Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продолжительность адских мук по учению Православной Церкви

 

«Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым... Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстает: и леность никогда не будет обладать тобою во время молитвы.»

(прп. Иоанн Лествичник)

 

1. Свидетельство Св. Писания.

«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков... Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая... И не войдет в него (Горний Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр 20: 10, 13-15; 21: 8, 27).

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.» (Гал 6: 8).

«В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его.» (2Фес 1: 8-9)

«Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.» (Мк 3: 29)

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25: 41, 46). Вот толкования на это место. «Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь в последствии какого-либо конца.» (блж. Иероним Стридонский) «И пойдут такие люди в муку вечную и никогда нескончаемую, а праведники - в жизнь вечную. Как святые имеют непрестающую радость, так грешники - непрестающее мучение; хотя Ориген и пустословит, говоря, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что наступит время, когда, очистившись чрез мучение, они перейдут в то место, где находятся праведные, но эта басня ясно обличается здесь, в словах Господа.» (блж. Феофилакт Болгарский) «Эти вечные мучения назначены, собственно, для возмутившихся против Бога злых духов, но поскольку грешники делаются соучастниками этого зла, которое сеет дьявол и ангелы его, они осуждаются на те же мучения. " И идут сии в муку вечную" — мучения грешников, вопреки некоторым лжеучителям, не будут иметь конца, ибо они сами добровольно отвергли любовь Божью.» (а рхиеп. Аверкий Таушев)

 

2. Свидетельство Св. Предания, выраженное в недвусмысленном согласии отцов.

«Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны, потому, что мучаясь бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию.» (свт. Климент Римский)

«Что он (дьявол) со своим воинством и людьми, последующими ему, будет послан в огонь и будет там мучиться в бесконечные века — это возвестил Христос.» (мч. Иустин Философ)

«Кому скажет Господь: " идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ", - те будут осуждены навсегда... Вечны и без конца будут блага, дарованные от Бога; потому и лишение их будет вечно и без конца, подобно тому, как в безграничном свете ослепившие самих себя и ослепленные другими навсегда лишены приятности света.» (свт. Иреней Лионский)

«Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться.» (свт. Кирилл Иерусалимский)

«Сам Судия в Евангелиях сказал святым Своим апостолам: " Я с вами до конца века". Не­ужто мы будем понимать это так, что святые будут с Ним до поры до времени? Или скорее во веки и бесконечно? Разве не принадле­жит последнему безумию полагать кончину века: и что именно до этого времени будет мучиться диавол вместе с изгнанным с ним злым бесом. Если он освободится от ран и мучений, то тогда в лю­бом случае неудачниками были святые, которые до века жили в покое: за что им умирать или стра­дать, если кончился их век? По необходимости, если кончится мука грешников, кончится и вечная жизнь святых.» (прп. Антоний Великий)

«Господь то решительно говорит, что " идут сии в муку вечную", то отсылает иных " во огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его", а в другом месте именует " геенну огненную", и присовокупляет: " идеже червь их не умирает, и огонь не угасает", и еще древле о некоторых предрек через пророка, что " червь их не скончается, и огонь не угаснет." Потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах Боговдухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, сулят конец своему мучению, чтобы свободнее отважится на грех, - то это, конечно, есть одна из козней дьявольских. Ибо, если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать этого о жизни, то какое можно иметь основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придется одно слово " вечный". Сказано: " идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.» (свт. Василий Великий)

«Уделом вторых (грешников), кроме прочего, будет мучение, или вернее сказать, прежде всего прочего, отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца... Но нам, когда мы в опасности утратить спасение души, души блаженной и бессмертной, которая будет вечно или наказываема за порочность, или прославляема за добродетель, какой предложить подвиг, и какие нужны сведения, чтобы хорошо и других уврачевать, и самим уврачеваться, чтобы исправить образ жизни и персть покорить духу?.. Вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима... Настоящую жизнь почитай торжищем. Если пустишься в торговлю; то останешься с прибылью: потому что за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее - вечное. А если пропустишь случай; другого времени для такого обмена уже не будет... Ибо они восхулили на Духа Святого, нечестиво и безстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению, оскорбляют ли Духа Святого, сравнивая Его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святого не отпускается.» (свт. Григорий Богослов)

