Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические партии. Группы интересов могут обеспечить успешное функционирование системы социального представи­тельства лишь в единстве с политическими партиями






Группы интересов могут обеспечить успешное функционирование системы социального представи­тельства лишь в единстве с политическими партиями. Различия между ними относительны, часто трудно уловимы. Некоторые группы интересов со временем развиваются в политические партии. Так, например, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были важными группами интересов и в 1900 г. помогли сформировать лейбористский комитет по выдвиже­нию рабочих в парламент. В 1906 г. этот комитет стал лейбористской партией.

Партия, или, как называл ее Р. Доуз, «самая полити­ческая из всех общественных организаций»5, является наиболее показательным представителем специализи­рованных организованных групп интересов.

Первоначально термином «партия» определялись легальные группировки, отстаивающие свои позиции наряду с заговорщицкими группами — фракциями и клиентеллами. По мере развития института партий и расширения его функций ученые начинают обсуж­дать и изучать природу и функции, структуру и причи­ны возникновения партий. Одни полагают, что партии создаются вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс); другие пытаются понять их сущность, раскрывая природу «полити­ческого» (Макиавелли, Моска) или «партийного» (Юм, Михельс, Дюверже); третьи отыскивают социально-классовые детерминанты деятельности партий (Маркс) и т. д. По многим вопросам эта полемика далека от своего завершения. Исторически появление партий относится к концу XVII —началу XVIII сто­летий и пришлось на тот период, когда выполнение ряда управленческих функций предполагало расши­рение состава политической элиты, а ее рекрутирование стало делом избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе определен­ную поддержку масс. Законными формами борьбы с монархами за ограничение их прав, а также средст­вами артикуляции интересов различных групп избирателей и стали партии.

Представляя собой не сплоченные группировки, на­целенные на борьбу за власть, а различного рода клу­бы, литературно-политические образования, являв­шиеся формой объединения единомышленников (например, «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-х годах XIX в.), формируясь по преимуществу как обще­ственно-политический институт, партии с трудом завоевывали свой правовой статус и авторитет в об­щественном мнении. Деятельность первых протопартий практически повсеместно воспринималась как источник кризиса и «раскола» общества. Естественно поэтому режимы, которые только искали свое поли­тическое лицо, пытаясь интегрировать общество на новых для него идеях, воспринимали результаты деятельности партий крайне негативно. Т. Гоббс, например, считал главной задачей государства борь­бу против партий как организаций, обладавших по отношению к нему (государству) преступными за­мыслами.

Важной причиной такого отношения к партиям было и повсеместное распространение убеждений в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и об­щей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции). Поэтому деятельность любых учреждений, осуществлявших посреднические функции между властью и народом, оценивалась по преимуществу негативно.

По мере развития буржуазной государственности партии укрепили свой политический и правовой ста­тус, стали восприниматься как необходимый и не­отъемлемый элемент политической жизни общества, как необходимый и активный субъект политики.

Громадное разнообразие конкретных условий в тех или иных государствах, специфика местных тради­ций, обычаев, нравов отразились в богатстве путей и форм возникновения партийных организаций. Обоб­щая современный и исторический опыт, можно гово­рить о трех основных способах образования партий:

— партии, образованные «сверху», представляют собой организации, сформированные на базе различ­ных парламентских групп, отдельных политических элит, групп давления, объединений партийных бюро­кратов (вышедших из своих партий по идейным при­чинам или в результате их раскола);

— партии, образованные «снизу», формируются, как правило, на основе общественных (профсоюзных, кооперативных) движений, выражающих потребность артикуляции интересов социальных слоев (классов), конфессиональных групп, этнических общностей, или же в результате объединения приверженцев той или иной идеологии, или вокруг лидера. Чаще всего такие партии характеризует большая дисциплинированность их членов, довольно сильная идейная приверженность своим принципам и идеалам, в их деятель­ности меньше проявляется влияние властей и офи­циальных институтов;

— «комбинированный» способ характерен для воз­никновения партий в результате соединения встреч­ных усилий элитарных кругов и рядовых граждан (на­пример, объединение парламентских групп с гражда­нами и комитетами по поддержке того или иного кандидата или политического лидера).

Природа, сущность и функции партии — предмет междисциплинарного интереса. Если при социоло­гическом анализе на первый план выступает спо­собность партии удовлетворять потребность людей в ассоциации друг с другом, то с точки зрения политической науки партия является социализиро­ванной, организационно оформленной группой, объединяющей наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе6.

Становление политических партий как необходи­мых элементов политической структуры общества от­ражало процесс приобщения к политике все более широких кругов населения, осознающих общность своих интересов. Политическая партия — это есть устойчивая политическая организация, объединяю­щая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными интере­сами и идеями.

В политической системе партии выполняют ряд функций. Главные из них формулируются следующим образом:

1. Определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся выявить направляю­щие стратегии и убедить граждан в возможности аль­тернативных действий.

