Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Автоматический процесс – производственный процесс, при выполнении которого рабочий только контролирует работу.






А

Автоматический процесс – производственный процесс, при выполнении которого рабочий только контролирует работу.

Авторитарный стиль управления – форма управления, при которой менеджер сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и не допускает других к участию в принятии решений. При таком стиле управления информационные потоки и процесс принятия решений сконцентрированы на верхнем уровне управления компанией. Основной формой управления выступает приказ. Такой стиль управления эффективен, когда решение должно быть принято в короткий промежуток времени и в условиях невысокой квалификации подчиненных.

Аккордная система – применяется лишь в исключительных случаях при выполнении срочных ответственных заданий, расценка устанавливается на весь объем работ без пооперационного разделения.

Аудит (проверка) - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев.

Аудитор (эксперт по сертификации систем качества) – лицо, назначенное для проведения аудита (проверки). Аудитор является экспертом, имеет квалификацию, необходимую для рассматриваемого конкретного аудита.

Аутсорсинг - передача сторонней организации тех или иных функций бизнеса. Различают производственный аутсорсинг, когда независимой фирме передаются те или иные задачи, связанные с производством продукции (аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции), и аутсорсинг управленческий, когда независимым организациям передаются те или иные управленческие функции, чаще маркетинговые, сбытовые и т.д.

 

Б

Брак – продукция, непригодная для удовлетворения потребности в соответствии с назначением.

Бюджетный эффект инновационного проекта – это не только превышение дохода соответствующего бюджета над расходами в целом по проекту, а превышение доходов над расходами для каждого этапа реализации проекта.

 

В

Вид движения предметов труда в производственном процессе – способ передачи изготавливаемых предметов между технологическими операциями.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Внутрифирменное планирование (ВФП) – комплекс расчетов и процедур производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию целей производственной деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени (месяц, квартал, год).

Возможности – способность организации, системы или процесса производить продукцию, которая будет отвечать требованиям к этой продукции.

Временное сочетание – соединение всех частей и элементов производственной системы (ПС) по времени, заключается в организации согласованных во времени действий за счет рационального решения сложного комплекса задач системы временного планирования.

Время в очереди – время, которое продукт простаивает в очереди в ожидании следующей стадии проектирования, оформления заказа или производства.

Время выполнения заказа, время цикла заказа – время с момента размещения заказа до его выполнения. Когда планирование и производство работают на уровне или ниже уровня своих производственных возможностей, время выполнения заказа равно времени выпуска. Когда же спрос превышает возможности системы, дополнительное время требуется для того, чтобы спланировать работу и сделать заказ. Поэтому время выполнения заказа превышает время выпуска. См. время выпуска.

Время выпуска – время, которое требуется продукту, чтобы пройти от разработки до запуска в производство, от приемки заказа до доставки, от сырья до готового изделия. Время выпуска включает в себя время обработки и время в очереди.

Время обработки – реальное время работы над продуктом при создании проекта, физическом производстве, работе над заказом и пр. Обычно время обработки намного меньше времени выполнения заказа или времени выпуска.

Время обслуживания рабочего места – время, которое должно затрачиваться рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной конкретной работы и рабочей смены.

Время организационного обслуживания рабочего места – охватывает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении рабочей смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).

Время регламентированных перерывов – складывается из времени на отдых и личные надобности, а также перерывов, обусловленных организационно-технологическими особенностями процесса.

Время такта – все время работы производства (например, одна смена), деленное на скорость, с которой потребитель требует получения товара. Время такта задает скорость работы производства, которая должна точно соответствовать имеющемуся спросу.

Время технического обслуживания рабочего места – затрачивается на смену инструмента, на регулировку и подналадку механизма в процессе работы, на правку инструмента и тому подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом на протяжении определенной заданной работы.

Время цикла – время, требуемое для выполнения одного операционного цикла. Когда время цикла каждой операции в процессе становится точно равно времени такта, возникает поток единичных изделий.

