Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих девяносто девятый






«Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть».

Нет ничего дивного оказаться умудренным заповедию Божиею паче враг, но то дивно, что пророк, поучаясь в законе Божием, стал сведущее и разумнее всех учителей своих. Кто эти учители и как пророк превзошел их разумением?

Первого не сказывает пророк. Но кто бы они ни были, а все же люди, и пророк лучше их ра­зумел, потому что после них взял его к Себе под науку Свою Господь, как сказал он пред сим. Так как Господь умудрил его заповедию, то он стал не только мудрее врагов, но разумнее и самих учителей своих — людей. Посему в этих словах выражается не какое-либо самовозноше­ние или гордое мнение о себе пророка, а испове­дание милости Божией в том, что Он, по благо­дати Своей, дал ему разуметь полнее и совершен­нее волю Свою, нежели как передавали ее ему учители. Святой Амвросий говорит: «Слова сии могли бы показаться неуместным притязанием, если бы пророк не предпослал им сказанного пред сим, что умудрил его Господь. Тому, кого учила сама Премудрость, и нельзя было не разу­меть паче всех. Потому-то и в другом месте го­ворит он: «блажен человек, егоже аще накажеши, Гос­поди, и от закона Твоего научиши его»(Пс.93, 12).

Когда Господь поучает кого-либо, то разверза­ет ум и влагает в него сокровища ведения, или берет дух человека и вводит его в непосредствен­ное созерцание открываемых ему вещей. Ум под действием Божиим видит, что угодно Господу по­казать ему, так же определенно и ясно, как гла­зами чувственными видит человек днем находя­щиеся пред ним в известном расстоянии вещи. И все это может совершиться мгновенно, и мера открываемого и созерцаемого может быть так ве­лика, что его не вместит никакое человеческое слово. Так видел святой Павел, восхищенный до третьего неба; так зрели апостолы, когда Господь, явясь по воскресении Своем и дуновением сооб­щив им Духа, разверз «их ум разумети Писания». В одно мгновение ум их узрел все, сокрытое в вет­хозаветном Писании о совершившихся новоза­ветных событиях. И Господь вслед за тем только сделал общий вывод из того, что узрели апос­толы: «тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою» (Лк.24, 45-46). Так мгновенно и полно открывает Господь небесное и всем, кого считает того дос­тойным.

Но такие просветления ума необычайны. Обычный порядок обогащения ума ведением Бо­жественным, и при непосредственном содействии тому Господа, есть просветление ума при изуче­нии откровения, уже данного. Пророк и говорит, что он разумел паче учащих, «яко свидения Твоя поучение мое есть».Трудился над изучением свидений Божиих с верою и молитвою, и Господь, видя усердие его и любовь, влагал в ум его такое по­стижение написанного, какое недоступно для своеличных усилий ума. Некто сказывал, что иногда, в час молитвы, ум его входит в созерцание Бо­жественных истин, такое ясное и определенное, какого дотоле не давало ни свое исследование, ни прочитывание исследования других. Отсюда можно заключить, что истинное ведение откро­венного и бывает только то, которое вселяется в ум именно этим путем. Труд исследования и углубления в свидения подготовляет, а благодать, в час молитвы, завершает ведение, просветляя ум созерцанием и печатлея зримое им в сердце. Всякое другое учение есть внешнее: одно это внутренне, духовно, Божественно и многоплодно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.