Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое наблюдение




Педагогическое наблюдение - это организованный ана­лиз и оценка учебно-тренировочного процесса без вмеша­тельства в его течение. Организация связана с четким определением объекта наблюдения, целью, приемами исследова­ния, проверкой выводов наблюдения.

К достоинствам метода наблюдений относятся:

- наблюдение реального педагогического процесса;

- события фиксируются в момент их явления;

- наблюдатель независим от мнений испытуемых. К слабым сторонам относятся:

- элементы субъективизма у наблюдателя;

 

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мыслительной деятельности);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследо­вателя;

- пассивность исследователя.

Педагогическое наблюдение можно использовать для на­блюдения без искажений педагогического процесса, в част­ности для корректной интерпретации данных, полученных другими методами (хронометраж, контрольные испытания).

Важнейшей особенностью педагогического наблюдения является кодируемая единица наблюдения. Она должна опи­сывать какую-то качественную особенность объекта и позво­лять ее количественно оценивать. Количественная регистра­ция может выполняться частотным способом (подсчет коли­чества событий) или оценочным (с применением предвари­тельно разработанной оценочной шкалы). Оценочный способ более информативен, поэтому ему следует отдавать предпоч­тение.

Виды педагогических наблюдений:

- по объему (проблемные и тематические);

- по программе (разведывательные и основные);

- по стилю (включенные и невключенные);

- по осведомленности (открытые и закрытые);

- по времени (непрерывные и прерывные).

Проблемные наблюдения ведутся по многим показате­лям, как правило, осуществляются коллективно. Тематиче­ское наблюдение - составная часть проблемного, может вы­полняться одним исследователем. По степени отработанно­сти программы исследования могут разделяться на разведы­вательные и основные наблюдения. Включенные наблюде­ния выполняются "изнутри", когда сам исследователь проводит эксперимент или участвует в нем. В этом случае исследо­ватель получает дополнительную объективную информацию об ощущениях испытуемых по ходу проведения эксперимен­та. Невключенное наблюдение производится без какого-либо личного участия экспериментатора (наблюдение со стороны). Открытым наблюдением называется эксперимент, в котором все участники осведомлены о том, что за ними наблюдают. Закрытый эксперимент - скрытое наблюдение. Непрерывное наблюдение предполагает фиксацию событий от начала до конца какого-либо явления (тренировка, урок и т.п.). Преры­вистое наблюдение (дискретное) связано с фиксацией каких-либо временных отрезков относительно целостного педагоги­ческого процесса. Например, можно фиксировать лишь наи­более важные моменты тренировки, которые составляют ее суть, без специальной фиксации процесса разминки или за­ключительной части тренировки.

Организация проведения наблюдения предполагает: оп­ределение цели (задач), объекта, способов наблюдения и ме­тодов анализа его результатов.

Для фиксации результатов наблюдения используют про­токолирование (словесное описание, графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемкау, зву-ко- или видеозапись.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал