Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика сбора и изучения источников литературы






ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В зависимости от объекта и предмета исследования меня­ются пути и методы исследования. Существуют специфиче­ские методы в следующих научных дисциплинах, изучаю­щих физическую культуру и спорт как явление: социологии, педагогике, психологии, биохимии, физиологии, биомехани­ке, теории и методике физического воспитания.

Однако все научные дисциплины имеют общие методы.

Методика сбора и изучения источников литературы

Начало любого исследования связано со сбором и первич­ной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач: выявление источников литерату­ры по теме исследования и их регистрация (составление кар­тотеки); добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания; систематизация и обобщение собранных данных, завершающиеся составлением обзора ли­тературы по теме исследования.

Выявление источников литературы предполагает нали­чие базы для изыскания. Ею, как правило, являются науч­ные публичные библиотеки вузов или государственные. В би­блиотеках поиск необходимой литературы выполняется лич­но или по заявке в библиографические отделы научных биб­лиотек.

Начало поиска связано с ориентировочным определени­ем темы исследования научным руководителем. Он же, как правило, дает ссылки на несколько литературных источни­ков, в которых данная тема нашла какое-то отражение.

Поиск известной литературы в библиотеке начинается с алфавитного каталога, в котором имеется набор карточек. Карточки содержат имена авторов, название книг или жур­нальных статей, а также код книги, по которому библиотеч­ный работник может ее найти в фонде. Задача исследователя -переписать на определенный бланк все данные карточки, включая шифр, и передать бланк служащему библиотеки для поиска литературного источника.

Продолжение поиска может идти по нескольким направ­лениям:

- изучение списков литературы, на которые ссылаются авторы в изучаемых источниках, этот путь позволяет найти первоисточники каких-либо теорий или оригинальных дан­ных;

- для расширения круга изучаемой литературы можно обратиться к систематическому каталогу, в котором карточ­ки уже сгруппированы согласно схеме библиографической классификации данной науки;

- для ознакомления с последними достижениями науки по данной проблеме следует обратиться к реферативным журналам, в которых, как и в систематическом каталоге, все работы сгруппированы и приведены рефераты книг и статей, опубликованных за последние месяцы.

Поиск, как правило, выполняется с целью написания ли­тературного обзора, а в конце его необходимо привести список использованной литературы, оформленный в соответст­вии с ГОСТом.

По результатам анализа литературы пишется обзор литературы. Обзор пишется в два этапа. На первом этапе произво­дится систематизация всего собранного материала по фор­мальным признакам. Например, историческое расположение источников. Цель первого этапа - ознакомление с литературным заделом по теме, что дает основание для проведе­ния предварительных исследований, как теоретических, так и экспериментальных. Второй этап написания обзора начи­нается после завершения исследований и формулировки вы­водов. На втором этапе делается акцент на описании объекта моделирования и особенностей его функционирования с об­ращением внимания читателя на ошибочные взгляды или от­сутствие исследований каких-либо особенностей объекта. В заключении обзора следует сформулировать гипотезу, кото­рая была уже доказана исследователем в своих эксперимен­тах. Заметим, что по мере проведения собственных экспери­ментов исследователь собирает дополнительную литературу, которая прямо или косвенно подтверждает его результаты, поэтому окончательно литературный обзор пишется в пос­леднюю очередь, после выводов и обсуждения материалов ис­следования. К сожалению, во многих диссертациях литера­турный обзор представлен как сумма мнений специалистов, без какого-либо критического анализа существа работ, без вывода и формулировки гипотезы исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.