«Да не сможет смерть (которая и есть дух сего мира, «помышления плотские», 1 Кор. 2, 12) удержать нас под своей властью, да не будем мы преданы геенне вечной и да не постигнет нас тогда бесполезное раскаяние в том, что, имея время, мы не просили у Него избавления и милосердия, хотя Он с готовностью (если мы просим и ищем и стучим) и человеколюбиво дает обещанное Им; ибо верен и правдив Обещавший подарить Свою благодать и жизнь домогающимся Его с верою.» (прп. Макарий Великий)

«Есть Итак, смотри­те, друзья мои, смотрите, чтобы, когда раздастся этот вопль, не ока­заться кому-либо из вас со светильником померкшим, не имеющим елея, и, как облаченному в печальную одежду, не быть осужденным во тьму кромешную, на нескончаемое и вечное наказание, где плачь и скрежет зубов (Мф.25: 30)... Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с сатаной будет вечно гореть в геенне.» (прп. Ефрем Сирин)

«Есть много людей, которые возлагают добрые надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и при том временна, а не вечна, и много умствуют по этому поводу. Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самых слов (Писания) о геенне, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Впрочем, теперь я не буду заводить об этом речи. Довольно и того опасения, какое возбуждают в нас одни слова (о геенне), если мы даже не будем раскрывать их смысла. А что она не вре­менна, послушай, что говорить здесь Павел о людях, не ведущих Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, каким образом вечное может соделаться временным?.. Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: " червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк.9: 46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: " укажи", говорит, " народу Моему" (Ис.58: 1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Если делаешь добро, говорит (апостол), не бойся (Рим.13: 3). Следовательно вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Итак, Христос открыл, что геенский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескончаемое, когда говорит, что грешники " подвергнутся наказанию, вечной погибели" (2Фес.1: 9); и еще: не обманывайтесь: " ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии Царства Божия не наследуют" (1Кор.6: 9-10). И к евреям он говорит: " старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12: 14). Также Христос на слова: " мы Твоим именем многие чудеса творили", скажет: " отойдите от Меня делающие беззаконие: не знаю вас" (Мф.7: 22-23). И девы, для которых затворились двери, уже не могли войти; и о тех, которые не питали Его, Он говорит: " пойдут в муку вечную" (Мф.25: 46).» (свт. Иоанн Златоуст)

«Итак, наше воскресение в Боге, и всякий человек воскреснет, и праведный и неправедный, и верный и неверный — одни в жизнь вечную, другие на осуждение вечное... О самом же Оригене мы сказали в предыдущих рассуждениях, как он хулил Сына Божия, называя Его Богом созданным, и сказав, что Он не может видеть Отца, что равно и Дух Святой не может видеть Сына. И как он ложно учил, будто душа предсуществовала, и, согрешив на небе, низведена в тело. И что дьявол будет восстановлен в своем начальстве. Осчастливлен же Иоанн Креститель и прочие святые тем, что они будут общниками его (дьявола) в Царстве Небесном!» (свт. Епифаний Кипрский)

«Если небо совьется, как свиток (Апок.6: 14), звезды и Орион падут (Ис.13: 10), земля и все, что на ней, сгорит (2Пет.3: 10), и вся нага и объявлена (Евр.4: 13) приуготовятся к великому Дню пришествия Господня, то почему же не радишь ты и не готовишься как обязанный дать отчет, но, как надеющийся остаться неповинным, отлагаешь покаяние? Посему смотри, чтобы не пришло тогда тебе на мысль раскаяться, когда останется место одному отчаянию... Епикур, этот пастырь стада твоего, злочестиво утверждал, что все произошло нечаянно и потом обратится в ничто, как не существовавшее. Но Христос, Творец, Отец, Бог и Спаситель всех обещал приити во славе (Мф.25: 31) и воздати коемуждо соразмерно с тем, как он поступал (Апок.22: 12). Поэтому, если Христос более Епикура достоин доверия, то твоему не знающему сокрушения сердцу должно подумать о том, как бы не быть взятым врасплох в своем небрежении и не взыскать покаяния уже тогда, когда ему не будет места.» (прп. Исидор Пелусиот)

