Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стих девятый






 

«В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя».

Еще не успел жить, а уж ему нужно исправ­ление. Это, впрочем, не то значит, чтобы пророк предполагал тут юношескую испорченность, а то, что юность — такой возраст, который на все го­тов, быстродвижен и неудержим в своих поры­вах. Он советует поскорее захватить эти порывы и дать им доброе направление. Чем же? — За­поведями Божиими. Заповеди да будут юному тем, чем бывает узда для рьяных коней.

По слову Божию, «от юности прилежит человеку помышление на злое» (Быт.6, 5), если не руководить; а если поруководить, то против помышлений злых все­гда будут восставать добрые, и если дать юному хоть малый навык в добре, то добрые будут преодолевать злые. Премудрый говорит: «безумие висит на сердце юного» (Притч.22, 16). Как гиря, тянет его к не­доброму возбужденность желаний при легкости понятий о жизни и последствиях тех или дру­гих дел. Можно отрезать эту гирю и привесить другую, которая будет тянуть его на противо­положную сторону, и тоже с неменьшею си­лою.

Неправо иногда говорят: «э, молодость! прой­дет!» Но опыты противного в нас и перед нами. Пора бы нам образумиться! Говорят, что скудель­ные сосуды навсегда сохраняют запах первого, пропитавшего их вещества. Таков и человек в нравственном отношении. Направление и навык первых лет или остаются, или отзываются во всю жизнь. Не то чтобы получивший доброе направ­ление не мог уже уклониться или худо направ­ленный исправиться: благодать сильна и этого последнего переломить, а грех, при нерадении, может попортить и первого; но хорошо настроен­ный юноша, когда случайно совращается, много-много и внутри себя, и в ранних навыках своих имеет воззваний и воплей, вразумляющих и осте­пеняющих его. И сколько надобно условий, чтоб он остался в зле навсегда! Такие скоро образум­ливаются и, когда образумятся, скоро успевают исправить и воссоздать разоренное. Худо на­строенные, особенно когда при страстных влече­ниях попортятся и понятия, не могут иначе возвратиться на путь добра, как особыми дей­ствиями Божией благодати, и притом всегда с бо­лезненными переворотами и переломами. Но так как на такие воздействия нет закона, ибо они от свободы Божией, и так как полное влияние их на человека подлежит разносторонним условиям, то и видим, что из худо настроенных вначале редко-редко кто возвращается к добру. Если же кто благодатию Божиею и обращается, то и начало этого обращения болезненно, и все последующее течение жизни исполнено борений. Правда, бла­годать все может. Мы имеем светлые примеры Моисея Мурина, Давида разбойника, Марии Еги­петской и других. Но лучше не искушать благо­дати Божией, потому что неисследованы пути ее.

Премудрый Сирах учит так: «чадо, от юности твоея избери наказание, и даже до старости обрящеши премудрость» (Сир.6, 18). Воспринятые добрые начала, если строго держаться их, с течением жизни все боль­ше и больше будут крепнуть, расширяться в приложениях и займут, наконец, все исходища (источники) жиз­ни и обымут все ее движения и проявления. В старости такой муж совершен, силен словом и делом. Какое богатое наследство!.. «А яже в юно­сти не собрал ecи, како можеши обрести в старости?» (Сир.25, 5) Так то благо есть, если человек «от юности возь­мет на себя ярем заповедей» Плач.3, 27). Будем же молиться Подателю всякого добра, «да даст незлобивым ко­варство, отрочати же юну чувство и смысл» (Притч.1, 4).

Вот мнения о сем святых отцов и учителей Церкви. Блаженный Феодорит говорит: «Юность непостоянна и удобопреклонна к пороку, потому что обуревается разными волнениями страстей; потому имеет нужду в путеводителе, который бы направлял ее к пристани. А это свойственно сло­весам Божиим, потому что они, отвращая от пу­тей противных, достаточны к тому, чтобы напра­вить на путь Божественный. Что для молодого коня узда и ездок, то для юноши — Божествен­ное слово*.

Святой Амвросий пишет: «Не только взять должны мы ярем слова, но взять еще в юности. Если возьмем поздно, то нам придется более нести очистительные труды покаяния за прошед­шее, чем услаждаться благодатию в настоящем. Предотвратим же это, проводя лета юности в благообразной исправности, чтобы каждый из нас в старости с доброю совестию мог при случае говорить: «Бог, Иже питает мя измлада даже до сего дне» (Быт.48, 15), а не оплакивать с болезнию сердца прошедшие падения, вопия: «грехов юности моей и неведения моего не помяни» (Пс.24, 7). Этот последний врачует свои болезни, а тот исповедует силу здравия. Тому, кто берет ярем доброй жизни по прошествии лет юности, добро совершенное дается не вдруг, пото­му что его поджигают страсти, волнуют грехов­ные навыки и пути заблудные не допускают его быть постоянным. Долго надо бороться такому человеку, чтобы подавить и искоренить зло, все­янное в юности и устаревшее». Святой Иларий учит: «Трудно отставать от навыков, отрывать­ся от того, с чем сроднишься, и разрывать узы содружества. Лучше являться пред Богом чисты­ми не в силу отпущения грехов, а по самому неведению зла (неиспытанию страстей); зная это, пророк Иеремия, для восприятия ига заповедей, не ждет лет охладевшей старости, когда страсти замирают уже сами собою от пресыщения. Дол­голетнего воина желает он, желает, дабы раб Христов и вспомнить не мог, чтобы когда-нибудь побежден был грехом. В том, кто уже в старости берется за добрую жизнь, есть, конечно, дар сни­сходительного всепрощения падений, но нет уте­шений, которое доставляет добрая совесть воспо­минанием о подъятых подвигах».

Столько-то необходимо юнейшему исправить рано путь свой! Успеть в этом он может, по ука­занию пророка, сохранением заповедей, или оп­равданий Божиих. Сохранить не то значит, говорит блаженный Августин, чтобы заучить и содержать в памяти, а то, чтобы исполнять их делом. Пусть каждый член тела и души возьмет свою заповедь и проникнется ею так, чтобы после он и двигаться не мог иначе, как по такой именно заповеди. Каждый член тогда сделается храни­лищем и домом своей заповеди, а все естество человеческое ~ домом всех заповедей. Так юно­ша сделает естественно исправным путь свой и вместе с тем даст ему доброе направление и на все последующее время жизни своей, только еще начинающейся.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.