Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический эксперимент






Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дида­ктический и физический педагогические эксперименты.

Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, на переда­чу совокупности знаний. Физический педагогический экспе­римент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием фи­зических возможностей (способностей).

Формулировка рабочей гипотезы педагогического экспери­мента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. На эмпирическом уровне познания исследо­ватель руководствуется формальной логикой и анализирует лишь доступные для наблюдения явления. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влия­ние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднознач­ны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование. Например, план тренировки разрабатывается чисто теоретически, на основе анализа возможных адаптационных процессов, затем логика проверяется с помощью компьютерной программы, имитирующей ход долговременных адаптационных процессов (В.Н. Селуянов и др., 1996). В этом случае разрабатываются та­кие необычные варианты тренировки, которые вообще не име­ли места в практике. Экспериментальная проверка их эффек­тивности и будет педагогическим экспериментом. Целью тако­го эксперимента является проверка предсказаний изменений в системах и органах организма человека.

В соответствии с целью применяют преобразующий или констатирующий эксперимент. Преобразующий (созида­тельный, формирующий, научно-исследовательский) экспе­римент предусматривает разработку принципиально нового для практики педагогического положения, разработанного в соответствии с рабочей гипотезой. Констатирующий (контро­лирующий, практический) эксперимент предполагает про­верку эффективности уже известных педагогических поло­жений. Обычно он проводится для сопоставления эффектив­ности известных и неизвестных педагогических положений. Иногда его проводят в новых условиях - на другом возрас­тном контингенте, спортсменах других видов спорта.

Учет условий проведения экспериментов позволяет раз­делить их на естественные, модельные и лабораторные. Есте­ственные эксперименты представляют собой реальную прак­тическую деятельность. При этом спортсмены могут знать о целях исследования (открытый эксперимент) или не знать о них (закрытый эксперимент). Модельные эксперименты от­личаются от естественных лишь тем, что реальный педагоги­ческий эксперимент проводится в относительно строго конт­ролируемых условиях, например, на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковое питание, режим тренировок и отдыха. Лабораторный экспе­римент существенно отличается от реальной практической деятельности учителя или тренера. Он предполагает проведе­ние в строгих условиях стабилизации сопутствующих факто­ров исследования влияния управляемого фактора (независи­мой переменной) на некоторый неуправляемый, но контро­лируемый фактор (зависимая переменная).

План эксперимента должен строиться с учетом последу­ющей статистической обработки. Абсолютный эксперимент проводится в стандартных условиях с фиксацией контроли­руемых показателей. Например, регистрация и вычисление средних арифметических и стандартного отклонения антро­пометрических признаков, уровня функциональных показа­телей у спортсменов национальной сборной по определенно­му виду спорта позволяют получить модельные характери­стики. Проведение сравнительного эксперимента возможно по последовательной и параллельной схемам.

Последовательное (лонгитудинальное) проведение срав­нительного эксперимента предполагает сопоставление дан­ных одного эксперимента с другим, выполненном на одной и той же экспериментальной группе. Во втором исследовании в ход педагогического эксперимента вносят какое-либо изме­нение, которое должно привести к предсказанному результа­ту, т.е. к определенному изменению некоторого показателя.

Параллельное проведение эксперимента предполагает организацию двух или более групп, одна из которых должна быть контрольной, а другие - экспериментальными. Учебно-тренировочные занятия и тестирования проводятся одновре­менно. В этом случае случайные воздействия, связанные с временным фактором, действуют на все группы примерно одинаково, поэтому возрастает уверенность, при наличии различия, в реальности воздействия экспериментального фа­ктора. Для определения достоверности различия между заре­гистрированными показателями (градациями фактора) удоб­но использовать дисперсионный анализ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.