2. Выражение и объединение общественных инте­ресов. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, кото­рая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

3. Мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятель­ности. Однако здесь их значение уменьшается, и эту функцию все больше берут на себя средства массовой информации.

4. Формирование правящей элиты и состава прави­тельства. Эта функция имеет сегодня центральное зна­чение.

Функции партии, которые наиболее ярко демонст­рируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения ею групп задач внутренних и внешних. К внутренним функциям относятся набор членов, пополнение партийной кассы, регулирование имущественных и иных отношений между первичны­ми структурами, партийной элитой и рядовыми чле­нами партии и т. д. Осуществление же внешних, осно­вополагающих для партии функций в политическом процессе предполагает:

— борьбу за завоевание и использование полити­ческой власти в интересах той или иной группы на­селения на основе реализации собственной програм­мы решения как внутренних, так и международных проблем;

— обеспечение связи масс с государственными структурами, институционализацию политического участия граждан и замену стихийных форм обще­ственно-политической активности населения форма­лизованными, подверженными контролю формами, борьбу с политической апатией и пассивностью граж­дан;

— отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этажах политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества;

— согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического про­цесса;

— осуществление политической социализации граждан.

Основным способом осуществления этих функций служат выдвижение партией своих кандидатов на вы­борах в законодательные органы государства и борьба за их избрание путем развертывания пропагандист­ских кампаний, нацеленных на завоевание обществен­ного мнения.

Для современной политической социологии наи­более актуально изучение следующих функций поли­тических партий:

— социально-политическое просвещение и спло­чение граждан на основе общности интересов;

— разъяснение массам политической и социально-экономической ситуации, в которой живет общество, и предложение платформы действий. В этих целях партия взаимодействует с другими политическими силами;

— участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;

— формирование в парламенте партийной фрак­ции как звена между партией и органами власти. Через фракцию партия выступает со своими законодатель­ными инициативами;

— разработка принципов и форм отношений с другими партиями: формирование избирательных блоков, тактика сотрудничества (или блокирования) с другими партиями в парламенте и т. д.;

— организация оппозиции государственным орга­нам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия;

— посредничество между гражданским обществом и политической властью;

— подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профсоюзов, общественных организа­ций;

— работа с молодежью с целью ее вовлечения в ак­тивную политическую, социально-экономическую деятельность.

Полнота реализации этих функций различна в раз­ных обществах, она зависит от уровня развития обще­ства, социально-классовой сущности партии, ее стату­са в механизме власти, профессионализма и самоотверженности ее лидеров.

Изучение природы, функций и возможностей поли­тических партий в марксистской традиции широко представлено работами К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

Немарксистское политико-социологическое на­правление партии представлено в начале XX в. работа­ми русского исследователя М. Острогорского, немец­ких исследователей М. Вебера и одного из основателей политической социологии, Р. Михельса.

В настоящее время исследования политических партий (Г. Бкордо, К. фон Байме, Ф. Гогель, М. Дюверже, Дж. Лапаломбара, Р. Маккензи, Дж. Сартори, Л. Эпштейн и др.) составляют особые разделы и концепции политической социологии и политической науки, та­кие, как концепция «правления партией», «партийного государства».

Рассматривается эта проблематика и в рамках изу­чения демократии, политических организаций, госу­дарственного управления, поведения избирателей, по­литического участия и т. д.

Партии и партийные системы в современном мире анализируются социологами под различными углами зрения, с различных позиций. Их типологизирование производится по различным основаниям. По признаку социального носителя «интересов, выражаемых пар­тиями», различаются «классовые» политические партии, носители того или иного слоя (рабочие, кресть­янские, помещичьи, средних слоев, буржуазии), и «из­бирательные», или межклассовые, а также партии про­межуточных слоев.

Практика показала, что партия не может достичь существенного влияния в стране, если она опирается только на один слой или один класс. Возникает не­обходимость для партии объявить себя и стать выра­зителем интересов всех слоев и всех классов данной страны. К этой мысли пришли и социал-демократиче­ские и коммунистические партии. Отсюда основанием типологии может являться общенародная или общена­циональная (в западноевропейском смысле) их при­рода. От этого типа партий следует отличать национа­листические партии, ссылающиеся на узкоэтнические, националистические основания.

Особого внимания заслуживает политическое ос­нование деятельности партии. Партии определяют се­бя прогрессивными, демократическими, революци­онными, либеральными, радикальными, республи­канскими, монархическими и т. п. Политическое определение может, таким образом, касаться способа политического и экономического устройства, формы правления, формы действия и т. д.

Следующая группа партий опирается на идеоло­гические основания. Это — социалистические, комму­нистические, национально-демократические и т. п. партии.