Вспомогательное время – затрачивается на действия, связанные с подготовкой к основной (технологической) работе. Например: время установки и съема изделия, подвод и отвод инструмента, пуск и останов механизма, выборочные промеры изделия, проверка технологических режимов и др.

 

Г

Градация – класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение. Градация обычно устанавливается при определении требования к качеству (класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц).

 

Д

Демократический стиль управления – характеризуется доверием к людям, стремлением к коллегиальному решению задач, систематическим информированием подчиненных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.

Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

Диспетчирование производства – централизованное непрерывное наблюдение, контроль и регулирование производственного процесса, организуемые на основе установленных календарных планов, сменно-суточных заданий с использованием средств оперативного управления.

Документ – информация и соответствующий носитель. Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом или комбинацией из них. Комплект документов, например, технических условий и записей, часто называется «документацией» (зарегистрированные данные, нормативно-техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт и т.д.).

 

Ж

Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его практического использования.

 

З

Запись – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. Записи могут использоваться для документирования прослеживаемости и свидетельства проведения верификации, предупреждающих действий и корректирующих действий.

Заработная плата – выраженная в денежной форме часть общественного продукта, поступающая в личное потребление рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого ими труда.

 

И

Иерархия менеджмента – служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот.

Инжиниринг – интеллектуальная деятельность, представляющая собой совокупность инженерно-консультационных услуг, связанная с процессами создания и обслуживания промышленных проектов, включая разработку технологии, комплекс инженерно-технических работ, а также услуг по строительству и содержанию объектов, доработке, сборке, пуску, гарантийному обслуживанию.

Инсорсинг – мероприятие по реструктуризации, которое состоит во включении в организационную структуру материнского предприятия функций, реализуемых до этого другими хозяйственными субъектами.

Информация – значимые данные.

Испытание – определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.

 

К

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

Кибернетика – наука об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах.

Количественный подход в управлении отличается использованием в менеджменте достижений других наук (математика, кибернетика, статистика). Кибернетизация управления привела к широкому использованию информационных систем и компьютерной техники, что создало предпосылки автоматизации управления. В современных условиях в управлении широко используются экономико-математические методы и модели. Советский ученый, лауреат Нобелевской премии Л.В.Канторович является автором теории линейного программирования и основанных на ней оптимизационных моделей.

Коммуникационный процесс – процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Коммуникация – процесс обмена информацией. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы могли приниматься и выполняться управленческие решения. В рамках организации информация перемещается в рамках вертикальных и горизонтальных коммуникаций (каналов), которые представляют собой элементы формальных коммуникаций.

Консалтинг – деятельность по консультированию производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу вопросов, включая экономическую деятельность предприятий, фирм, организаций, в том числе во внешнеэкономической сфере.

Конструкторская подготовка производства (КПП) – совокупность взаимосвязанных работ, направленных на создание новых или совершенствование существующих конструкций изделий заданного технического уровня при установленных сроках, объемах выпуска и затратах.

Конструкторская унификация – совокупность мероприятий по приведению изделий или их элементов к единым форме, размерам, структуре, составу и т.п.

Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой [Руководство ИСО/МЭК 2].

Косвенно-сдельная оплата – особая система оплаты труда, применяемая для вспомогательных и обслуживающих рабочих. Расценка для вспомогательных рабочих устанавливается в зависимости от уровня выработки основных рабочих-сдельщиков.

Критерии – совокупность процедур или требований, которые определены в виде ссылок.

 

Л

Либеральный стиль руководства – характеризуется предоставлением полной самостоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководителей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а их деятельность малоэффективна.

Лидерство – способность влиять на людей, чтобы побудить их работать для достижения определенных целей.

Линейная структура управления – каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. Управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Линейная структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного.

Линейно-функциональная структура управления – всю полноту власти берет нас себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. При подготовке конкретных вопросов и подготовке решений ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Функциональные структуры находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним, что способствует более конкретному решению вопросов. Однако нагрузка на линейного руководителя может резко увеличиться. Он должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями.

