Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машинизация» трудовых движений






Поэтому гораздо большее значение и перспективы, по их мнению, имел подход, в соответствии с которым способности, склонности, навыки и знания не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они тренируемы, т. е. подвержены раз-интню в процессе обучения, и, следовательно, главная проблема состоит в нахож­дении метода производственного обучения людей, метода максимального рас­ширения возможностей человеческого организма. «Мы призываем, — писал А. Гастев, - мы все время говорим: развивай свои способности, тренируйся, со­вершенствуйся! Мы переворачиваем современную биологию и говорим: человек полон возможностей, в нем тысячи возможностей для приспособления, трени­ровки, победы. Вот почему мы жестко противопоставляем себя психотехнпкам -не сортировка на первом плане (курсив наш — Авт.), а тренировка»80. Как видим, речь идет не об отрицании психотехнических методов вообще, как принци­пиально ошибочных или ненужных, а об их второстепенном характере.

Традиционные методы производственного обучения, практиковавшиеся школами фабрично-заводского ученичества, политехникумами, по мнению цитовцев, безна­дежно устарели и не отвечали потребностям быстро восстанавливавшегося и тех­нически обновлявшегося народного хозяйства, нуждавшегося в столь же ускорен­ной и интенсивной подготовке квалифицированной рабочей силы. Часто ФЗУ загружались какой-либо производственной работой срочного характера и, по суще­ству, превращались из учебных заведений во второразрядные вспомогательные цеха заводов. Это сводило подготовку рабочей силы к так называемому «обуче­нию в процессе производства», когда ученики основное время тратили не на обучение как таковое, «а на " производство" определенных работ, которые в педа­гогическом отношении представляют холостой ход и но имеют никакого воспита­тельного значения»81. Результатом подобного «обучения*- становился рабочий, «знакомый иногда с сотней и тысячен мелочен данного производства, но незнако­мый с приемами профессии в целом, несмотря на многолетний стаж обучения» 82,

Не выдерживал критики и педагогический персонал школ ФЗУ, нередко состояв­ший из случайных и профессионально слабых преподавателей, не имевших долж­ном методической и педагогической базы.

Но самое печальное заключалось в отсутствии эффективного метода подготовки рабочей силы, позволявшего быстро и качественно осуществлять процесс произ­водственного обучения. Метода, который не только давал бы ту или иную про­фессию, но прививал бы стремление к постоянному поиску, рационализации рабо­чего места, непрерывному творчеству. «Пусть тепличные работники, - с пафосом писал А. Гастев, — отсчитывают дозы скромных поливок нашего начинания, мы скомплектуем толпы работников на открытой земле от горизонта к горизонту и начнем рушить и строить рассчитанными линиями и углами, прямо с курсом и неизвестное, с компасом на холод, с хронометром в дальние века»83.

Работа по созданию метода быстрого и массового обучения трудовым професси­ям велась в ЦИТе комплексно и сопровождалась целым рядом лабораторных исследований и экспериментов в области биомеханики, биоэнергетики и в опреде­ленной мере психотехники. И ЦИТ создал свою методику.

В чем ее суть? Если говорить предельно кратко, она заключается в идее «маши­низации» трудовых движений работников, «живого состава» предприятий.

Отбирая и отрабатывая нужные движения, методика ЦИТа предполагала совер­шенное овладение ими, достижение максимального автоматизма. Нарастание авто­матизма, по мысли цитовцев, будет способствовать тому, что «нервная энергия будет освобождаться для все новых и новых инициативных стимулов», увеличи­вая «мощь данного индивида до беспредельности»84. Чем большего автоматизма достигнет работник, тем шире станут его возможности для решения новых задач. «Этот принцип машинизирования или биологического автоматизма, — по мнению А. Гастсва, должен идти очень далеко, вплоть до так называемой мыслительной деятельности человека»85.

Речь шла не о простом автоматизме, «который заключается в обычном повторении одного и того же акта» и в конце концов приводит к «спячке», «гипнозу». Если в процесс вовлекаются все новые автоматы, если человек «привыкает к прогресси­рующему включению новых переменных, то он становится беспредельным твор­цом»86. Так, простая, казалось бы, операция по рубке зубилом «раскрывает глубины прохождения элементов воображения в работе, элементов памяти, дает нам ключ к построению так называемой мыслительнойработы... представляется нам огромной цепью включения простых и сложных реакций, созданием мощных автоматов, вклю­чением этих автоматов в комплексы, непрерывным оживлением этих автоматов новыми реакциями»87 . Изучение операции рубки зубилом позволило цитовцам отработать систему гренажа и поставить задачу «воспитания особого нового ско­ростного человека, с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть насто­роженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии»88.

Но мнению А. Гастева, через систему тренажа в той или иной степени должны пройти тысячи и тысячи рабочих страны. Целью тренировочной системы явля­лось прежде всего привитие новой двигательной культуры, «точно предопределя­ющей как те движения, так и ту психологическую сноровку, которые необходимы рабочему для его работы»89. Далее, она была призвана развивать систему уста­новок рабочих приемов с применением шаблонов, направителей и водителей. После основательной «отделки» элементарных трудовых приемов, цитовны пере­ходили к организационно-оперативной тренировке, осуществляемой в рабочем! обстановке, «сдавая каждый прием при посредстве браковки, сдавая каждый прием с определенной степенью скорости»90.

Ццтовская система, заключавшаяся в развитии двигательной культуры, тренировке приемов и организационно-операционном совершенствовании, дополнялась особой нсихотреннровкой, прививавшей обучаемым наблюдательность и умение точной фиксации происходящего, а также системой автохронометража, позволявшей рабо­чему отмечать в карточке-инструкции затраченное на данную операцию время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.