Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русские народные праздники в художественном текстиле

 

Жизнь русских крестьян проходила в соответствии с народным календарем, определявшим всю бытовую и хозяйственную деятельность. В основе лежал церковный календарь – святцы, в котором каждый день посвящен одному или нескольким святым, разграничивал время постов и мясоедов. И главные праздники были прежде всего христианские. Однако, предписания, сопровождавшие обряды, приметы, поверья, скорее говорили о языческом характере вероучения.
Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни – это прежде всего хозяйственная деятельность: работы в хлебу, полях, ремесленных мастерских. Время праздника же было наполнено радостью, весельем. Устраивались народные гуляния, способствовавшие сближению и укреплению родственных связей, чувства коллективизма. Кроме того, молодежи представлялась возможность выбрать брачную пару, а радостная атмосфера снимала чувство неловкости, напряжения в обществе.


В праздничные дни все выглядело обновленным: избы преображались благодаря идеальной чистоте, новым половикам, дорожкам, развешанным по стенам лубочным картинкам и полотенцам с украсами. Соломенное чучело могло быть наряжено в пестрое одеяние. При этом данная атрибутика отличалась колористической насыщенностью, огромным количеством отдельных деталей, комичностью остроумных сочетаний, как, например, в костюме ряженных. Текстиль наделяли качествами духовными, образными, а его расцветка, символика, узоры воссоздавали картину мира.
Традиционное праздничное оформление можно увидеть в иллюстративном наследии тех времен, рассказывающем о ярмарочных торговцах, балаганщиках, кулачных боях. Мотивы русской ярмарки, эстетика площадного смеха, праздничное (лубочно-балаганное) восприятие мира - все это отразилось как в виде отдельных самостоятельных художественных произведений, так и в виде натурных зарисовок, призванных украсить предметы быта: прялки, шкафы, ткани.
Одним из главных элементов праздничных представлений были лубочные изображения. Народные картинки служили своеобразными ширмами, занавесами для представлений, являли собой особую народную библиотеку. Увеличенные и озвученные они превратились в театр.
Так, например, лубки, составляющие зримую часть райка, нередко были поводом ко всякому рода рассуждениям, балагурству, сатирическим выпадам. Картинки, посвященные чему-то немыслимому, незнакомому, странному, но обязательно подаваемому как нечто реальное, где-то случившееся или существующее, охотно помещались в райке или а рассказах умелых панорамщиков.
На материале городского зрелищного фольклора можно успешно изучить такие явления и процессы в жизни произведений лубка, как трансформации, вариативность, различные переходные, промежуточные моменты становления жанра, взаимодействие разных национальных традиций. Так, например, немецкие гравюры, изображающие карнавалы, оказали огромное влияние на творчество русских народных мастеров.


Праздник, театральные представления, прежде всего синтезируют различные виды искусства. В лубке декоративное богатство народных росписей вошло в единство с колористической тонкостью и композиционной продуманностью искусства миниатюры и иконы. Народная гравюра значительно яснее показывает образы и события, зашифрованные в вышитых изображениях обрядового текстиля. Изучение их взаимосвязи, раскрывает духовный мир народа, его специфические черты, восприятие окружающего мира.
Однако, автору, помимо обращения к традиционной зрелищной культуре прошлого, обрядовому текстильному убранству, изучения составляющих ее элементов, необходимо исследовать и современные печатные процессы. Нынешнее визуальное настроение людей другое: изобразительные мотивы народного искусства могут не совпадать в формально-стилистическом плане с современными изобразительными тенденциями. Однако, изучая традиционные каноны, распространенные праздничные мотивы, синтезируя старые и новые приемы, можно добиться впечатляющей образности и зрелищного эффекта в авторской работе.

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в России в XVIII –начала XX в. традиционный уклад еще сохранялся среди крестьян, тогда как верхние слои общества, представители дворянства и купечества ориентировались на западно - европейскую и светскую культуру. Эти различия в бытовом укладе были спровоцированы политикой Петра Первого. С течением времени традиционная культура, ориентировавшаяся на обрядовые каноны предков, стала восприниматься в городской среде как специфическая. И уже в XIX веке этнографы активно изучают забытые элементы праздничной обрядности, однако до сих пор многие явления не объяснены.