Линейные полномочия предаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке. Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создает иерархию управления, или скалярную иерархию. Для такой организации характерно управление посредством цепи команд. При большой длине цепи команд наблюдается замедление скорости обмена информации, что сказывается на эффективности. Длина цепи команд и обязанности должны соответствовать определенной ситуации.

Логистика – процесс управления материальными запасами, готовой продукцией и финансовыми активами фирмы.

 

М

Массовая продукция – стандартная продукция, выпускаемая большими партиями.

Материально-техническое снабжение – процесс обеспечения предприятия всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности.

Машинно-ручной процесс – процесс, при котором воздействие на предмет труда производится с помощью механизмов, но есть и ручные работы.

Машинный процесс – весь процесс осуществляется без физических усилий рабочего, а установка, снятие детали и управление – с помощью рабочего.

Мелкосерийное производство – производство продукции небольшими стандартными партиями.

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Существуют различные трактовки значения слова «менеджер»: наемный профессиональный управляющий; специалист по управлению производством; предприниматель в профессиональном спорте.

Менеджмент – деятельность, направленная на отбор, организацию и эффективное использование ресурсов в рамках организации. Существуют различные формулировки термина «менеджмент»: совокупность способов, методов, приемов и средств управления производством и персоналом; органы управления, руководство фирмы; тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

Менеджмент производственный – совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Мера близости изделий – степень схожести сравниваемых объектов по принятым для них определенным признакам.

Метод управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Методы управления можно классифицировать на основе объективных закономерностей общественного производства с учетом специфики закономерностей, складывающихся в процессе совместного труда. Выделяют организационные, экономические и социально-психологические методы управления. По признаку степени свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта методы управления делят на методы принуждения, побуждения и убеждения.

Методы менеджмента – способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.

Моделирование – воспроизведение образа реального объекта или процесса в виде его модели.

Модель – образ реального объекта или процесса в вещественной или описательной форме.

Мотивация – побудительная сила, вызывающая действия, направленные на удовлетворение определенной потребности.

Мощность производственная – максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом, при полном использовании в соответствии с установленным режимом работы производственного оборудования, а также с учетом организационно-технических мероприятий.

 

Н

Надежность – совокупность характеристик, относящихся к описанию свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта. Надежность применяется только для общего неколичественного описания свойства. Надежность является характеристикой качества, связанной со временем.

Научная подготовка производства (НПП) – совокупность взаимосвязанных процессов научного поиска и обоснования возможных направлений развития и создания новой техники, технологии и организации производства.

Непрерывность – принцип рациональной организации производственных процессов, предполагающий устранение либо сведение к минимуму перерывов в производстве данной конкретной продукции.

Нерегламентируемые перерывы – в работе имеют место в основном из-за организационных или производственно-технических неполадок, вследствие нарушения трудовой дисциплины.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Новаторство (активный поиск новых решений) – привнесение новых идей в организацию и ведение предпринимательской деятельности. Новаторство в большей степени свойственно предпринимателю в узком смысле слова.

Новое строительство – строительство объектов на новых территориях, под новую перспективную продукцию.

Норма управляемости – допустимое количество исполнителей, подчиненных одному руководителю.

Нормативно-техническая документация – документы, устанавливающие требования. Нормативные документы могут относиться к деятельности (например, документированная процедура, технологическая документация на процесс или методику испытаний) или продукции (например, технические условия на продукцию, чертежи и эксплуатационная документация).

 

О

Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Объект управления – те элементы, на которые направлена деятельность.

Объективное свидетельство – данные, подтверждающие наличие или правдивость чего-либо.

Примечание. Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Объекты менеджмента – весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т.п.).

Оперативное управление – деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.

Оперативное управление производством – комплекс работ, включающий организацию: разработки и выполнения оперативно-календарных планов производства продукции; сменно-суточных заданий; обеспечения рабочих мест; контроля и регулирования хода производства.