«Прежде всего надо решить, почему Церковь отвергла разглаголь­ствования людей, обеща­ю­щих очищение или помилование дьяволу, хотя бы и после великих и самых продолжи­тель­ных мучений. Столь многие святые и сведущие в ветхих и новых священ­ных книгах мужи нимало не завидовали тому, что те или иные, сколько бы их ни было, ангелы после таких или иных, как бы они ни были велики или малы, наказаний получат очищение и блажен­ство в небесном царстве. Но они видели, что не может быть пустым и бессильным боже­с­т­венный приговор, который Господь, как сам Он предсказал, про­изнесет на суде: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25: 41), – приговор, показыва­ю­щий, что дьявол и ангелы его будут гореть в вечном огне. Видели также, что не может быть бессильным и написанное в Апокалипсисе: «А дьявол, прельщав­ший их, ввержен в озеро огнен­ное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20: 10). Там сказано – «вечный», здесь – «веки веков»; выражения эти на языке священ­ного Писания означают обыкновен­но только время, не имеющее конца. Поэтому в объяснении, почему истиннейшее благо­честие считает твердым и непреложным, что дьявол и его ангелы не будут участ­никами праведности и жизни святых, не может быть указано иной более правильной и очевидной причины, кроме слов Писания, никого не обманыва­ю­щего, что Бог не пощадил (2 Пет. 2: 4) и присудил их держать пока связанными в темницах подземного мрака и наказать на последнем суде, когда их примет вечный огонь, в котором они будут мучиться во веки веков. А если так, то каким образом можно думать, что от вечности этого мучения, после того или иного времени, освободят­ся люди, все ли то, или же некоторые, не ослабляя тем верования, что наказание демонов будет вечным? Если те, которым будет сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его», все ли то, или же только некоторые будут в этом огне не вечно, то почему же нам следует думать, что вечно будут в нем дьявол и его ангелы? Разве приговор Божий, который про­изнесен будет одинаково для злых ангелов и людей, по отношению к ангелам будет истинным, а по отношению к людям – ложным? Так, конечно, было бы, если бы силу имело не то, что сказал Бог, а то, что измышляют люди. Но так как этого быть не может, то пока есть время, жела­ю­щие избежать вечного наказания должны не аргументиро­вать против Бога, а повино­ваться боже­с­т­венному учению. Затем, какое основание вечное мучение понимать как огонь продолжи­тель­ного времени, а вечную жизнь – как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46)? Если то и другое вечно, то очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжи­тель­ное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое соотносят­ся друг с другом как равные, поэтому как мучение, так и жизнь – вечны. Но говорить, – «Вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец», – совершен­ная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца, то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это, без всякого сомнения, также не будет иметь конца.» (блж. Августин)

«Поэтому все святые терпят от него (дьявола) нападения и из предпринявших сделать или совершивших что-либо угодное Богу нет ни одного, кому бы не противодействовал он, не злоумышлял против ревнующего о сем и не был ему врагом, как потому только, что делает правду (ибо ревнующие о сем вступают в содружество с Спасителем Христом, а его оставляют одного), так еще и потому, что, весьма с немногими осужденный на вечное мучение, желал бы он многих, или и всех, увлечь с собою. А может быть, этот проклятый думает и себе увидеть пощаду вместе со всеми, если целый род человеческий окажется повинным терпеть мучение: потоп не убедил его в строгости приговора, не преклонившейся к состраданию, но все множество людей признавшей подлежащим за грех наказанию.» (прп. Нил Синайский)

