Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платежный календарь






Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Предназначен для управления денежными потоками предприятия. Составляется на месяц с разбивкой на более короткие сроки (декада, пятидневка), иногда может составляться на квартал. Установленной формы календаря нет.

В отличие от годового финансового плана, платежный календарь конкретизирует плановые показатели очередного квартала, месяца и т. д. годового финансового плана. Его составление начинается с выявления предстоящих расходов и платежей, затем определяются источники финансирования.

В расходной части календаря отражаются все предстоящие денежные затраты предприятия. В разделе «Поступление» указываются собственные и привлеченные источники поступления денежных средств.

Платежный календарь разрабатывается финансовой службой предприятия. При его разработке уточняются и конкретизируются задания очередного планового периода, исходя из реальной ситуации, т. е. предполагается анализ выполнения производственной программы, реализации продукции, предстоящих поступлений сырья, материалов и т. д., а также платежей в бюджет, кредитной системе, поставщикам, работникам и др.

Работу по составлению платежного баланса можно разделить на два этапа.

Первый этап оценка денежных расходов в планируемом периоде. Денежные расходы включают:

1. Платежи поставщикам за приобретенное оборудование, сырье, материалы, топливо, оказываемые услуги. Суммы рассчитываются на основе заключенных договоров, исходя из графиков поставки данных товарно-материальных ценностей. Учитываются объем каждой партии, ее стоимость, порядок расчетов, сроки оплаты платежных документов.

2. Погашение кредиторской задолженности поставщикам за товары (работы, услуги).

3. Расходы на оплату труда работников. Определяются, исходя из квартальных (месячных) сумм фонда оплаты труда и предполагаемых их уточнений в связи с ожидаемым выполнением плана производства, изменением численности работающих, средних тарифных ставок и других факторов. В платежном календаре отражаются все предстоящие в данном периоде выплаты по фонду оплаты труда. Для упрощения расчетов сумма расходов на выплату заработной платы в плановом периоде исчисляется на основе соответствующих данных прошлого периода с соответствующей их корректировкой.

Расчет отпускных производится в соответствии с утвержденными графиками отпусков, продолжительностью отпусков и среднедневной заработной платой. Иногда отпускные в платежном календаре отражают отдельной статьей.

Отражение расходов по оплате труда в расходной части уже в конкретные сроки (декада, неделя) зависит от порядка выплаты заработной платы (когда конкретно) и т. д.

4. Налоги определяются по отдельным их видам, согласно действующим методикам исчисления и утвержденным ставкам. В платежном календаре планируются не только предстоящие авансовые платежи по налогам, но также и сальдо по налогам за предыдущие периоды.

5. Отчисления во внебюджетные фонды, фонд социальной защиты населения, фонд занятости, дорожный и другие фонды планируются в соответствии с установленными законодательством нормами отчислений и порядком их оплаты.

6. Расходы на капстроительство, реконструкцию производства, ремонт оборудования и другие затраты по воспроизводству основных фондов планируются в соответствии с намеченными заданиями, а также заключенными договорами на выполнение работ.

7. Затраты на оплату банковских процентов и погашение кредитов определяются на основе срочных обязательств, договоров с кредитными учреждениями. При этом учитывается сальдо по платежам с учетом процентов.

8. К прочим расходам относятся расходы на содержание бюджетных учреждений и других организаций, состоящих на балансе предприятия. Прочие расходы устанавливаются на основе данных приходно-расходных смет, сезонности затрат, с учетом фактического контингента (детей, учащихся и др.) и нормативов расходов на содержание. К прочим расходам также относятся (соответственно, планируются в определенные месяцы) выплаты дивидендов по ценным бумагам, долевое участие партнеров в прибыли совместных предприятий, прочие расходы на внутрихозяйственные нужды, хозяйственные расходы, командировочные и т.д.

Второй этап составления баланса – оценка поступления денежных средств, которые планируются по следующим статьям:

• выручка от реализации продукции (работ и услуг);

• выручка от прочей реализации;

• поступление дебиторской задолженности, переходящей с предыдущих периодов планирования;

• ссуды банка;

• прочие поступления (ассигнования из бюджета, финансовая помощь, поступления из централизованных фондов вышестоящих органов, займы других субъектов хозяйствования и т. д.). К прочим поступлениям относятся доходы от операций с ценными бумагами, кроме того, по этой статье планируются доходы в виде дивидендов от перепродажи акций и повышения их курса и т. д.

Общая сумма денежных поступлений сопоставляется с расходами и таким образом устанавливается их излишек или недостаток и принимаются соответствующие меры.

Кассовый план

К числу документов оперативных финансовых планов относится и кассовый план. Кассовый план – это план поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Поскольку именно движение нaличности характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его коллективом, платежеспособность предприятия, наличие такого плана очень важно.

Кассовый план разрабатывается предприятием самостоятельно, на квартал, форма произвольная. Обычно он состоит из четырех разделов.

Первый раздел – приток наличности (кроме средств, получаемых в банке) – включает следующие показатели:

1.1. Поступление торговой выручки.

1.2. Поступление выручки от реализации услуг.

1.3. Вклады.

1.4. Прочие поступления.

1.5. Итого поступлений, из них:

- расходуется на месте, на основании разрешения, полученного в банке;

- сдача выручки в банк всеми способами (на почту, инкассация банком
и т. д.).

Второй раздел – отток наличности – показывает направление использования наличных денежных средств, расходуемых на месте, на основании разрешения банка, в том числе:

2.1. На выплату заработной платы, премий.