Оперативно-производственное планирование (ОПП) – совокупность объёмных и календарно-нормативных расчётов и задач по организации функционирования подразделений основного производства, выполняемая специализированными звеньями структуры управления предприятия для достижения поставленных целей и результатов.

Операция производственная – часть процесса, характеризующаяся несменяемостью орудия труда, предметов труда и рабочего места.

Оптимизация – процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние, позволяющее в свою очередь обеспечить оптимальные параметры «выхода» объекта как системы.

Организационная структура – строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.

Организационно-технологическая подготовка производства – комплекс работ, включающий анализ технологичности конструкции изделий, разработку и типизацию технологических процессов, создание технологического оснащения, нормирование потребности в ресурсах, организацию обеспечения производства, оперативное управление подготовкой производства.

Организационный менеджмент – направлен на реализацию организационных функций.

Организация – 1) функция управления как процесса, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей для совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы.

Оснащение рабочего места – вся совокупность находящегося в его зоне основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств сигнализации, техники безопасности и т.д.

Основное (технологическое) время – время, в течение которого непосредственно осуществляется технологический процесс.

Ответственность – обязательство выполнять имеющуюся задачу и отвечать за ее удовлетворительное разрешение.

 

П

Параллельность – принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени.

Переналадка – установка нового типа инструмента на металлообрабатывающем станке, замена краски в красильном аппарате, заправка новой порции пластмассы и смена литейной формы в машине для литья под давлением, установка на компьютер нового программного обеспечения и т.п. Термин используется всегда, когда оборудование надо подготовить к производству иного вида продукции (выполнению другой работы).

Планирование – способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения работ.

Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Разработка планов качества может быть частью планирования качества.

Планировка рабочего места – масштабная схема размещения на определенном участке производственной площади (в зоне рабочего места) всех элементов его оснащения и создания различных оптимальных зон для обеспечения наиболее удобных и безопасных условий труда основным и вспомогательным рабочим.

Планово-учётная единица (ПУЕ) – совокупность элементов продукции, сформированная с учётом специфики её планирования, изготовления и комплектования для дальнейшего использования и реализации.

Повременная форма оплаты труда – имеет две системы - простую повременную и повременно-премиальную.

Повременно-премиальная система оплаты труда – усиливает материальную заинтересованность рабочих-повременщиков в результатах труда. При ней, кроме заработной платы по тарифу, предусматривается выплата премии за достижение определенных количественных и качественных показателей.

Подготовительно-заключительное время – время, необходимое для ознакомления с предстоящей работой, подготовки к ней и завершения ее. Это время затрачивается однажды на всю партию обрабатываемых деталей или один раз на весь рабочий день.

Поисковые исследования – имеют целенаправленный характер и проводятся, когда имеющихся научных и технических знаний и решений недостаточно для проведения необходимых разработок.

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления.

Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества.

Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования. Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.

Поток – последовательное выполнение операций по ходу течения потока создания ценности, позволяющее без остановок, образования брака и возвратов назад пройти от концепции до запуска в производство, от принятия заказа — до доставки, от сырья – до готового изделия.

Поток единичных изделий – метод работы, при котором станок или процесс (например, проектирование, принятие заказа или производство) обрабатывает не больше одного изделия одновременно. В отличие от метода «партий и очередей».

Поток создания ценности – набор действий по проектированию, оформлению заказа и производству: от возникновения концепции до запуска в производство, от заказа до доставки, от добычи сырья до создания готового изделия.

Признаки изделия – набор характеристик, который в полной мере отображает конструктивно-технологические особенности этого изделия и может быть использован для оценки других объектов производства.

Прикладные исследования – сводятся к решению конкретных задач по созданию продуктов и материалов с определенными свойствами, объектов новой техники или новых технологических процессов.

Принципы менеджмента – важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.

Программное средство – содержит информацию и обычно является нематериальным, может также быть в форме подходов, операций или процедуры.

