Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Менеджмент регионального туризма






Региональный менеджмент как управленческая наука и практика соединяет множество отраслей человеческого знания и уме­ния. Располагая этими знаниями, можно брать на себя ответст­венность за судьбы людей, управлять экономическими процессами на больших территориях, какими являются регионы.

Качественное изменение статуса и функций региональных органов управления диктует необходимость формирования принципиально новой системы регионального менеджмента, Ее экономической базой выступают и экономическая демократия, политической базой - сдвоенная представительная власть на местах и договорно-экономические отношения территориальных и административных органов с хозяйствующими субъектами.

Региональный менеджмент — это отрасль экономической науки, занимающаяся изучением экономических и социальных факторов и явлений, которые обусловливают функционирова­ние хозяйства регионов, а также разработку форм и методов управления этим процессом.

Субъектом регионального менеджмента выступают госу­дарственные органы управления, представительные органы эко­номических районов (регионов), представительные и исполни­тельные органы регионов, органы местного самоуправления (муниципалитеты) городов и сельских районов, а также руководители организаций (предприятий), функционирующих на со­ответствующих территориях. Эти структуры и осуществляют в основном региональное управление, или региональный менеджмент.

Особенностью регионального менеджмента является его проявление двух основных аспектах: с одной стороны, невоз­можно на материалах одной хозяйствующей организации выявить тенденции функционирования территориального хозяйства как потенциального сегмента рынка; с другой - невозможно выявить факторы, влияющие на организацию извне лишь на ее собственных материалах; для этого необходимо знание условий и факторов экономической жизни территории, места и роли ор­ганизации в экономическом комплексе, этой территории.

Методологической базой регионального менеджмента, являются теоретические исследования, об управлении хозяйствами территорий как едиными комплексами взаимовлияющих и вза­имообусловленных элементов, связанными, с управлением жизнедеятельностью населения, последствия которого влияют на
судьбы больших масс людей. Это выводит региональный менеджмент за пределы отдельной отрасли экономической науки и практики и даже внедряет его в такую непривычную, область,
как человеческая мораль. Важным моментом для построения структуры пространственной организации экономики региона и разработки механизмов, регионального
менеджмента является категорирование.

Категорирование - это определение сущности, содержания и внешних проявлений базового хозяйствующего субъекта, в качестве которого выступает регион. Производственный аппарат всего региона производит только тот комплекс услуг, который имеет спрос у потребителя, и этот комплекс услуг может изображаться как цепь услуг.

Цепи услуг - это аналитические инструменты, которые с точки зрения потребителя разделяют полную услугу на отдельные элементы и частичные процессы. Потребитель не ори­ентируется при пользовании различными элементами услуг на предприятия, оказывающие их, а относит услугу и ее качество к региону как к единому целому. Таким образом, регионы через все элементы цепи услуг должны стремиться к перспективному
развитию. Региональный менеджмент осуществляется на конкретной территории (поле регионального менеджмента), содержащей множество различных формирований с соответствующими ад­министративно-управленческими структурами. Их построение и организация целенаправленного функционирования составляют основу регионального администрирования. Региональный менеджмент в нашей стране претерпел суще­ственные изменения. Как и технология управления хозяйственными организациями, системы территориального (регионального и муниципального) управления изменялись в соответствии с общественно-экономическими процессами. В то же время на технологию территориального менеджмента оказывали решающее влияние политические приоритеты соответствующих периодов.

Маркетинговые задачи государственных и местных органов управления туризмом:

· проведения маркетинговых исследований

· разработка стратегических национальных, региональных и местных маркетинговых концепций с рекомендациями по их реализации туристических предприятий

· инвестиционная и правовая поддержка развития туристической инфраструктуры

· консультационные услуги по вопросам реализации маркетинговых концепций

· создание привлекательного имиджа, образа, страны, региона, территории

· осуществление мероприятий по PR и в области рекламы

Высокая степень обусловленности территориального администрирования политическими приоритетами является первой отличительной чертой регионального менеджмента. Вместе
с тем существуют универсальные территориально-управленче­ские структуры, которые в меньшей степени подвержены влиянию политических институтов.

Высокая изменчивость структуры и кадрового состава аппарата территориальных органов является второй отличительной чертой регионального менеджмента. Изменчивость обеспечивает аппарату адаптивность управляемой системы, постоянный приток новых идей и их исполнителей. Такой динамизм состава аппарата поддерживает его авангардные позиции в обществе и высокую энергетику при разработке и осуществлении территориальных программ. Региональная организация государственного хозяйства представляет собой формирование территориально-экономических пропорций для обеспечения устойчивого функционирования отраслей государственной экономики.

