Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения и значения теорий X,Y,Z.






Теории X и Y- основная тема классической книги Мак Грегора «Человеческая сторона предприятия», вышедшей в 1960 г.

Теория X представляет собой традиционную идею «кнута» и «пряника», основывающуюся на предпосылке о «посредственности масс». Она предполагает, что рабочие изначально ленивы, нуждаются в надзоре и мотивации извне и относятся к труду как к неизбежному злу на пути к получению денег.

Теорию X, по мнению Макгрегора, можно свести к следующему:

1) среднему человеку присуще отвращение к работе и стремление по возможности отлынивать от нее;

2) поэтому, чтобы заставить людей прикладывать адекватные усилия в интересах организации, их необходимо принуждать, контролировать, направлять и угрожать им наказаниями

3) как правило, люди предпочитают получать приказы, избегать ответственности, они нечестолюбивы и прежде всего хотят безопасности.

Другую крайность Макгрегор назвал теорией Y, исходящей из предпосылки, согласно которой люди хотят трудится и работа им нужна. В этом случае организация должна взращивать в сотрудниках преданность ее целям, высвобождать их энергию и направлять ее на решение организационных задач. Макгрегор описывает основы теории Y следующим образом:

  1. затраты физических и интеллектуальных усилий в работе не менее естественны, чем отдых и развлечения; среднему человеку работать нравится;
  2. контроль извне и угроза наказания не являются единственным средством поощрения усилий в интересах компании;
  3. преданность общим целям непосредственно связана с наградой за усилия, потраченные на их достижение, причем особенно ценно моральное удовлетворение - оно может стать прямым результатом усилий, направленных на решение организационных задач;
  4. в соответствующих условиях средний человек не только принимает возлагаемую на него ответственность, но и стремится к этому;
  5. людям свойственна высокая степень воображения, смекалки и творческой активности при решении организационных проблем.

Самое распространенное возражение против теорий X и Y состоит в том, что они взаимоисключающи и представляют собой противоположные концы шкалы. В ответ на это незадолго до своей смерти в 1964 г. Макгрегор разработал теорию Z.

Можно выделить основные положения – принципы теории Z:

1. Долгосрочная работа в организации, долгосрочный наем кадров, что способствует сплочению коллектива и сокращает поток кадров;

2. Групповое принятие решений на принципах консенсуса; партисипативное управление;

3. Индивидуальная ответственность;

4. Медленное должностное продвижение, что позволяет точнее оценить способности сотрудников;

5. Неопределенный неформальный контроль четкими и формальными методами;

6. Постоянное повышение квалификации и профилирование;

7. Всесторонняя забота о подчиненном, повышенное внимание к личности подчиненного






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.