Продукция – результат процесса. Имеются четыре общие категории продукции: услуги (например, перевозки); программные средства (например, компьютерная программа, словарь); технические средства (например, узел двигателя); перерабатываемые материалы (например, смазка).

Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. Отдельный проект может быть частью структуры более крупного проекта. Выходом проекта может быть одно изделие или несколько единиц продукции.

Проектирование – разработка научной, технической, организационной и других видов документации, использование которой позволяет организации рассматривать стоящие перед ней цели и задачи.

Проектирование и разработка – совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс или систему. Термины «проектирование» и «разработка» иногда используются как синонимы, а иногда — для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом.

Производительность – мера эффективности, с которой фирма превращает вводимые производственные ресурсы в готовую продукцию. Наиболее распространенным показателем является производительность труда – объем выпускаемой продукции на одного работника. Она позволяет оценить размер затрат на рабочую силу в пересчете на единицу продукции. Чем выше производительность, тем ниже уровень таких затрат.

Производственная среда – совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие, как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).

Производственная структура предприятия – состав производственных подразделений (производств, цехов, хозяйств и служб), формы их специализации и вытекающие из специализации виды и объемы кооперированных связей.

Производственный менеджмент – объектом управления выступает производство. Оно включает в себя различные виды деятельности человека и множество материальных предметов, без которых эта деятельность невозможна.

Производственный цикл (время производства) – законченная последовательность действий по превращению сырья в конечный продукт потребления, календарный период времени от момента запуска предметов труда в производственный процесс до выхода из него готового продукта. Производственный цикл простого процесса – цикл изготовления детали или заготовки. Производственный цикл сложного процесса – цикл изготовления изделия или сборочной единицы.

Производство вспомогательное – комплекс работ по техническому обслуживанию основного производства, выполняемых соответствующими подразделениями.

Производство единичное – тип производства, который характеризуется разнообразной и непостоянной номенклатурой продукции, изготовляемой в индивидуальном порядке или в небольшом количестве по отдельным заказам.

Производство массовое – тип производства, при котором выпускается продукция узко ограниченной номенклатуры, но в большом количестве.

Производство серийное – тип производства, при котором продукция выпускается периодически повторяющимися сериями.

Пропорциональность – принцип, который предполагает наличие определенного соотношения между отдельными элементами производства или соотношения производственных мощностей специализированных структурных подразделения, обеспечивающих бесперебойную и ритмичную деятельность предприятия по производству продукции.

Пространственное сочетание элементов производственной системы –различные варианты и формы построения структуры системы, её частей и формирующих элементов.

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документированными или недокументированными. Если процедура документирована, часто используется термин «письменная процедура» или «документированная процедура». Документ, содержащий процедуру, может называться «документированная процедура».

Процесс – серия отдельных операций, посредством которых создается проект, оформляется заказ или производится продукция, или совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Процессы ворганизации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

Процесс квалификации – процесс демонстрации способности выполнить установленные требования. Термин «квалифицирован» используется для обозначения соответствующего статуса. Квалификация может распространяться на работников, продукцию, процессы или системы.

Процесс производственный – совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, под целенаправленным воздействием которых исходные материалы превращаются в готовую продукцию.

Процесс управленческий – совокупность операций и процедур воздействия управляющей системы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры предприятия.

Прямоточность – принцип рациональной организации производственных процессов, обеспечивающий кратчайший путь движения предмета труда между отдельными этапами производственного процесса и в их рамках, что значительно сокращает общие затраты времени на производство.

 

Р

Рабочее место – часть производственной площади с расположенным на ней техническим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием и устройствами, оснасткой и различным инвентарем, необходимыми исполнителю или группе исполнителей для выполнения производственного задания.

Разработки – переходная стадия от научных исследований к технической подготовке производства.

Расширение производства – возведение объектов производственного назначения на территории действующего предприятия.

Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Реконструкция производства – совершенствование действующего производства за счет перепланировки цехов (участков), упразднения действующих участков и создания новых участков, как правило, с новой технологией.