В стабильности состава аппарата жизнеобеспечивающих отраслей территории присутствует своя логика, так как аппарат жизнеобеспечения территориального хозяйствования (энергетические, сантехнические и транспортные коммуникации, а также учреждения, обеспечивающие медицинское, торговое и бытовое обслуживание, осуществляющие охрану правопорядка и др.) не может прервать свою деятельность. Следовательно, непрерывность работыжизнеобеспечивающих отраслей регионатретья отличительная черта регионального менеджмента.

Основу региональной организации государственного хозяй­ства составляют вертикальные линии общегосударственной отраслевой специализации и многоотраслевые региональные территориально-хозяйственные образования.

Устойчивость структуры организации государственного хозяйства обеспечивается путем поддержания оптимальных пропорций между отраслевым и территориальным факторами общественного воспроизводства.

Содержанием общественного разделения труда в организации государственного хозяйствования являются:

• специализация экономических регионов на производстве определенного вида товаров и услуг;

• выделение в государственной экономике отдельных специфических отраслей хозяйства, способных самостоятельно решать задачи развития конкретной части производительных сил.

Цель общественного разделения в организации труда государственного хозяйствования - это усиление хозяйственного обособления (экономического статуса и управленческих функ­ций регионов) и повышение роли функций государства в решении общегосударственных задач в регионах. Это означает, что чем больше управленческих свобод в хозяйствовании делегиру­ется регионам, тем выше роль государственных отраслевых органов в обеспечении сбалансированности и целостности нацио­нальной экономики.

Неравенство в таком сочетании каждого из этих двух аспектов хозяйствования приводит к перекосам в процессе общественного воспроизводства. При первенстве регионального фактора ослабевает внимание к производственным и непроизводственным сферам, имеющим базовое (ключевое) значение в национальном масштабе (фондообразующим отраслям, обороне, производственной инфраструктуре, фундаментальным исследованиям и др.). При решении национальных задач все это требует от государственных органов управления учета интересов регионов, а от региональных органов управления - учета общегосударственных интересов при решении территориальных проблем.

Основой формирования экономических регионов является потребность сочетания отраслевого и территориального разделения труда в рамках единого объема.

Экономический регион является активным носителем терри­ториального разделения труда, которое предопределено не только конкретными природными условиями, но и социальными факторами.

Более низкой ступенью территориально-хозяйственного обобщения является микрорегион. Это целостное территориально-экономическое образование, отличающееся общностью территории, хозяйства и задействованного в нем населения. Как
правило, микрорегион составляют город и прилегающие к нему
сельские районы или группа районов. Микрорегион еще в большей мере, чем экономический регион, является носителем активной функции.

Важным условием возникновения и развития туристско-рекреационного сектора экономики является востребованность туристско-рекреационных ресурсов и услуг, а также доступность и освоенность региона, что в значительной степени определяется его географическим положением и состоянием туристско-рекреационной инфраструктуры. Следует подчеркнуть, что каждый из природных ресурсов наиболее эффективен только в комплексе с другими ресурсами и чем большим количеством ресурсов обладает территория, тем эффективнее ее разрабатывать и продвигать на рынок. Иными словами, задача регионального менеджмента в туризме состоит не только в том, что­бы выявить общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности (прежде всего природные).

С помощью менеджмента должна разрабатываться стратегия развития не только всего региона, но и отдельной туристской организации. В туристской индустрии много предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую регио­нальную систему управления, где целью выступает обеспечение длительной конкурентоспособности на рынке. Основной задачей менеджмента туризма является выявление общих тенденций и закономерностей его развития, а также нахождение его специфических особенностей:

· туризм характеризуется большой глубиной проникновения и сложностью взаимосвязей между его со­ставляющими.

Он оказывает большое положительное влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые в свою очередь воздействуют на туризм. Туристский регион имеет прибыль от гостей. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной и более значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику. Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем больше услуг будет продаваться непосредственно на месте, то есть чем сильнее будет местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от него пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке. Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводят различные сооружения.

В то же время существует ряд значительных проблем в процессе организации и развитии регионального туризма. Так, туристы создают высокую загруженность автодорог, сложности с уборкой территории от бытового мусора и эксплуатации местной природы. Отчуждение местных жителей может привести к тому, что новые намерения по развитию туризма будет тяжело осуществлять. Таким образом, планирование и формирование туризма должно происходить при условии привлечения общественности. Участие в этом процессе всех заинтересованных групп (экономистов, экологов, специалистов по туризму и пр.) является самой первой необходимостью.

