Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная структура управления






Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Организационная структура управления представляет собой специальный состав самостоятельных подразделений или отдельных должностей, которые выполняют функцию управления. Данная структура чаще всего изображена в виде диаграммы, которая показывает связь и подчиненность структурных единиц. Другими словами, организационная структура управления – это совокупность функциональных и специализированных подразделений, которые связаны между собой в процессе выработки, обоснования, реализации и принятия управленческих решений. Организационная структура управления во многих предприятиях построена на таком принципе, который был выработан еще в начале двадцатого века. На основании сформулированных принципов, данную структуру стали называть бюрократичной или иерархической структурой. Одним из самых распространенных типов такой структуры является линейная структура, которая говорит о том, что во главе структурного подразделения должен находиться один руководитель. Руководитель – единоличник должен обладать всеми полномочиями, а также осуществлять единое руководство своих работников, выполнять все функции управления. Таким образом, линейная организационная структура управления каждый подчиненный имеет только одного руководителя, через которого проходят все необходимые команды. В этом случае само руководство подчинено тому руководителю, который стоит выше его уровня.

У линейной структуры, как и у всех других типов структур, есть свои достоинства и преимущества. Самыми основными плюсами считаются:

- в этом типе идет четкое соблюдение взаимных связей, непосредственно, внутри функций, а также четкая система в подразделениях, которые им соответствуют.

- обеспечивается четкая система работы подразделения. В этом случае руководитель способен держать в своих руках всю работу и совокупность всех функций, которые составляют деятельность подразделения.

- существенно проявляется ответственность.

- осуществляется быстрая работа функциональных исполнительных подразделений на указания от вышестоящих подразделений.

Самыми существенными недостатками являются:

- в таком подразделении с линейной структурой проявляются оперативные проблемы, например, текучка кадров.

- наблюдается очень большая зависимость от квалифицированности персонала, от их деловых и личных качеств.

- большое количество уровней между работой сотрудников и руководителем.

- маленькая гибкость, а также приспособляемость к измененной ситуации.Отдельные работники и подразделение аппарата управления реализуют функции управления деятельности предприятием. В этом случае отношение между ними бывают как экономическими, социальными и организационными, так и психологическими. Такое понятие, как организационная структура управления предприятием говорит о том, что здесь все работники и служащие подчинены одному руководителю. От того, какие функциональные связи будут существовать между работниками и подразделениями, зависит многообразие организационных структур управления.

На сегодняшний момент существуют 3 основных структур управления – целевое, линейное и функциональное. Функциональная организационная структура управления, как и линейная, имеет штатного руководителя и соответствующих подразделений. Линейная структура направлена на такую работу, которая осуществляется по линии от самого верха и до низа. Но линейное руководство не может самостоятельно решать проблемы, связанные с экономическими, конструкторско – технологическими и снабженческими задачами. И в этом случае необходимо функциональное руководство, которое обеспечивает ведение работы.

2. Показатели эффективного менеджмента. Достижение организационных целей должно осуществляться эффективным и экономичным способом. Можно сказать, что задача менеджера заключается в том, чтобы эффективно и экономично координировать использование ресурсом для достижения организационных целей.

Организационная эффективность (действенность) — степень достижения организацией поставленных целей. Это означает, что организация преуспевает в достижении того, что она пытается достичь, что определено в ее миссии. Обычно организационная эффективность предполагает производство товаров или предоставление услуг, которые имеют ценность для потребителей, достойное вознаграждение и качество трудовой жизни для персонала и приемлемый доход для акционеров (главные группы интересов).

Организационная экономичность, или эффективность использования ресурсов, относится к количеству ресурсов, затраченных на достижение организационных целей. Она основана на том, сколько сырья, денег и людей необходимо для производства заданного объема продукции. Экономичность может быть рассчитана как величина ресурсов, используемых для производства продукции или оказания услуги.

Иногда, тем не менее, попытки менеджеров повысить экономичность приводят к снижению организационной эффективности. Это особенно относится к случаям сокращения затрат, когда погоня за экономией наносит ущерб качеству товаров или услуг, приводит к недовольству потребителей.

В конечном итоге менеджеры несут ответственность за достижение высоких результатов, которые означают достижение организационных целей при эффективном использовании ресурсов.

Все результаты, достигнутые организацией, в первую очередь отражают эффективность деятельности ее менеджмента.

Достижение конечных целей организации (стратегических и тактических) определяется такими показателями, как рентабельность активов предприятия, производительность (оборачиваемость) активов предприятия, издержки на единицу реализованной продукции (продаж), производительность живого труда, рост объемов продаж, рост доли на рынках и другими.

При определении целесообразности инвестирования в любой фактор производства подходят методы расчета эффективности инвестирования капитала, например, срока окупаемости инвестиций:

инвестиции

TОК = валовая прибыль или валовое накопление

или по такой формуле:

К+КР* (1+i)

ТОК = П+А+АКР

 

 

где К— первоначальные инвестиции; Кр— величина кредита, используемого для инвестиций; П + А — валовые накопления (прибыль и амортизация); Акр— амортизация кредита; i — процент на кредит.

Продуктивность (производительность) — это отношение выпуска продукции и объема услуг к затратам на их производство. Из этого определения следует, что повысить продуктивность можно либо путем увеличения объемов выпуска конечных продуктов при сохранении прежнего уровня затрат, либо путем сокращения затрат, необходимых для выпуска конечных продуктов. Иногда компаниям удается использовать оба способа одновременно.

Точная оценка производительности может представлять собой сложную задачу. Здесь используется два метода: определяется совокупная производительность факторов производства либо частичная производительность. Совокупная производительность факторов производства (total factor productivity) — это отношение всего выпуска продукции к затратам на труд, капитал, сырье (материалы) и энергию.

Совокупная произво- Выпуск продукции

дительность =

факторов производства Труд + Капитал + Сырье + Энергия

Совокупная производительность факторов производства является лучшим измерителем того, как организация осуществляет свою деятельность. Но зачастую менеджерам бывает необходимо определить производительность по отношению к определенному виду вложенных средств. Частичная производительность (partial productivity) — это отношение всего выпуска продукции к определенной категории затрат. Например, многие компании определяют, какова производительность труда, которая вычисляется по форму Выпуск продукции

Производительность труда =

Трудовые затраты в долларах

 

Применение этой формулы для определения производительности труда, капиталоотдачи, материалоотдачи (продуктивности на доллар затрат на материалы), энергоотдачи (продуктивности на доллар затрат на энергию) позволяет выяснить, имеются ли улучшения в сфере использования каждого из элементов затрат. Однако менеджеров часто критикуют за то, что они придают слишком большое значение оценке частичной производительности, особенно производительности живого труда. Повышенное внимание к измерению живого труда приводит к снижению ценности улучшений в сфере использования материалов, совершенствования производственных процессов и качества труда. Производительность труда измеряется сравнительно легко, но ее рост может оказаться результатом капиталовложений, и менеджеры будут неправильно интерпретировать причины роста продуктивности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.