Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование раннефеодальных государств в Корее и их связи с Китаем и Японией в 5-8 вв.






Географические условия Корейского полуострова (плодородные почвы, разнообразие растительного и животного мира, связанное с на­личием различных природно-климатических зон — от субтропических на юге до умеренных и холодных.на севере, — благоприятных для заня­тия земледелием, рыбной ловлей и охотой, а также промыслами) издав­на привлекали сюда выходцев как с азиатского материка, так и с тихо­океанских островов, поэтому на формирование этнического облика ко­рейского народа наибольшее влияние оказали тунгусо-монгольские и полинезийские элементы. Уже со времен неолита предки корейского рода населяли Корейский полуостров и примыкающие районы Южной Маньчжурии (южные районы современного Северо-Восточного Китая).

Разложение первобытнообщинных отношений и образование клас­сового общества в Корее, как и повсюду, были связаны с прогрессом в развитии производительных сил. Они получили могучий толчок с при­менением железных орудий, хотя и после появления железа сосуды ча­сто изготовлялись без гончарного круга и долго еще не утрачивали своего значения каменные орудия.

Вопрос о времени возникновения первых государств в Корее и их социально-экономической сущности остается в исторической науке дис­куссионным. Не известно, существовала ли в Корее рабовладельческая формация, и если — да, то когда. Некоторые историки склонны считать раннекорейские государства рабовладельческими.

В источниках имеются сообщения о районах расселения различных племен или племенных групп по территории Корейского полуострова. На севере жили племена когурё, емэк, окчо, а южную часть (к югу от р. Ханган) населяли племена хан, подразделявшиеся на три ветви: махан (или просто хан), чинхан, пёнхан. Население полуострова разводи­ло домашних животных, занималось охотой, рыбной ловлей и морскими промыслами, но главным занятием было земледелие. Сеяли все основ­ные сельскохозяйственные культуры — так называемые «пять хлебов» (просо, ячмень, бобы, рис и коноплю). Для одежды изготовляли холсты и шелковые ткани.

Развитие производительных сил уже подготовило складывание феодальных отношений но этот процесс шел неравномерно. Классообразование развивалось быстрее на севере в племени когурё, населявшем бассейн р. Амноккан (Ялу). Из среды общинников выделялась богатая знать, захватившая власть над соплеменниками. Из своей среды она выдвигала короля (военного вождя), на своих собраниях разбирала су­дебные тяжбы и наказывала за совершенные преступления, использо­вала соплеменников для ведения грабительских войн против соседей. Такие племена, как окчо и емэк, попали в зависимость от когурё и пла­тили им дань зерном, холстом, соболями и рыбой, поставляли рабынь, становившихся наложницами представителей когурёской аристократии. В то время как знать обогащалась за счет военной добычи, одевалась в шелк и парчу, украшала себя золотом и серебром, рядовые общинни­ки, несшие бремя войны, нищали и вместе с беднотой покоренных пле­мен составляли один класс эксплуатируемых — низшие дворы.

На юге процесс образования классового общества, видимо, запаз­дывал. У племен хан, насчитывавших в общей сложности 78 родоплеменных общин, названных в китайском источнике государствами, сохра­нялись первобытные институты.

Очевидно, что у когурё раньше сложилась государственная орга­низация. Бывший военный вождь в качестве вана (короля) становился во главе образующегося государства, а родовая аристократия превра­щалась в военно-чиновную знать, подразделявшуюся в Когурё на 12 разрядов, соответствовавших занимаемому положению в администра­ции. Из корейских летописей известно также о создании законов для защиты частной собственности: за воровство устанавливалось двенадца­тикратное возмещение украденного, а в случае нанесения вреда чужому скоту виновного даже превращали в раба. О времени образования государства Когурё единого мнения у исследователей нет, но известно, что в конце 4 и в 5 в. Когуре было уже сильным государством, занимавшим обширную территорию всей северной части Корейского полуострова и соседней территории Ляодунского полуострова.