· Туризм подвержен сильному влиянию со стороны заинтересованной клиентуры (населения, государственных структур и т.п.).

Менеджмент туризма имеет ограниченное влияние на регион. Управленческие кадры туристского предприятия пользуются полномочиями и правами принятия решений и отдачи указаний по всем вопросам своей хозяйственной деятельности, предоставленным им и ясно изложенным в уставе. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов, поэтому они не могут ожидать от своих участников, что все будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Крупные гостиницы меньше заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями для размещения и организации отдыха гостей. Небольшие гостиницы, живущие за счет туристов, заинтересованы в том, чтобы туристская организация улучшала курортное предложение и проводила соответствующие мероприятия. Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между различными, задействованными в процессе обслуживания группами, если в своей деятельности она руково­дствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о туристских ценностях и имеет стратегические цели по дальнейшему развитию региона. Под туристскими ценностями обычно понимают туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территории как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории. Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей.

· Туризм имеет специфику своего продукта, его неотдели­мость от источника формирования.

Товар в материальном виде существует независимо от его производителя. Туристская услуга неотделима от источника ее создания. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования, хранения этой услуги. В свя­зи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности спрогнозировать поведение туриста – оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов.

· Туризм как объект управления выражается в комплексности туристских услуг.

Туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса как материальных таки нематериальных услуг, которые являются специфическим туристическим продуктом. Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставля­ются ему в определенном месте - регионе, где происходит туристское мероприятие. Это место из-за своих привлекающих факторов становится центром туризма. Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему больше подходит. Территория, где предлагается комплекс услуг, не обязательно должна иметь четко выраженные границы. Это могут быть и часть региона, и туристский центр, и гостиница, где имеются все необходимые сооружения для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну или даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.

· Зонность.

Зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. Неравномерные в течение года возможности использования природных ресурсов и сильными колебаниями в использовании свободного времени под влиянием природных факторов и социальной организации.

В последние годы возросло значение совместной работы между туристскими предприятиями, которая может осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне.

Горизонтальная кооперация - это совместная работа. Она проводится предприятиями, имеющими одинаковые интересы в сферах размещения, обслуживания, туристского по­средничества, оздоровления и т. д. Возможность кооперации, которая определилась в последнее время, это система франчайзинга.

Вертикальная кооперация - это объединение предприятий и организаций, которые стремятся владеть рынком и снизить зависимость от других учреждений. К таким организациям от­носят сформированные в большинстве случаев государственные туристские организации на национальном, региональном и ме­стном уровнях; занимающиеся обустройством мест для отдыха и размещением туристов. Эти организации подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своего государства. Это также и объедине­ния предприятий в сферах организации путешествий и гости­ничного размещения (например, воздушно-транспортные ком­пании, имеющие сеть гостиниц).

Особенностью туризма является зависимость объема туристских услуг от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебания спроса могут сущест­венно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии.

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли. Поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В настоящее время становление туристского бизнеса в российских регионах происходит в следующих условиях: в организации межрегиональных связей функционируют рыночные отношения; необходимо развивать туризм в регионах, имеющих слабо развитую промышленность, что должно привести к переспециализации регионов при условии грамотного регулирования со стороны государства; преодолеваются нарастающие противоречия в отношения между отдельными регионами, где туризм определил свое место в хозяйственной деятельности (тем более, что не все регионы готовы к рыночным отношениям).

В связи с этим можно выделить основные черты, характер­ные для управления региональными туризмом:

· Нужды, потребности и желания конечных потребителей при планировании туристской деятельности должны быть приоритетными.

· Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе.

· В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга, системы продвижения и сбыта туристских услуг потребителю.

· Туристская услуга уникальна, т. е. повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т. д. Даже два тура по од­ному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному (это и состояние транспортного средства, и события в стране пребывания, и т. п.).

Стратегическая цель любого туристского региона – обеспечение конкурентоспособности на длительный период времени.