«Прилежно внимай себе, и имей всегда пред очами вечный оный огнь, бесконечные муки, и страждущих там грешников, и считай себя более в числе сих, нежели в числе живых... Горе нам, когда многие уже столько времени отпали от церкви, и стараются ниспроверг­нуть Православную веру, а мы о сем не проливаем слез, не обнаруживаем никакой сердечной печали, не исправляем ни нравов, ни жизни; но, прибавляя грехи к грехам и неверие к злым делам, чрез что и приготовляем сами себе жесточайшие бесконечные мучения в геенне.» (прп. Исаия Отшельник)

«Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (см. Гал. 6, 7). По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть. Не трудно Богу вместе с человеком создать и душу его. В рассуждении же Небесных Чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря: рече, и быша: повеле, и создашася. Постави я в век века (Пс. 148, 5-6). А что Бог поставил, переменяется ли то? У Него, по Писанию, несть пременения (Иак. 1, 17). Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние? Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это учение (т.е. Оригена, Дидима и Евагрия), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй святым отцам.» (прп. Варсонуфий Великий)

«Итак, все пороки вымышлены ими, а также и нечистые страсти; и хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит — выдержать или не выдержать их нападение; поэтому дьяволу, демонам его и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное мучение. Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти.» (прп. Иоанн Дамаскин)

«Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братья мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Iаковом (Мат. 8, 11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподняя, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мат. 25, 46).» (прп. Феодор Студит)

«Скажи мне, брате мой, как так говоришь: все это знаю я, знаю, что я смертен, и что все видимое как тень преходит, что смерть безвестна и не имеет определенного времени, что слава праведных вечна, и что стыд и мучение грешников нескончаемы, а между тем, говоря все это, не бегаешь зла?.. Такие не как подобает совершают куплю во время настоящей жизни; потому что предпочитают лучше покупать себе утешение на краткое время, какое имеют жить здесь, чтобы за то мучиться в беспредельные и нескончаемые веки... Если первые определения, лишающие человека временной жизни, т.е. определения на смерть и тление, представляются несносными, то определение вечных и нескончаемых наказаний, какие наложены будут в будущем веке, насколько тяжелее и несноснее будут для тех, кому придется испытать их!.. Но заповеди Господа нашего имеют воздаяние бесконечное и вечное, так как в тех, кои исполняют их, вселяют жизнь бессмертную и такие подают им блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша; и напротив наказания, какие ожидают преступающих их, суть вечны и нескончаемы, и потому более страшны, нежели всякое другое наказание, какому подвергаются рабы, преступающие волю господ своих.» (прп. Симеон Новый Богослов)

«То, что у св. Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении (peri apokatastaseon), Церковью не принимается.» (свт. Фотий Константинопольский)

«Вечные наказания различны, как и награды добрых. Мучения имеют место в аде или, по свидетельству Писания, в земле темной и мрачной, в земле вечной тьмы (см. Иов 10: 22), где грешники обитают до Суда и куда возвратятся вслед за конечным приговором. Слова «да возвратятся грешники в ад» (Пс 9: 18) и «смерть будет пасти их» (Пс 48: 15) что иное означают, как ни заключительное определение Божие и вечное осуждение?.. По вечности награды равны наказаниям, хотя многие кажутся неравными. Одним людям Божие правосудие воздаст вечную жизнь, другим — вечное мучение. Те и другие, хорошо или худо проходя нынешний век, по своим делам унаследуют возмездие. Количество же и качество воздаяния будут сообразны навыкам и проявлениям страстей и добродетелей.» (прп. Григорий Синаит)

«Истинная жизнь, причина бессмертной истинной жизни для души и тела, должна иметь свое начало здесь, в месте смерти. Нестарающийся здесь стяжать в душе этой жизни да не обольщает себя тщетною надеждой, что получит ее там; да не уповает там на человеколюбие Божие.» (свт. Григорий Палама)

«Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, - славы или мучения, - будет безграничный и нескончаемый. Впрочем, и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дерзая отвергать вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не оставили не совершенным ни одного дела злобы: потому что, если будет конец мучению, то всякий грех будет некогда прощен, и отвергающие Бога, нечествующие и беззаконные, будут некогда прославлены с благочестивыми и святыми. Какое слово (может быть) нечестивее этого? Если будет конец мучению, то будет конец и Царствию, и, значит, нет правды у Бога: между тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс., 107)... Никто из одержимых грехами, или каким-либо заблуждением, в оправдание или услаждение себе да не обманывает себя подобными (обольщениями); мучение для нераскаянных – вечно. Для сего-то и (открыто) покаяние до последнего издыхания: в самом деле, если бы там от него была польза, то оно вовсе не было бы дано здесь. Да и что удивительного сделало бы домостроительство Спасителя, если бы там было покаяние или конец мучения? Видишь ли безумие нечестивцев?» (свт. Симеон Солунский)

«Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского (об апокотастасисе), считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?» (свт. Марк Эфесский)

«И поскольку Писание говорит, что «пришлецы мы здесь и переселенцы» (Евр 11: 13), там же, по смерти, вечная жизнь и непреходящее житие – или в покое, или в муке, как кому воздаст Бог по делам его, – то подобает нам позаботиться о том посмертном житии.» (прп. Нил Сорский)

«Вспомни за тем бесконечные муки, о которых говорят священные книги, огнь геенский, тьму кромешную, скрежет зубов, тартар преисподний, червь неусыпающий. И представь себе, как грешные взывают там с горькими слезами, и никто не избавляет их; рыдают, оплакивают себя, и никто не сжалится над ними; воздыхают из глубины сердечной, и никто не сострадает им; умоляют о помощи, жалуются на скорби, и никто не внимает им.» (прп. Паисий Величковский)

«Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их во ад вечно му­читься; там за разные согрешения им будут и разные муки... Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно; видеть лица Божия они никогда не будут... На страшном суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный», в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад. После этого зем­ля снова сомкнётся на прежнем месте, а грешники оста­нутся под землею во аде как бы запертыми в сосуде тес­ном и железном и не выйдут оттуда во веки, как говорит и Сам Господь: «Идут сии в муку вечную» (Мф. 25: 46).» (свт. Димитрий Ростовский)

«Все вещественное, что ни имеем, что ни приобретем во время земной жизни, все оставим в день смерти: оставим в день смерти, оставим навсегда родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое тело наше. Вечное спасение или вечная погибель, они одни, пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или не кончающееся блаженство или не кончающееся бедствие.» (свт. Тихон Задонский)

«Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святою Церковию.Господь наш Иисус Христос несколько раз в святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на страшном суде Своем: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф.XXV, 41). По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отойдут в муку вечную (Мф.XXV, 46). В повести о жестокосердом богаче и нищем Лазаре Господь засвидетельствовал, что между обителями вечного блаженства и адскими темницами пропасть велика утвердися, и нет перехода от блаженства к мукам, ни от мук к блаженству (Лк.XVI, 29). Червь адский не умирает, и огонь адский не угасает (Мк.IX, 48).» (свт. Игнатий Брянчанинов)

«Тщетно некоторые, для смягчения сей страшной угрозы (осуждению на Страшном Суде), прибегают к милосердию Божию. Но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое, безконечное благо; уклонение от Него единое безконечное зло. Бог создал человека для Себя; грехопадение удалило человека от Бога; милосердие паки открыло путь соединиться с Ним. Кто не следует по сему пути, тот, по закону Правосудия, остается подверженным вечному злу, как необходимому следствию удаления от Бога. Поздно будет искать сего пути во мраках ада... Итак, смертный, доколе ты носишь смертное тело, и вместе с ним подлежишь переменам, ты можешь соделаться лучше или хуже. Но когда сложишь с себя одежду тления и смертности, тогда останется в тебе или безсмертное чувство добра или безсмертное чувство зла. Ни на небе не родится новых безбожников, ниже во аде кто исповестся Господеви (Псал. VI. 6). Представьте же себе, сколько можете сию страну непроницаемаго мрака, кипящую огнем и жупелом и червями, шумящую скрежетом зубов и яростными стонами: там минуты проходят как годы: но проходят годы – и это еще начало мучения; проходят веки – и это еще начало мучения; пройдет столько тысящелетий, сколько пылинок составляет нынешний мир – все еще будет начало мучения!.. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечнаго правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает, где жизнь и безсмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею.» (свт. Филарет Московский)