Обращение к русским ярмарочным увеселениям, помимо конкретного знакомства с чрезвычайно специфической и удивительно интересной стороной городской жизни России прошедших столетий, без сомнения, вносит свою лепту в решении многих сложных вопросов. Вопросы эти связаны с выявлением художественных принципов пространственно-временной организации праздников и крупных театрально-зрелищных форм, спецификой праздничного поведения и общения людей.
Данная тема нуждается в глубоком осмыслении еще и потому, что в настоящее время, время глобальных перемен, когда в обществе возникают проблемы идейно-эстетического воспитания и велика роль зрелищных видов искусств, необходимость изучения русского народного праздника возрастает. Обрядность, русские увеселения, ярмарки, городские гуляния – яркие моменты в истории зрелищной культуры. Во время праздника проигрываются элементы ритуалов, социального порядка, осмысляется жизненное пространство человека. И праздничный текстиль, народная гравюра являются символической формулой, знаковым кодом, важным объектом магического действия во время этих событий.
Анализ обрядности, праздничной текстильной семантики, исследование материала, иллюстрирующего народные увеселения, необходимо автору для создания авторского, своего образа народного праздника в художественном текстиле. Невозможно сотворение нового, без подготовки в виде изучения традиционного наследия.
Объектом исследования в данной работе является праздничный бытовой текстиль и лубочная гравюра как компонент праздничных народных зрелищных форм искусства.
В качестве предмета исследования выбрана праздничная образность в народных лубочных картинках, обрядовом текстиле.


Главная цель научной работы заключается в изучении темы праздника, семантическом, художественном анализе его сюжетной интерпретации в обрядовом текстиле, лубочной гравюре, и авторском переосмыслении изученного в творческой работе.

 

Для реализации данной цели в диссертации необходимо решить следующие задачи:

· произвести историографический анализ обрядности в России

· изучить народный обрядовый календарь

· рассмотреть основные праздничные развлечения

· проанализировать современное состояние бытовой обрядности и праздников

· исследовать декоративную обрядовую семантику в текстиле
описать основные развлечения, какими заполнялась праздничная

площадь во время ярмарок и народных гуляний

· рассмотреть изображения, посвященные народным праздникам в картинках и гравюрах русских художников XVII-XX в., в народном лубке, фотографиях

· выполнить зарисовки с музейных экспонатов, для украшения которых использованы сюжеты народных увеселений

· поиск новых изобразительных решений различными графическими приемами

· составить серию авторских композиций на основе изученного творческого материала

· составить описание современных технологий печатного производства


Научная новизна состоит в изучении и обобщении информации, связанной с текстильной праздничной атрибутикой. Данная тема недостаточно полно исследована этнографами. Выявлены семантические особенности украшения данного текстильного убранства. Проанализирована праздничная образность в лубочных художественных произведениях в народных зрелищных видах искусства. Используя полученные знания, составлен авторский вариант оформления серии художественных полотен, в которых сочетаются праздничная символика и образы народных гуляний.


Главный метод основывается на сочетании научно-исследовательского и практического методов. Проведен исторический анализ традиционных календарных праздников и обрядов в контексте народного искусства. Выделены их структурные части, выявлены внутренние связи с оформлением традиционного обрядового текстиля, зрелищными формами лубочной гравюры. На основе теоретического исследования проектируется рисунок для серии авторских полотен.
Практическое значение состоит в выявлении некоторых закономерностей развития народного искусства и в возможности использования сделанных в результате этого выводов и наблюдений в современной творческой практике. Изучение традиционных видов фольклорного театра (кукольных, раешных, балаганных представлений), изобразительных законов, на основе которых строится организация праздничного пространства, особенностей оформления театрально-зрелищных форм, поможет при дальнейшей работе с декоративным праздничным убранством. Рассмотрены современные технологии печатного производства и методы художественного проектирования рисунка для последующей печати на текстиле, что позволяет и в будущем использовать данный опыт в профессиональной деятельности.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из 5 глав, поделенных на разделы, заключения, перечня литературных материалов, приложения, где использованы иллюстрации аналогов, поисково-эскизной авторской работы.