Любому туристскому региону присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу продукта. Так, стадия внедрения (увеличение въездного туристического потока в регион, инвестирование в региональную инфраструктуру туризма и стимулирование спроса у потребителей на туристские услуги региона) начинается с путешествий небольших групп путешественников. В этот период туризм не оказывает влияния на местность и на местное население. Дальнейший рост численности туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру. На стадии развития (дальнейшее увеличение туристского потока в регион; дополнительные инвестиции в региональную инфраструктуру туризма в связи с большим количеством туристов) туристского региона, при которой численность туристов интенсивно растет, особенно в период «высокого» сезона и может даже превышать численность местного населения. На стадии зрелости (появление новых рабочих мест для местных жителей, финансовые вливания в экономику региона, изменения в архитектуре, окружающей среде, культуре с целью удовлетворения разнообразных запросов потребителей; потеря данным туристским регионом своей уникальности) туристского зрелости туристского региона сначала замедляется рост прибытий иностранных посетителей, хотя общее число прибывающих все еще растет и превышает численность местного населения. Туристский регион становится известным, и в нем создают свои отели крупные транснациональные гостиничные цепи. Далее развитие этого региона достигает своего пика, затем мода на него падает и он продолжает функционировать только за счет повторных прибытий, организация которых стоит больших усилий для данного региона. На заключительной стадии жизненного цикла (сокращение туристских потоков в регион, уменьшение доходов региональных организаций, специализирующихся на туристском обслуживании; мероприятия по стимулированию сбыта – туризм по сниженным ценам, разнообразные скидки; перепозиционирование туристского региона, разработка новых направления развития туризма) туристский регион становится малопривлекательным для большинства туристов и сильно зависимым от редких и небольших групп туристов. Местные власти пытаются реанимировать былую его славу различными способами привлечения клиентов, использованием новых каналов сбыта и продвижения, расширением ассортимента предлагаемых услуг. Туристский регион вступает в так называемую фазу туристского менеджмента, основные цели которого состоят в следующем – продвижение туристского региона на рынке привлечения необходимого количества туристов, чтобы поддержать на должном уровне туристский бизнес; выбор административных методов, обеспечивающих развитие выгодных с финансовой точки зрения форм и видов туризма. В течение фазы туристского менеджмента принимаются решения о том, какие виды туризма развивать в туристском регионе, каким образом удовлетворить постоянно меняющиеся вкусы приезжих, каким способом можно влиять на природу этих вкусов и желаний. Кроме того, идет постоянное изменение условий функционирования туристского региона: приток новой рабочей силы в регион, постепенная ассимиляция местных жителей в из среде; изменение природных ландшафтов и т.д. Здесь главная задача – динамично реагировать на эти изменения: деятельность по дальнейшему развития туристского региона, выявление новых сегментов туристского рынка.

Таким образом, в основе развития регионального туризма лежит перспективное планирование с учетом взаимодействия туризма со смежными отраслями для успешного развития и регулирования этого процесса.

Основная концепция планирования туризма заключается в том, что эту деятельность следует рассматривать как взаимосвязанную систему факторов спроса и предложения. Факторами спроса являются международные и внутренние туристские рынки, местное население региона, которые используют туристские достопримечательности и услуги. Факторы предложения охватывают туристский продукт - туристские достопримечательности и виды деятельности, средства размещения, предприятия питания и транспорта, объекты экскурсионного показа и природно-климатические ресурсы и прочие элементы инфраструктуры туризма.

Планирование туризма в регионе должно быть нацелено на комплексное развитие всех факторов как спроса, так и предложения, физических и институционных элементов. Эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если он будет планироваться на комплексной основе с учетом согласования развития всех ее компонентов. Система туризма – это комплекс природных, историко-культурных, личностных, политических, экономических, социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с использованием человеком его свободного времени для получения конкретного для каждого из элементов результата.

Туристский бизнес нуждается в широкой децентрализованной организации и прежде всего на региональной основе. В настоящее время развитие туристского региона возможно двумя путями. Так, Е. В. Горшенина справедливо выделяет два подхода к развитию региона: экономический и социально-экономический.Наиболее перспективным представляется социально-экономический подход к развитию региона, который теоретически ставит уровень жизни людей в зависимость от эффективности функционирования региональной экономики. В рамках этого подхода регион – это социально-экономический комплекс, основные звенья которого, а именно материальное производство и социальная сфера, сбалансированы. При этом под регионом понимается система, для которой характерно взаимодействие производственной, экологической и социальной подсистем.

На основании работ В. С. Бильчака, В. Ф. Захарова и В. А. Квартального сформулируем функции целостной функциональной системы туристского региона:

· региональную функцию спроса и предложения,

· функцию регионального управления и хозяйствования,

· демографическую,

· экологическую

· социальную функции.

Все участники регионального экономического процесса – крупные покупатели территории, инвесторы, потребители услуг, предприниматели, региональные органы власти и местного самоуправления, все местное сообщество – должны быть в равной степени заинтересованы. Подобную заинтересованность можно достичь только обеспечением искомых выгод для всех участников.

