Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческие технологии, используемые в производственном менеджменте






 

Управленческие технологии (УТ) – искусство, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации.

УТ включают:

– методы и средства сбора и обработки информации;

– методы эффективного воздействия на персонал;

– принципы, законы и закономерности организации и управления;

– системы контроля.

В состав УТ входят целевые технологии и процессорные технологии.

Целевые технологии (ЦТ) основаны на приоритете целей над ситуациями.

Инициативно-целевая технология (ИЦТ) основана на выдаче заданий без указаний средств и методов их выполнения и рассчитана на творческого и профессионального исполнителя. Предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления работника или группы, а также срока исполнения без указания механизма ее достижения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией исполнителя, квалификация руководителя – вторичная роль.

Программно-целевая технология (ПЦТ) – выдача для исполнения заданий (целей и задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения и предписанием осуществления внешнего или внутреннего контроля промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, квалификация исполнителя играет вторичную роль.

Регламентная технология (РТ) – выдача для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и возможных ограничений, методов и ориентировочного времени их выполнения, с указанием о безусловном неудалении от цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя и исполнителя. Жесткий контроль за выполнением задания.

Процессорные технологии обслуживают целевые, являются по отношению к ним инструментарием.

Технология «Управление по результатам» основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Функция руководителя (основная) – координация действий и решений в зависимости от результатов.

В рамках данной технологии руководитель:

– разрабатывает перечень и объем необходимых ресурсов;

– разрабатывает или выбирает вариант первоначального решения;

– контролирует ход использования ресурсов;

– корректирует ход процесса, исходя из величины отклонений результата от плана;

– корректирует ход использования выделенных ресурсов.

Технология «Управление на базе потребностей и интересов» основана на приоритете межличностных отношений над другими методами формирования взаимодействия между работниками, занятыми реализацией цели. Взаимодействие между руководителем и подчиненным – общие интересы.

Функции руководителя:

– формирование набора потребностей и интересов для каждого работника;

– группировка работников по общности потребностей и интересов;

– согласование потребностей и интересов работников;

– определение задания с учетом корпоративных потребностей и интересов работников;

– корректировка хода процесса реализации решений (коммуникации).

Технология «Управление путем постоянных проверок и указаний» основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом над другими средствами. Контроль и проверка со стороны руководителя реализуют потребность подчиненного в самовыражении.

Функции руководителя:

– формирование детального плана работ для каждого сотрудника с указанием средств, методов, сроков;

– контроль текущего процесса выполнения задания;

– устранение проблем, мешающих своевременному выполнению задания;

– создание информационной базы о профессионализме сотрудников.

Технология «Управление в исключительных случаях» о снована на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии. Исключительный случай – устойчивый набор ситуаций, мешающих выполнению задания, не относится к форс-мажорным ситуациям (болезнь сотрудника, увольнение, брак, отключение электроэнергии). Интеллектуальный уровень исключительной ситуации ниже уровня предмета деятельности специалиста. Технология полезна для менее квалифицированного руководителя (по сравнению с его ключевыми сотрудниками).

Технология «Управление на базе «искусственного интеллекта» основана на приоритете отработанной практики, статистики и экономико-математических методов. Искусственный интеллект – система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека.

Руководитель:

– выбирает и формирует составляющие искусственного интеллекта;

– вводит в ПК исходные данные;

– анализирует приемлемость предложенных вариантов, корректирует исходные данные;

– совместно со специалистами выбирает вариант решения;

– следит за согласованностью выполнения задания;

– при наступлении непредвиденных ситуаций – с помощью искусственного интеллекта выбирает варианты корректировок, либо берет управление на себя, либо поручает другим исполнителям.

Технология «Управление на базе активизации деятельности персонала» основана на приоритете стимулов и поощрений работника над другими средствами выполнения поручений и заданий. Технология эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность и качество продукции определяются настроением, психологией, здоровьем работника. В рамках этой технологии практикуются выдача ответственных заданий, доверие, благодарность, награда, повышение в должности, а также формирование у сотрудника патриотизма в отношении к компании. В рамках этой технологи важен личный пример руководителя.

