Челябинской области.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта специалист государственного и муниципального управления - менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.

В этой связи в процессе преподавания дисциплины особое внимание должно уделяться формированию у студентов практических навыков региональных исследований, оценки социально-экономической ситуации и принятия управленческих решений. Наряду с глубоким освоением теоретического материала студенты должны овладеть навыками его практического применения, знать и уметь анализировать практический опыт государственного управления, хорошо овладеть нормативной базой государственного регулирования экономики на мезо уровне и межрегионального взаимодействия.

В ходе изучения курса студентами должны быть решены следующие задачи:

1. В сфере теории и методологии исследования региональной экономики:

· овладение теорией и методологией исследования экономики региона, критическим, сравнительно-историческим анализом основных теорий региональной экономики (теории региональной специализации, теории размещения, теории пространственной организации экономики), анализом международных и российских проблем регионального развития;

· обоснование теоретических и методических подходов к управлению развитием региональной экономики и формированию региональной социально-экономической политики в России и за рубежом;

· выявление проблем экономической регионализации в международном аспекте;

· проведение сравнительно - исторического анализа эволюции административно-территориального устройства и территориально-отраслевой структуры российской экономики;

· владение методологией построения моделей межрегиональных взаимодействий и представление о возможностях использования математических моделей региональной экономики при принятии управленческих решений.

2. в сфере прикладных региональных исследований

· получить представление об информационной базе региональных исследований, знать основные статистические показатели и основные методики анализа социально-экономического положения регионов;

· научиться рассчитать абсолютное и сравнительное преимущество регионов и определить перспективные направления их экономической специализации;

· уметь проводить оценку социально-экономического положения региона на основе базовых статистических показателей, выявлять наиболее важные проблемы развития анализируемого региона (на примере регионов - субъектов Федерации, экономических районов и макрорегионов);

· выполнять оценку степени дифференциации регионального социально-экономического развития, количественно оценивать степень поляризации социально-экономического положения Центра и периферии;

· на основе количественных показателей проводить анализ рациональности существующей системы экономического районирования и административно - территориального деления России;

· выполнять анализ социально-экономической структуры конкретного региона и выявить диспропорции регионального развития.

3. В сфере принятия управленческих решений

· представлять потребность, необходимость и механизмы регионального управления, государственного регулирования развития регионов, способы повышения их антикризисной устойчивости;

· иметь понятие о содержании стратегии и тактики регионального управления, управлении рисками, экономической, инвестиционной и инновационной политики в региональном управлении;

· знать систему и содержание нормативных актов, регулирующих регионального развития на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, модели, способы и государственные органы, участвующие в управлении социально-экономическом развитии регионов, их функции и полномочия;

· представлять сущность и методы предупреждения, регулирования и разрешения кризисных ситуаций, повышения антикризисной устойчивости;

· знать практический опыт регионального управления;

· уметь вырабатывать и реализовывать тактику регионального управления, принимать конкретные управленческие решения.

Анализ учебной литературы по курсу «Региональная экономика и управление» показывает, что в раскрытии содержания данной дисциплины сложилось два основных подхода.

В первом случае авторы акцентируют внимание на понятии и характеристиках региона как объекта хозяйствования, методах, используемых для экономического анализа развития территорий, основных задачах региональной экономики; региональных особенностях экономики; закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил; специализации и комплексного использования природно-ресурсного потенциала России и иных экономических аспектах.

Во втором случае основное внимание уделяется региональной политике государства; региональной бюджетно-налоговой системе; региональной структуре управления; стратегии и тактике регионального развития, управлению рисками на региональном уровне, выработке управленческих решений.

И в первом, и во втором случаях учебная литература лишь частично отражает требования государственного образовательного стандарта.

В определенной степени лишен указанного недостатка учебник Фетисова Г.Г. и Орешина В.П. «Региональная экономика и управление» - М.: ИНФРА-М, 2006 г.

Однако и в данном учебном пособии опыт регионального управления, его нормативно-правовое регулирование показаны фрагментарно.

Особенность изучения курса в его практической части заключается в том, что региональное управление, структура органов государственной власти его осуществляющих, их функции, полномочия, региональная политика детально регулируются действующим законодательством, которое подвержено частым изменениям. Естественной динамикой обладают необходимые для проведения экономического анализа и оценки региональной экономики и межрегионального взаимодействия статистические данные.