Ремонт – действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования. Ремонт включает действие по исправлению, предпринятое в отношении ранее соответствовавшей продукции для ее восстановления с целью использования, например, как часть технического обслуживания.

Решение – предписание к действию с целью разрешения проблемы.

Решение управленческое – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Ритмичность – принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.

Руководители низового звена – организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информации о правильности выполнения этих заданий. Часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье, оборудование.

Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость в разделении данной группы на 2 уровня: верхний средний и низший средний. Характер работы, в основном, определяется ее содержанием.

Ручные процессы – процессы, в которых работники воздействуют на предмет труда без применения дополнительных механизмов или с помощью ручного инструмента.

 

С

Свойство – качество параметров частей и системы. Свойства позволяют описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. При этом свойства частей могут изменяться в результате действия системы.

Связи – соединяют части и свойства в системном процессе в единое целое. Связи существуют между всеми системными элементами и между системами и подсистемами.

Сдельно-премиальная система оплаты труда – сочетает прямой сдельной заработок рабочего или бригады с премиальными выплатами за превышение определенного уровня некоторых качественных или количественных показателей.

Сдельно-прогрессивная система – отличается от сдельной дифференцированной расценкой - нормальная за продукцию, выработанную в пределах технически обоснованной нормы, и повышенная за продукцию, выработанную сверх нормы. При этом степень повышения расценки определяется в зависимости от показателя перевыполнения нормы.

Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (частей), закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов и отношений, его образующих.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности или система менеджмента охраны окружающей среды.

Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Система производственная – обособившаяся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способная самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.

Ситуационный подход – ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые решающим образом влияют на организацию в конкретное время.

Соответствие – выполнение требования.

Специализация производства – ориентация производства на выполнение определенной работы.

Срок окупаемости инвестиций – период времени, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инновационным проектом, покрываются суммарными доходами его реализации.

Стандарт костинг – система учета затрат, при которой затраты списываются на продукт на основании количества машино-часов и человеко-часов, потраченных всем производством за определенный период времени. Стандарт костинг стимулирует менеджеров на производство ненужных продуктов или же неправильного набора продуктов, чтобы благодаря полному использованию машин и рабочих минимизировать удельные затраты на продукт.

Стандартизация – установление норм и требований к физическим и размерным величинам производимых изделий, представляет собой систему управления производством с вовлечением всего персонала и использованием набора правил, действий и процедур, направленных на выявление и устранение потерь, а также на создание системы непрерывных улучшений в операционной деятельности предприятия. Стандарт – самый лучший и простейший способ найти и сохранять определенный уровень качества. Выделяют четыре типа стандартов: стандарты контроля качества, стандарт контроля процесса, стандарт работы (движения оператора), стандарты поддержки (оргтехоснастка, инструмент, НЗП, осмотр, краткий урок и другие стандарты).

Стандартная работа — точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.

Стиль руководства – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Оценки стратегического положения и перспектив организации осуществляется на основе SWOT – анализа. Суть в том, что во внешней среде фирмы выделяются факторы, представляющие возможности и угрозы для развития организации. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны её внутреннего потенциала в сферах: финансов, управления, маркетинга, НИОКР. Затем происходит их попарное сопоставление.

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия разрабатывается в основном высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Она должна обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Организационные стратегии могут быть разделены на две группы – стратегии функционирования и стратегии развития.

Стратегия развития – ориентируется на потенциал объекта управления и конкурентные преимущества. Виды стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинирования.

Стратегия функционирования – отражает поведение организации на рынке в связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг. Варианты: лидерство в низких издержках, дифференциация и фокусирование.

Структура организации – фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Функции и структура организации находятся в диалектическом единстве. Основой построения различных форм организации является горизонтальное и вертикальное разделение труда. Структуры организации делят на бюрократические и адаптивные.

Структура организационно-управленческая – совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению планов организации.