Возможные сочетания управленческих технологий представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Сочетание управленческих технологий

 

Процессорные технологии Целевые технологии
инициативно-целевая программно-целевая регламентная
Управление по результатам + +
Управление на базе потребностей и интересов + + +
Управление путем постоянных проверок и указаний + +
Управление в исключительных случаях + +
Управление на базе «искусственного интеллекта» +
Управление на базе активизации деятельности персонала + +

 

 

Планирование в производственной системе

 

Планирование – одна из функций управления. Этот вид деятельности связан с постановкой целей, задач и действий в будущем, включает следующий комплекс работ:

– постановка целей и задач;

– составление программы действий;

– выявление необходимых ресурсов и их источников;

– определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Принципы планирования:

– преемственность стратегического и тактического планов;

– социальная ориентация плана;

– ранжирование объектов планирования по важности;

– адекватность плановых показателей;

– согласованность плана с параметрами внешней среды управления;

– вариантность плана;

– сбалансированность плана (при условии обеспечения резервов по важнейшим показателям);

– экономическая обоснованность планов;

– автоматизация системы планирования;

– обеспечение обратной связи системы управления.

Процесс разработки плана включает работы:

1) изучение проблемы;

2) формирование системы планирования (научное сопровождение, обеспечение разработки плана, управляющая система, управляемая система, планы, отвечающие целям организации);

3) уточнение нормативов конкурентоспособности;

4) разработка управленческого решения;

5) оформление, согласование и утверждение плана;

6) доведение плановых заданий до исполнителей;

7) координация выполнения плана;

8) учет и контроль плановых заданий и параметров;

9) стимулирование выполнения плана.

Каждая из перечисленных работ состоит из ряда операций.

В рекомендуемой форме плана надо указать:

· наименование объекта планирования (раздел, подраздел);

· контрольное плановое задание с единицей измерения;

· лучшее мировое достижение в данной области (желательно);

· сроки исполнения (начало, окончание);

· исполнители (ответственный, соисполнитель);

· место выполнения (подразделение, рабочее место);

· потребность в ресурсах (в натуральном выражении, в денежном выражении);

· ожидаемый результат (в натуральном выражении, в денежном выражении).

Информационное обеспечение определяет качество планирования. Информация – условие конкурентоспособности организации. Информация, в отличие от другого товара, при передаче ее покупателю остается и у продавца. Получение информации может идти законным и криминальным путем.

Способы получения информации:

· от сотрудников: контакты, подкупы, угрозы;

· за счет использования технических средств;

· кража.

Информационная система управления (ИСУ) включает:

1) технические средства управления (компьютер, телефон, факс и др.);

2) техническое обеспечение рабочего места (мебель, сейфы и т.д.);

3) профессионализм работников аппарата управления и работников сферы производства;

4) общую культуру управленческих отношений;

5) систему документооборота;

6) информацию.

В управлении выделяют следующие характеристики информации:

· объем;

· достоверность (реальные сведения в общем объеме информации);

· ценность (возможность изменения прибыли, затрат);

· насыщенность (соотношение профессиональной и фоновой информации);

· открытость (секретная, конфиденциальная, публичная).

Способы защиты информации:

1) защита офисов и персонала (охрана);

2) подбор и воспитание лояльных сотрудников;

3) создание системы защиты документооборота.

Наиболее распространенными методами планирования в производственном менеджменте являютсяграфо-аналитические методы. К ним относят сетевые графики, оперограммы и ленточные графики.

Сетевой график – графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания. Пример сетевого графика представлен на рис.1.

 

 

 
 


4

2, 5

 
 


3, 5 2, 5

4, 5

 

 

2, 5 3

       
   


       
   
 
 

 


– событие

– работа

Рис.1. Сетевой график

 

Основные элементы – работа (процесс или действие), характеризуемая затратами труда и времени, и событие – фиксированный момент времени, который представляет собой окончание предыдущей работы.

Непрерывная последовательность выполнения событий – путь. Самый длинный путь – критический.

В указанном выше примере выделяются следующие события и виды работ.

События:

1) получено задание на планирование с финансированием.

2) выполнен анализ методических документов по планированию.

3) уточнены нормативы конкурентоспособности планируемого объекта.

4) выполнен прогноз основных параметров плана.

5) работы по моделированию некоторых параметров плана.

6) выполнено экономическое обоснование плана.