2.2. На выплату пенсий, пособий.

2.3. На командировочные расходы и т. д.

Третий раздел кассового плана – фонд заработной платы и другие выплаты на планируемый период – имеет цель обосновать потребности предприятия в дополнительных наличных средствах в плановом периоде. В нем приводятся следующие показатели:

3.1. Фонд заработной платы.

3.2. Прочие выплаты, не включаемые в ФЗП.

3.3. Общая сумма выплат.

3.4. Удержания.

3.5. Перечисления.

3.6. Получение наличных денег в банке для заработной платы и других выплат.

Четвертый раздел – календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат – необходимо согласовывать с банком, так как банк должен знать потребность предприятия в наличных деньгах.

В связи с ростом числа предприятий, выдающих заработную плату через кассы банков, сфера применения кассового плана в последние годы сужается. В этих случаях для наличных выплат предприятия составляют заявку на установление предельного размера остатка кассы и размера расходов денежной выручки.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Организация службы планирования на предприятии

Организация планово-экономической работы во многом зависит от размера и типа предприятия.

На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

На крупных и средних предприятиях разработка стратегических, тактических и календарных планов производится децентрализованно, с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и координации всех функций организации как единого целого. Ведь именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения для их включения не только в календарные, но и в тактические и даже стратегические планы предприятия.

На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх по иерархической структуре предприятия и круговой способ (встречное планирование).

Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, и проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной конкретной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. Это уже технологическое планирование, которое устанавливает пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия и доводятся до подразделений.

Такая организация построена на централизации важнейших решений в области планирования на высшем уровне управления предприятием, вместе с тем, она допускает определенную самостоятельность филиалов, цехов и других подразделений в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.

Планирование снизу вверх осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях этот план конкретизируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. В соответствии с обстоятельствами, может быть осуществлен многократный итеративный процесс согласования плана. Такая организация планирования имеет два существенных преимущества:

- устраняется порочный круг: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий;

- вклад в планирование производится всеми подразделениями объекта и требует знания общего плана по предприятию в целом.

Функциональные службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные вице-президенту по экономике и финансам (рис. 12.1).

Совет директоров   Президент (исполнительный директор)    
     
Вице-президент по экономике и финансам  
     
   
Главный бухгалтер     Менеджер по финансам     Начальник планового отдела     Менеджер по производственным и информационным системам  
 
   
Главный экономист     Менеджер по труду     Менеджер по нормированию     Плановики в произ- водственных цехах  
                     

 

Рис. 12.1. Примерная организационная структура планово-экономической службы предприятия

 

Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование – это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать совет директоров, который принимает решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.

В функции планового отдела входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.

Менеджер по планированию анализирует бюджет предприятия, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важным аспектом планирования при этом является тщательная оценка исходных данных.

В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничении и общехозяйственных целей (рис. 12.2).

Функции плановых отделов во многом зависят от типа предприятия.

Наиболее подробно при непосредственном участии работников производственных подразделений разрабатывается годовой план предприятия. В нем детализируются помесячно планы производства и сбыта, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расходов сырья на единицу товара.


Рис. 12.2. Основные элементы плановой работы на среднем по размеру предприятии

 

Цикл годового планирования деятельности предприятия, в зависимости от особенностей его построения, включает систему взаимосвязанных мероприятий. Фрагмент такого плана приведен на рис. 12.3.

Срок Мероприятия Ответственный
Март – июнь · Изучение рынка и конкуренции, оценка ценовой существующей среды · Уточнение рыночной, ассортиментной и финансовой стратегий · Утверждение целей, показателей и приоритетов · Отдел маркетинга   · Плановый отдел и высшее руководство · Высшее руководство

Рис. 12.3. Фрагмент примерного графика планирования деятельности предприятия

 

Функции планового отдела на большинстве отечественных предприятий.

В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО). Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО также являются организация и совершенствование хозяйственного внутрипроизводственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы):

- технико-экономического планирования;

- себестоимости;

- цен;

- экономического анализа;

- учета и статистики;

- калькуляции;

- нормативов и др.

Планово-экономический отдел взаимодействует со следующими подразделениями предприятия: главной бухгалтерией, отделами главного конструктора, метрологии и стандартизации, технического обучения, рационализации и изобретательства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и т. п., а также со всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

Основные функции ПЭО:

В области планирования

1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия:

• подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;

• распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;

• рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия;

• обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;

• разработка планов предприятия в целом.

1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия:

• доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;

• участие в разработке годовых, квартальных и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;

• рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.

1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

В области организации планово-экономической работы

2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием.

2.2. Организация хозрасчета на предприятии:

• разработка системы хозрасчетных показателей цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;

• контроль за внедрением и совершенствованием хозрасчета в подразделениях предприятия;

• участие в разработке положений по материальному стимулированию.

2.3. Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии:

• систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;

составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;

• участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;

• разработка совместно с другими службами предприятия, в соответствии с действующим законодательством, проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;

разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;

• подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;

• разработка ценников, применяемых при планировании и учёте;

анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости – внесение предложений о пересмотре цен на высоко рентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.

2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

2.5. Организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.

3. В области анализа и оперативно-статистического учета

3.1. Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.

3.2. Организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.3. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.4. Контроль за правильностью производимых соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.

3.5. Организация статистической отчетности предприятия:

• сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным директивными органами;

• контроль за качеством статистической отчетности на предприятии;

• систематизация статистических материалов и составление правок по статистической отчетности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.