Структура производственная – совокупность внутрипроизводственных подразделений и служб предприятия, соотношение и взаимосвязь между ними.

Структура управления – форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Она представляет набор связующих её элементов (звенья (подразделения), уровни, связи). В зависимости от характера связей между звеньями организации выделяют типы организационных структур: линейная, функциональная и линейно-функциональная.

Субъект управления – тот, кто осуществляет процесс управления.

Субъекты менеджмента – менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Схема структуры управления – отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.

 

Т

Тактическое планирование – отражает краткосрочные цели, согласованные с долгосрочными в виде оперативного плана.

Тарифная сетка – служит для дифференциации уровня оплаты труда рабочих в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации (разряда). Тарифная сетка - это шкала градации действующих в отрасли тарифных разрядов и соответствующей им заработной платы за единицу времени (ч), т.е. тарифных ставок.

Тарифная система – совокупность государственных нормативов, дифференцирующих оплату труда в зависимости от сложности и условий труда, форм заработной платы, отрасли производства, района и страны. Главные элементы тарифной системы – тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки, часовые ставки и районные коэффициенты к заработной плате.

Тарифно-квалификационный справочник – нормативный документ, содержащий перечень и группировку выполняемых в данной отрасли работ, их характеристику и предъявляемые к рабочему требования.

Техническое перевооружение предприятия – изменение активной части основных производственных фондов.

Технологическая подготовка производства (ТПП) – совокупность взаимосвязанных работ, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску изделий заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах.

Технологический оборот – интервал времени между идеей, изобретением, внедрением – время между фундаментальными исследованиями и коммерческим применением идеи.

Технология – совокупность способов, методов и приемов преобразования исходного материала в конечную продукцию.

Тип производства – совокупность организационно-технических и экономических характеристик и особенностей сочетания факторов и элементов организации производства, обусловленных номенклатурой, масштабом и регулярностью выпуска продукции. Тип производства является классификационной характеристикой производства по широте номенклатуры, объему, регулярности и стабильности выпуска изделий.

Товарный знак – юридически узаконенное обозначение исключительного права компании на использование торговой марки или фирменной марки.

Точно вовремя – система, при которой изделия производятся и доставляются точно в нужное время и в нужном количестве. (Система «точно вовремя» становится системой «точно к сроку» в том случае, когда предыдущая операция завершается за несколько секунд или минут до начала следующей операции, что дает возможность создания потока единичных изделий). Ключевые элементы системы «точно вовремя»: поток, вытягивание, стандартная работа (и стандартный уровень незавершенного производства) и время такта.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Установленным требованием является такое требование, которое определено, например, в документе. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.

Трудовой договор (контракт) – договор с целью регулирования обмена трудового вклада на вознаграждение за него, лежащий в основе трудовых отношений.

Трудовой процесс – процесс воздействия работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии человека.

 

У

Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований. Жалобы потребителей являются общим показателем низкой удовлетворенности потребителей, однако их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителей. Даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителей.

Управление – сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ним людей, которое осуществляется с целью придать данным процессам определенную направленность и получить желаемые результаты. Управление представляет собой интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Управление производством – особая функция бизнеса, связанная с планированием производственного процесса, объемом производства и используемых ресурсов.

Управление человеческими ресурсами – особая функция бизнеса, связанная с планированием, наймом, использованием и развитием работников фирмы, с оценкой и оплатой их труда.

Управленческое решение – концентрированное выражение процесса управления на его заключительном этапе. Процесс принятия управленческих решений включает следующие этапы: выявление проблемы, её постановка; поиск информации, составление перечня возможных альтернатив для решения этой проблемы, выявление ограничений; выбор наиболее подходящей альтернативы или принятие решения; начало реализации выбранной альтернативы; контроль за выполнением решения.

Уровни менеджмента – совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Выделяют: top – высший уровень; middle – средний уровень; lower – низший уровень.