В результате имеющаяся учебная литература быстро устаревает и неадекватно отражает складывающуюся ситуацию.

В этой связи необходимо ориентировать студентов на изучение, в первую очередь, первоисточников, а именно законодательства и подзаконных актов, регулирующих региональное управление, определяющих содержание региональной экономической политики, необходимых статистических данных.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем. Для повышения эффективности преподавания целесообразно использовать различные активные формы проведения лекций.

Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов строго логически излагать свои мысли и вести дискуссии; применять теоретические положения и нормы права для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности в организациях; обоснования своей позиции. Для адекватной реализации полученных знаний в практической деятельности менеджера, активизации мышления возможно проведение семинарских занятий методом интерактивных игр, моделирования и разрешения практических ситуаций.

В ходе самостоятельной работе у студентов формируется практика работы с первоисточниками, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Такие занятия помогают осуществлять обратную связь и оказать практическую помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, проведению самостоятельных исследований и других видов научных работ.

Заключительный этап изучения курса – экзамен, который проводится по билетам, в устной форме, либо в письменной форме выполнения тестовых заданий.В аналогичных формах проводится по итогам первого семестра изучения курса зачет. В целях активизации самостоятельной работы студентов для части из них, посещавших без пропусков все лекционные занятия, показавших хорошее овладение учебным материалом в ходе семинарских и практических допускается по усмотрению преподавателя выставление зачета по результатам текущей оценки знаний.

В качестве одной из форм самостоятельной работы студентов учебным планом курса предусмотрена контрольная работа.

Контрольная работа преследует основные цели: систематизацию и углубление полученных знаний по соответствующей учебной дисциплине, выработку навыков применения их в решении конкретных практических задач, овладение методикой самостоятельного научного исследования.

Выполнение контрольных работ должно подготовить студента к решению более сложной задачи - написанию курсовых и, в конечном счете, выпускной квалификационной (дипломной) работы на последнем курсе, способствовать созданию информационной и научной базы для будущего дипломного исследования.

Контрольная работа оценивается зачетом. При необходимости преподаватель может установить дифференцированную оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») по результатам защиты без отражения оценки в зачетной ведомости.

Срок сдачи контрольной работы для студентов дневного отделения - не позднее, чем за 1 месяц до начала зачетной недели, для студентов и слушателей заочного отделения - не позднее, чем за 1 месяц до начала соответствующей сессии.

Контрольные работы выполняются по темам, перечень которых установлен в настоящем пособии. С разрешения преподавателя студенты могут выбрать и иную тему за пределами рекомендуемого перечня, но в рамках содержания учебной дисциплины.

Выполнение контрольной работы осуществляется примерно по следующей схеме:

· выбор темы;

· составление плана работы;

· подбор литературы, нормативных, статистических и других необходимых данных;

· анализ исходных данных и отбор материалов для включения в контрольную работу;

· написание, оформление и представление работы научному руководителю;

· защита.

Структура контрольной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

· титульный лист

· оглавление

· введение

· основная часть, которая может содержать 2-3 раздела

· заключение

· список использованных источников и литературы

При необходимости в контрольную работу могут быть включены приложения.

Преподаватель оказывает помощь студенту в выборе темы, проводит консультации и контролирует выполнение работы.

Готовую курсовую работу научный руководитель проверяет и подписывает: в случае положительной оценки «Допускается к защите», в случае отрицательной оценки - «Не допускается к защите», и ставит дату.

Общий объем курсовой работы составляет 10 - 20 страниц машинописного текста без учета списка использованных источников и литературы, а также приложений. Рекомендуемые объемы введения и заключения - 1-2 страницы.

Курсовая работа выполняется машинописным или компьютерным способом с применением печатающих устройств с одной стороны страницы листа формата А4 (297 х 210 мм). По договоренности с преподавателем допускается представление курсовой работы в рукописном виде. В этом случае работа должна быть написана четким, разборчивым почерком.

Текст печатается через 1, 5 интервала с применением 13 - 14 размера шрифта Times New Roman. Текст должен быть отформатирован и оформлен в соответствии с требованиями, установленными для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.