7) разработан проект плана.

Работы:

1®2. Анализ методических документов по планированию и другим смежным вопросам – 2, 5 месяца.

1®3. Уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта по результатам маркетинговых исследований – 4, 5 месяца.

1®4. Прогнозирование важнейших параметров плана –3, 5 месяца.

2®5. Моделирование – 3 месяца.

3®6. Анализ параметров плана – 2, 5 месяца.

4®6. Экономическое обоснование плана – 4 месяца.

5®7. Согласование проекта плана – 3 месяца.

6®7. Согласование проекта плана – 2, 5 месяца.

Сетевые модели используются для оптимизации сроков и затрат ресурсов.

Ленточные графики предназначены для стыковки работ, исполнителей и сроков выполнения. При планировании сроков выполнения работ следует идти от конечного срока к начальному, текущему моменту (рис.2).

 

Работы Исполнители Сроки выполнения Примечание
  А                  
  Б                  
  В                  
  Г                  
  Д                  
  Е                  
  Ж                  
  З                  

 

Рис. 2. Ленточный график

 

Оперограммы предназначены для стыковки работ с ответственными исполнителями и соисполнителями. Пример оперограммы представлен на рис. 3.

 

Функции Исполнители
начальник отдела зам. начальника отдела конфликтолог психолог социолог
1. Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований Р К П О, У О, У
2. Проведение лекций и семи-наров в подразделениях Р К, О У У У
3. Обеспечение руководите-лей организации литературой по конфликтам Р К, О П, У П П
4. Информирование работни-ков об общих рекомендациях по разрешению конфликтов Р К О, У У У
5. Информирование работни-ков об их социальном и эко-номическом положении на текущий момент Р К, О У У У, П

 

Условные обозначения:

О - отвечает за выполнение функции; У - участвует в выполнении функции;

П - предоставляет необходимую информацию, исходные данные;

К - контролирует; Р - принимает решение.

 

Рис. 3. Оперограмма процесса управления конфликтами в отделе трудовых отношений

Система планов предприятия включает следующие виды:

· Стратегический план – план на 10-15 лет, где формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные ко времени и ресурсам, общая стратегия достижения целей.

· Долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Составная часть стратегического плана.

· Текущие планы – увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и развитие, снабжение, маркетинг, развитие персонала, финансовые итоги. Разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, совокупность бюджетов находит отражение в финансовом плане предприятия, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании.

· Оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации, характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

· Инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер. Фирмы могут осуществлять и планировать портфельные инвестиции. Механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий.

· Бизнес-план – план создания нового направления бизнеса, выхода на рынок, обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Стратегическое планирование. Стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направляемых на реализацию задач предприятия и выполнение обозначенной миссии.

К базовым стратегиям относят:

· лидерство в низких издержках;

· дифференциация продукции;

· фокусирование на специфической нише;

· инновации;

· повышение качества.

К основным методам стратегического планирования относят PEST-анализ, SWOT-анализ.

Состав стратегического плана фирмы:

· описание фирмы;

· стратегия маркетинга;

· стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы;

· стратегия обновления выпускаемой продукции;

· стратегия развития производства;

· стратегия обеспечения производства;

· стратегический финансовый план фирмы;

· стратегия международной деятельности фирмы;

· стратегия развития системы менеджмента;

· организация реализации стратегии фирмы;

· приложения.

Бизнес-планирование. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства.

Основными целями и задачами бизнес-плана являются:

· обоснование предполагаемого направления развития предприятия и оценка результатов за определенный период времени;

· возможность выявить курс действий и управления предприятием;

· обоснование эффективности бизнеса, необходимое для получения инвестиций;

· реклама для предполагаемого нового направления развития бизнеса;

· предоставление возможности самообучения.

В качестве целей могут, например, выступать: привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.

В соответствии с общепринятыми правилами, бизнес-план должен включать следующие основные разделы:

· меморандум о конфиденциальности; резюме;

· описание предприятия и отрасли; описание продукции;

· план маркетинга;

· инвестиционный план;

· производственный план;

· организационный план;

· финансовый план и показатели эффективности бизнес-плана;

· анализ рисков (анализ чувствительности);

· выводы;

· приложения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.