На юге Корейского полуострова образование государства сопро­вождалось подчинением более развитыми и сильными племенами и общинами (пэкче, саро, кая и др.) своих соседей. Аристократия завоеванных земель постепенно сливалась с родовой знатью общин-завоевате­лей в один господствующий класс. Община пэкче в III—IV вв._покори-ла соседние общины и племена.Аристократия пэкче создала довольно сильное государство в юго-западной части Кореи, внизовьях рек Ханган и Кымган.

В V-VI вв. с разложением первобытнообщинных отношении среди племенного восточной части полуострова сложилось государство Силла. Ядром его стала община Саро, или Соболь (занимавшая район совре­менного Кёнджу), постепенно установившая господство над племенами бассейна р. Нактонган. В новом государстве был признан территориаль­ный принцип административного деления, создан особый аппарат чи­новников с подразделением по рангам. Государство Силла подчинило себе союз общинная на крайнем юге и отдаленный о. Усан (современный Уллындо)

Таким образом к VI в. существовали три государства — Когурё, Пэкче и Силла, между которыми развернулась ожесточенная борьба за преобладание на Корейском полуострове.

Вопрос о характере социально-экономических отношений в этих го­сударствах долгое время был предметом дискуссий и споров в корей­ской историографии. Хотя некоторые корейские историки считают эти три государства рабовладельческими, большинство их полагают, что несмотря на известную роль рабовладельческого уклада в общественных отношениях, они были в целом феодальные. Зародившаяся.государственная организация имущего класса выступала как. активная сила, утверждавшая феодальную собственность на землю и эксплуатацию зависимого крестьянства господствующим классом землевладельцев-фео­далов. Целые крестьянские общины в качестве подданных государства-завоевателя обязаны были платить налоги и выполнять повинности (особенно военные и трудовые: по строительству дворцов, дорог, крепостей и т. д.) в пользу государства, ставшего верховным собственни­ком земли, или отдельных феодалов чиновников, когда последние за не­сение определенной службы получали «кормовые округа» или иные по­жалования от государства. И в Когурё, и в государстве Силла широко распространилась система «кормлений», столь характерная для раннего феодализма.

Рабы, видимо не играли роли в производстве. Характерно проис-ходившее в описываемое время изменение их правового положения. Так, в начале VI в. в государстве Силла был отменен обычай, по кото­рому при похоронах короля убивали до 10 рабов. Любопытно и сообще­ние летописи о том, что в 558 г. после покорения общинная силланский военачальник Садахам, получивший в награду 200 пленных, не превратил их в рабов, а отпустил «на волю» в качестве обычных зем­ледельцев и тем заслужил одобрение людей.

Для укрепления своего господства правящий класс заимствовал из феодального Китая не только форму государственной организации, но и идеологию. Правителям корейских государств немало импонирова­ло конфуцианство с его требованием о беспрекословном повиновении младших старшим и подданных — королю. Подготовка чиновников для государственной службы происходила в специальных конфуцианских учебных заведениях государства; об истории правления составлялись на конфуцианский манер исторические сочинения.

Из Китая проник в корейские государства и буддизм, сыгравший важную роль в формировании феодального строя. Буддизм с его цер­ковной организацией и феодальным хозяйством монастырей стал силь­ным союзником аристократии в борьбе за подчинение и духовное пора­бощение масс. Первые буддийские монахи появились в Когурё в 372 г., они привезли с собой буддийские сутры и изображения, будд. Близ Пхеньяна построили два буддийских монастыря.

В 384 г. по просьбе короля Пэкче в его столицу прибыли буддий­ские монахи из Южного Китая. Правители Пэкче, активно содействуя распространению буддизма, пожаловали духовенству крупные земель­ные владения.

I В государство Силла буддизм проник из Когурё и получил распро­странение с первой половины VI в., когда в основном завершался про­цесс оформления государственной организации. К этому времени пра­витель Силла принял заимствованный из Китая титул вана (короля или князя), было установлено административное деление страны на области и уезды, куда в качестве правителей назначались представители сто­личной аристократии. Столица государства — Кымсон (современный Кёнджу) — превратилась в крупный город. Для регулярной связи ее со всеми частями страны была организована служба почтовых станций на больших дорогах и пристаней на важнейших водных путях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.