Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих сто тридцать шестой






«Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего».

Пророк подал пред этим мысль о несознава­емых неисправностях, а здесь поминает он о неисправностях сознаваемых, с засвидетельство­ванием, что такого рода сознание изводит из очей его два источника слез. Этим означает он ис­креннее раскаяние во всем, что сознательно допу­щено им во внешней жизни и во внутренних дви­жениях неугодного Господу, противного явной воле Его, выраженной в заповедях.

Путник или человек, занятый работами, поне­воле запылится и загрязнит одежду свою; пото­му ему бывает надобно и умыться, и одежду пе­ременить. Так и идущий путем жизни духовной при всех трудах доброделания нередко погреша­ет, то по недальновидности, то по невниманию и случайному рассеянию мыслей, а иногда и по вырывающемуся сочувствию и увлечению. Все это в разных степенях — нечистоты, тяготящие совесть, — тяготящие, говорю, но не подавляю­щие. Сознав их, ревнительный человек приходит в движение и спешит очистить нечистое, — чем же? — водою слез. Он не довольствуется тем, чтобы сознаться только в неисправности и поло­жить намерение вперед не допускать ее; но скорбит о том и сокрушается так глубоко и ис­кренно, что от томления сердца очи становятся «исходищами водными».Слезы сокрушения — это ду­ховное омовение. И оно не есть что-либо мечта­тельное, а совершается действительно. Поплакав­ший обновляется. Но это обновление печатлеется лишь за тем, кто по исповеди получает разреше­ние. Вот и стал опять чист человек. Снова за­грязнишься — снова употреби то же омовение, и так всю жизнь. Есть такие любители телесной чистоты, что каждый день переменяют белье и употребляют омовение. Если же это делается для тела, то насколько усерднее должно быть совершаемо то же для души!

Что изводит такую воду из очей кающего­ся? — Не страх и не опасение за себя, а любовь. От страха и опасения за себя может произойти только решение исправиться и остерегаться впе­ред неисправностей, а слезы, омывающие нрав­ственную скверну, изводит любовь. Любовь не может сносить выступления из воли любимого. Между людьми подобные случаи нередко при­крываются тем, что любимый не узнает об от­ступлении от его воли, это утешает и успокаивает любящего; но в отношении к Богу такое прибе­жище неуместно. Ему ведомо всякое нарушение воли Его. Сознавший это за собою сознает вместе с тем и то, что оно ведомо Господу и не может не оскорблять Его. Любовь, всегда видящая лице Господа, не может не видеть, как омрачается оно от того или другого оскорбления, а видя это, не может не сокрушаться; сокрушаясь же, не может не проливать слез. Так святой Петр по отрече­нии от Господа в каком-то непонятном забытьи, встретив очами своими обличительный взор Гос­пода, «изшед вон со двора архиереова»— места оскорб­ления Господа, «плакася горько» (Лк.22, 62).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.