 

Ф

Фордистская система – тип научной производственной системы, существовавшей с начала ХХ в. по 90-е гг. ХХ в. Для нее характерно: стандартное массовое производство, жесткий тип управления «X», конфликтный характер. Она способствовала появлению профсоюзов, коллективного договора и системы институциональной государственной защиты наемных работников. Продолжает оставаться преобладающей системой организации производства крупного бизнеса.

Функция как категория менеджмента – характеризует конкретный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента. В процессе управления выполняются основные (общие) и конкретные функции управления. Основные функции управления – такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления. Это - планирование, организация, мотивация, контроль. Конкретные функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления. Это – подготовка кадров, управление финансами и кредитом, управление бухгалтерским учетом, управлением социальным развитием коллектива и т.д.

Функция менеджмента – вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

Фотография рабочего времени – метод исследования трудового процесса в целях выявления затрат рабочего времени в течение изучаемого периода (обычно целой смены).

Фундаментальные исследования – формируют основу научного потенциала знаний об изучаемом объекте, расширяют и углубляют уровень представления.

 

Х

Характеристика – отличительное свойство. Характеристика может быть собственной или присвоенной. Характеристика может быть качественной или количественной. Существуют различные классы характеристик, такие как: физические (например, механические, электрические); химические или биологические характеристики; органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом); этические (например, вежливость, честность, правдивость); временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность); эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека); функциональные (например, максимальная скорость самолета).

Характеристика качества – собственная характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования.

Примечание 1. «Собственная» означает существование в чем-то, особенно если это касается постоянной характеристики.

Примечание 2. Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы (например, цена продукции, владелец продукции) не являются характеристиками качества этой продукции, процесса или системы.

Примечание 3. Адаптировано из МЭК 60050-191.

Хронометраж – метод изучения содержания операции, последовательности ее выполнения и измерения затрат рабочего времени на выполнение отдельных циклически повторяющихся основных и вспомогательных элементов операции.

 

Ц

Целевые затраты, таргет кост (target costs) – максимальные затраты на разработку и производство. Если их превысить, потребитель может остаться неудовлетворенным ценностью продукта, а производитель не получит достаточной прибыли на вложенный капитал.

Цель – описание будущего состояния объекта управления. По уровню управления цели делят на: генеральные (миссия), общие и специфические.

Ценность (value) – субъективное ощущение потребителя от того, что нужная ему вещь (услуга) доставлена (оказана) в нужное время и в нужном месте.

 

Ч

Часовая тарифная ставка – выражает абсолютный размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за час работы. Отношение часовой ставки каждого данного разряда к часовой тарифной ставке I разряда называется тарифным коэффициентом.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному периоду.

 

Ш

Школа административного менеджмента – ее представители посвятили свои усилия выявлению принципов управления организациями. Основоположником данной школы являлся французский ученый Анри Файоль.

Школа научного управления – первая школа менеджмента. Ее возникновение связано с именем американского ученого Фредерика У. Тейлора, который занимался вопросами рационализации труда и улучшения его организации. Франк Б. Гилбретт изучал проблемы рационализации движений работника при осуществлении им трудового процесса. Лилиан М. Гилбретт занималась вопросами подготовки, обучения, отбора и распределения персонала. Последователи Тейлора осуществляли механизацию, стандартизацию и унификацию технологических процессов. К ним относился владелец автомобильной компании, изобретатель конвейера Генри Форд. Российская научная школа внесла значительный вклад в научный менеджмент первой половины XX в. А.К.Гастев выработал универсальные правила повышения производительности труда. П.М.Керженцев выдвинул " принцип экономии", т.е. получения наибольшего эффекта при экономии человеческой энергии и материальных затрат.

Школа человеческих отношений опиралась на изучение социально-психологических методов управления. Ее представители делали акцент на управление людьми, личностями, персоналом.

 

Э

Эффект экономический – разность между результатом, полученным от внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия.

Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Эффективность менеджмента – отношение эффекта к затратам, обеспечившим получение достигнутого результата.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.