В результате процесса персонализации политики возникают партии, которые характеризуются привер­женностью к лидеру: Сталин, Мао Цзэдун, Чаушеску, Гитлер, Перон, де Голль, Тэтчер. Эта тенденция в доста­точно сильной степени проявляется в партиях самого разного типа.

В странах с развитой парламентской системой рас­пространено парламентское основание партий: пар­ламентская, анти- (или «вне-») парламентская партия. Сюда же в принципе относится определение партии «правой» и «левой», которое заимствовано именно из парламентского лексикона, «конституционной» и т. п.

В последнее время усиливается и глобальное ос­нование партии, когда на первое место выдвигаются такие глобальные ценности, как социальный прогресс, социальная справедливость, процветание, демократия, свобода, сохранение окружающей среды. К глобальным основаниям относится и цель переустройства об­щества.

Возможна типология партий и по признаку условий приобретения партийного членства. Французский со­циолог М. Дюверже выделяет по этому основанию кад­ровые, массовые и строго централизованные партии. В кадровых партиях, ориентированных на участие по­литиков и элиты, в основе организационного строе­ния лежит комитет (лидеры, активисты), а партийный состав формируется вокруг него.

Массовые партии представляют собой централизо­ванные организации с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов и идеологии; эти партии более организованны.

В строго централизованных партиях ведущим, ор­ганизующим началом является идеологический ком­понент. Они отличаются строгой дисциплиной, высо­кой организованностью действий, культом вождей.

Значимое внимание уделяется в политической социологии и изучению партийных систем — поли­тических структур, состоящих из совокупности поли­тических партий разного типа с их стойкими свя­зями и взаимоотношениями между собой, с государ­ством и другими институтами власти, характером, условиями деятельности, взглядами на основные ценности политической культуры общества и степенью согласованности этих взглядов в ходе реализации принятых ими идеологических доктрин, форм и ме­тодов практической политической деятельности. В политической науке партийная система характери­зуется как неотъемлемая составная часть общества в целом, характер которой определяет разновидность политического режима, механизм и эффективность функционирования демократических институтов об­щества.

Одним из распространенных подходов к типоло­гии партийных систем является выделение одно-, двух- и многопартийных систем. Основными видами их в современном мире являются: однопартийные (СССР, Китай, Куба), с партией-гегемоном (страны бывшего соцлагеря); с доминирующей партией (Япо­ния, Индия в отдельные периоды своей истории); двухпартийные (США, Канада, Великобритания); уме­ренного плюрализма (Германия, Бельгия, Франция).

В цивилизованном демократическом государстве главным критерием определения количества партий считается число партий, получивших в результате уча­стия в демократических, прямых, всеобщих выборах свое представительство в парламенте. Как правило, характер парламентского большинства, построенного на различных комбинациях основных партий, пред­ставленных в парламенте, меняется после каждых вы­боров. Соответственно происходит смена правитель­ственных кабинетов. Чаще всего в мировой полити­ческой практике используется партийная система умеренного плюрализма, характеризующаяся наличи­ем трех — пяти партий, из которых ни одна не преоб­ладает и не может самостоятельно создать правящую коалицию. Поэтому они вынуждены идти на заключе­ние соглашений, компромиссов в отношении форми­рования правительства согласно количеству полученных депутатских мандатов в парламенте или местном самоуправлении.

Довольно распространена поляризованная партий­ная система, в соответствии с которой борьбу за поли­тическую власть ведет большое количество партий. При наличии большого количества партий (это осо­бенно характерно для посттоталитарных обществ), как правило, создаются блоки или коалиции на время предвыборной борьбы. Обычно такие соглашения не­долговременны, не гарантируют политической ста­бильности в обществе, но играют определенную роль в формировании его партийно-политической структу­ры, развитии демократических процедур в управлении обществом, повышении уровня политической и пра­вовой культуры населения.

Многопартийность — необходимое состояние де­мократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернатив­ность мышления и действий.

Становление многопартийности в нашей стране со­пряжено со многими трудностями: не сложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демокра­тической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием на­рождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся Друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопре­деленностью форм государственного устройства и т. д.

Ясно, что появление множества партий еще не сви­детельствует о наличии многопартийности. Речь мо­жет вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода партии больше заботятся о включении своих представителей в госу­дарственные структуры, чем о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского об­щества. Концепции этих партий не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, больше озабоченных произнесением речей, проведением встреч, чем прак­тической работой.

Политическая практика свидетельствует, что в об­ществах с политической и экономической стабиль­ностью наметилась тенденция к сокращению коли­чества партийных блоков и партий.

Цитируемая литература

1 См.: Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 205 — 207.

2 Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу / Пер. с англ. М., 1992. С. 20.

3 Tucker R. С. Politics as Leadership. N. Y, 1981. P. 16.

4 Burns J. Mc Gregor. Leadership. N. Y., 1978..

5 Dowser R. Political sociology. N. Y., 1983. P. 7.

6 См.: Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 208—210.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.