«Вы все упираетесь на благость Божию, а о правде Божией забываете, - тогда как Господь " благ и праведен". Иным думается, что без наказания и мук грешников, конечно, нельзя оставить, но эти муки не будут вечны: помучатся-помучатся отверженники, а потом и в рай. Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая. Сколько ни будет жечь кого ад, жегомый все будет такой же нечистый, достойный того же жжения, а не рая. Жжению потому и не будет конца.» (свт. Феофан Затворник)

«Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Чем доказать это? Это с очевидностью доказывается настоящим состоянием некоторых грешников и свойством самого греха - держать человека в плену своем и заграждать ему все исходы. Кто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, как он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем как они есть в существе своем, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха - омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники - несомненные сыны погибели. Что говорит мне опыт, когда я бываю в плену греха? Я целый день иногда только мучаюсь и не могу обратиться всем сердцем, потому что грех ожесточает меня, делая для меня недоступным Божие помилование: я горю в огне и добровольно остаюсь в нем, потому что грех связал мне силы и я - как закованный в цепи внутренно - не могу обратиться к Богу, пока Бог, видя мое бессилие и мое смирение, и мои слезы, не умилосердится надо мною и не пошлет мне благодать Свою! Недаром человек, преданный грехам, называется связанным пленицами грехопадений. (ср. 2 Пет. 2, 4)» (прав. Иоанн Кронштадтский)

«В настоящее время не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство есть не что-нибудь только извне приходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с теми и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, заражен­ная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги — это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь, на земле, раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30). Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо бы было там оставаться, и она стреми­лась бы уйти оттуда.» (прп. Варсонофий Оптинский)

«Из-за одного маленького искушения — сразу отречение. Предпочитаем обречь себя на вечную разлуку со Христом и вечное единение с сатаной, но не вытерпеть смиренно испытания одного мига! И чем иным могли бы быть, ленивая и возлюбленная душа, эти слова, которые ты говоришь в час твоего малодушия? Что " найду способ убить себя, покончить свою жизнь"! О ослепление и мрак осязаемый! Убьешь себя или объединишься навечно с диаволом? Покончишь свою жизнь или сойдешь навсегда в ад? И не боишься, малодушная душа, вечного осуждения, разлуки со сладчайшим Иисусом, Жизнью и Светом?» (прп. Иосиф Исихаст)

«В спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно придти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку. Как бы ни было здесь тяжело, хотя бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях — все же им будет конец. А в аду нет конца мукам... Если не обратишься с покаянием и смирением ко Господу, то еще здесь ожидает тебя великое страдание, а после смерти — плач, скрежет зубов, мрак, тартар, червь неумирающий и огнь неугасимый, вечная, ужасная, непостижимая и никогда не оканчивающаяся мука... Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку.» (иг. Никон Воробьев)

«Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде.» (прп. Силуан Афонский)

«Те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду.» (иером. Серафим Роуз)

«Неудивительно поэтому, что учение о всеобщем апокатастасисе в дальнейшей истории христианской письменности не имело приверженцев и эхатогология получила более или менее определённый облик.» (митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского)

Ну и т.д. Перечислять цитаты можно еще долго.

 

3. Свидетельство Церковных Соборов.

«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет восстановление (α π ο κ α τ α σ τ α σ ι ν) демонов и нечестивых людей, - да будет анафема» (9-й анафематизм Поместного Константинопольского Собором 543 г.)

«Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения… будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление; и таким образом Царствие Небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш передал нам учение, что оно вечно и неразрушимо, и мы на основании всего Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета веруем, что муки будут нескончаемы и Царствие Небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения, анафема» (10-й анафематизм Поместного Константинопольского Собора 1084 г.).

«Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с " градом Божиим" и " вне" его (Апок 22: 15) навеки останется область отвержения, " смерть вторая" (Апок 21: 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. " Бог будет всё" лишь в " сынах Царствия", всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией.» (Архиерейский собор 1935 г. под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (впоследствии патриарха) Сергия (Страгородского)).

 

4. Свидетельство учебников по догматическому богословию и катехизисов, а также др. вероучительной литературы, которая затрагивала этот вопрос.

«Различаясь между собою по степени, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности, потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы.» (митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие)

«Участь грешников после воскресения и страшного суда уже не может измениться. Какая бы степень мучений ни была определена для грешника правдой Божией, для него после всеобщего суда не останется возможности и надежды освободиться когда-либо из уз ада, как остается такая надежда для некоторых после частного суда. Отверженные Богом идут в муку вечную.» (прот. Николай Малиновский. Очерк православного догматического богословия)

«Церковь, основываясь на слове Божием, признает геенские мучения вечными и нескончаемыми, и поэтому она осудила на 5-м вселенском соборе лжеучение оригенистов, будто демоны и нечестивые люди будут страдать в аду только до определенного времени, а потом будут восстановлены в первобытном невинном состоянии (apokatastasis). Осуждение на Всеобщем суде названо в Откровении св. Иоанна Богослова «смертью второй» (20: 14). (протопр. Михаил Помазанский. Православное догматическое Богословие)

«Во Всеобщем Воскресении, завершающим историю мира сего, христиане видят прежде всего явленную победу Христа, истинным предвестником которой было Воскресение Господне на заре третьего дня. Но " День Господень" будет также и днем судным. Мы знаем, что " и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 29). Это будет окончательным отделением добрых семян от плевел. Никому другому, как только Самому Господу, надлежит совершить это отделение, и свершится оно только на последнем суде. Тогда не будет больше смешения добра и зла, ибо ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах. По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению. Осуждение - это удаление от Бога навечно. По Промыслу Божию, призвание человека - это преображение, обожение, соединение с Богом. В " будущем веке" все, что будет удалено от Бога будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью, - той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20, 14). Смерть эта означает забвение Божие. Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, просияют неизреченной и немеркнущей славой.» (В. Н. Лосский. Толкование на Символ веры)

«Существует стремление мыслить вечные геенские мучения в относительном смысле, понимая под " вечностью" некоторый " век", " период", поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца. В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана насильно. Священное Писание говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа " подвергнутся наказанию, вечной погибели" (2 Фее. 1, 9), и " дым мучения их будет восходить во веки веков" (Откр. 20, 10).» (иер. Олег Давыденков. Катехизис)

«Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Иже не обретеся в книзе животней (в книге жизни) написан, ввержен будет в езеро огненное (Апок.20, 15). И ее (это) есть вторая смерть (Апок.20, 14). Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф.25, 41). И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25, 46). Добре ти есть со единем оком внити (лучше тебе с одним глазом войти) в Царствие Божие, неже две оце имущу (нежели с двумя глазами) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9, 47-48).» (свт. Филарет Московский. Пространный православный катехизис)

«Могут ли грешники покаяться после смерти? Нет, не могут. Только на этом свете люди могут выбрать, кем быть: добровольными слугами Христа или сатаны. После смерти они присоединятся к своему господину, которого выбрали и за которым следовали в своей земной жизни. Господь Иисус Христос сказал Своим слугам: где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12: 26).» (свт. Николай Сербский. Катехизис Восточной Православной Церкви)

Остается только добавить великие слова:

«Не говори мне: где же справедливость, если мучение не имеет конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим.» (свт. Иоанн Златоуст)

«Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам!» (свт. Игнатий Брянчанинов)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заселение студентов, продливших проживание на лето | Девушка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.