Введение 1.Календарь обрядовых праздников 1.1 Зимние праздники 1.2 Весенние праздники 1.3 Летние праздники 1.4 Осенние праздники 1.5 Современное состояние русской календарной праздничной обрядности 2. Украшение обрядового текстиля 2.1 Обрядовый текстиль 2.1.1 Дорожки 2.1.2 Рушники 2.2.Семантика праздничных образов 3. Лубочная гравюра в народной праздничной зрелищной культуре 3.1 Виды городских зрелищных форм искусств 3.1.1. Раек 3.1.2 Кукольные представления 3.1.3 Балконные представления 3.1.4 Балаганы 3.2 Лубок как явление традиционной праздничной зрелищной культуры 3.2.1 театрально-зрелищная природа лубка 4. Современные технологии текстильной печати 4. 1. Становление и формирование художественного проектирования текстильного печатного рисунка. 4.2. Печатный текстиль 4.2.1 Виды и способы печати 4.2.1 Художественное оформление текстильных изделий печатным рисунком 5. Работа над серией текстильного панно «Русский народный праздник». Этапы проектной работы 5.1 Изучение художественных аналогов 5.2 Составление эскизов 5.3 Решение конструктивно-технологических задач 5.3 Создание серии панно Заключение Список использованной литературы Приложение


Список использованной литературы:

Дюршартр П.-Л. Русские народные картинки и гравированные книжицы. М.: Центрополиграф, 2006. 191с.: цв. ил.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начала XX века. СПб.: Азбука-классика, 2004. 255 с.: ил.
Лубок. Народная картинка России и Германии XIX – начала XX века: каталог выставки / Данельчик — Брюггерман [и др.]. М.: Художник и книга, 2009. 39 с.: ил.
«Сказочная» книга в социокультурном пространстве России XVIII-XIX веков: движение во времени: монография/ О. И. Тиманова. СПб.: СПбГУТД, 2009. 340 с.: ил., табл.
Очерки по истории и технике гравюры/ Н. И. Александрова [и др.]. М.: Изобразительное исксство, 1987. 14 бр. в футл.
Козлова Н. Б. Магия русского стиля. М.: Московские учебники, 2008. 503 с.: ил.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М: Высшая школа, 1999. 331 с.: ил.
Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб.: Азбука- классика, 2004. 271 с.: ил.
Лаврентьев Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа: обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб.: Паритет, 2004. 448 с.: ил.
Карнавалы. Праздники. /отв. ред. Т. Каширина. М.: Мир энциклопедий, 2005. 183 с.: ил.
Стасова В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружева. М.: GOLDENBOOKS, 2008.114 с.: цв. ил.
Глебушкин С.А. Традиционный костюм XIX -XX веков из коллекции Сергея Глебушкина. М.: Северный паломник. 736 с.: цв. ил.
Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. 767 с.: ил.
Киселев А.М. Художественное оформление текстильных материалов способом печати. СПб.: СпбГТД, 2000. 80с.
Колорирование текстильных материалов / М.А. Куликов [и др.]. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2000, 203 с.: ил.
Бесчастнов Н.П. Журавлева Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003, 294 с.: цв. ил.
Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984, 208с.: ил.


План работы над диссертацией:

Ноябрь:

· выбор темы

· поиск литературных источников в рамках выбранной темы

· составление чернового варианта введения

· подготовка эскизной части проекта для демонстрации на заседании кафедры

· рассмотрение темы магистерского научного сочинения на заседании кафедры, корректировка определенных вопросов, окончательное утверждение

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарисовать график изменения затрат и выручки по данным задачи 16. Показать зоны прибылей и убытков. Показать все цифровые значения на рисунке. | По подготовке и проведению экзамена




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.