Следует отметить, что интересы участников регионального экономического процесса могут лежать в разных плоскостях:

1. интересы инвесторов заключаются в реализации возможностей по продвижению технологий и капиталов с целью получения прибыли;

2. интересы крупных покупателей (пользователей) территорий в лице туристических компаний заключаются в освоении новых региональных рынков и новых потребительских сегментов;

3. интересы потребителей услуг направлены на приобретение региональных товаров и услуг требуемого уровня качества и по соответствующим ценам;

4. интересы местного предпринимательства заключаются в расширении производственных и сбытовых возможностей своего бизнеса в получении максимального дохода;

5. интересы региональных органов власти сосредоточены на успешной реализации программ регионального развития, получении новых возможностей пополнения местных бюджетов, развитии территориальной инфраструктуры, поддержании статуса своего региона;

6. интересы местного сообщества заключаются в увеличении спектра возможностей для повышения качества жизни, уровня потребления через эффективную занятость и социальную защиту населения при условии сохранения социо-, эколого-экономического равновесия в регионе.

Однако, несмотря на разнонаправленность представленных интересов, все они взаимоувязаны и взаимодополняемы, их рациональное сочетание обеспечивает достижение благосостояния и стабильного развития как для всех участников регионального экономического процесса, так и для общества и государства в целом.

Факторы социально-экономического развития туризма в регионе:

· по способу развития (статистические и динамические)

· по отношению к среде функционирования туристского региона (внутренние – характеризующие функционирование туристского рынка; внешниепрямое воздействие (взаимосвязи с внешними поставщиками товаров и услуг, внешними потребителями, регионами-конкурентами, финансовыми организациями, транспортными предприятиями) и косвенное воздействие (общеэкономические – особенно уровень доходов местного населения и туристов-потребителей; общеполитические; научно-технические; демографические)

· по способу влияния на функционирование и развитие туристского региона (негативные – кризисы, рост внешней задолженности, рост цен на предметы потребления, политическая и финансовая нестабильность, ужесточение туристских формальностей, криминогенная обстановка; позитивныеэкстенсивные (рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов инфраструктуры туризма) интенсивные (повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры, индустриализация, повышение корпоративной культуры и культуры обслуживания потребителей и т.п.)

· по способу измерения («жесткие» или количественно измеряемые - ориентированные на природные ресурсы (земля, персонал, капитал), ориентированные на производство и сбыт продукции (инфраструктура, близость партнеров по кооперации, структура населения и потребления), установленные государством налоги, субсидии, программы поддержки; и «мягкие» - стабильность политической ситуации и общественного климата; региональная структура экономики и отдельных предприятий; качество системы образования и профессиональной подготовки кадров; оснащение региона вузами и исследовательскими организациями; наличие факторов, ориентированных на производство туристских услуг, а также экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг; отношение к экономике основных действующих лиц региона – предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, региональных и муниципальных администраций, политиков; качество жизни в регионе)

 

Социально-экономический подход к управлению туристским регионом предполагает несколько стратегических направлений развития туризма в регионе:

1. Формирование репутации региона как известного туристского центра, что подразумевает создание, развитие и распространение позитивного имиджа региона (брендинг)

2. Сохранение и преумножение туристских ресурсов региона

3. Совершенствование туристской инфраструктуры

4. Повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в принимающем туристском регионе

Социально-экономическое развитие туристских регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов:

1. рыночного – взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков

2. конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества выпускаемого туристского продукта и реализация различного рода инновационных проектов

3. производственного – постепенный переход от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов РФ.

Таким образом, факторы, благоприятные в настоящее время для размещения в регионе организаций индустрии туризма, в последующем способствуют созданию дополнительных возможностей для привлечения инвестиций, увеличения занятости населения и решения других региональных проблем. Другими словами, данные факторы одновременно становятся индикаторами успешного социально-экономического развития туристского региона в будущем.

Доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается, значение туризма здесь весьма значительно и многообразно:

1. Создание туристских фирм и прочих организаций индустрии туризма приносит выгоду: потребителям – туристский продукт или услугу; местному населению, работающему в индустрии туризма – заработную плату, бизнесменам – прибыль; региону – финансы за счет налогов и сборов. Любая организация может получать прибыль от непосредственной производственно-коммерческой деятельности, но кроме того и путем инвестирования прибылей (капиталов) в другие предприятия, которыми успешно могут выступать именно туристские фирмы в силу быстрой оборачиваемости средств производства и высокой рентабельности.

2. Развитие туризма в регионе создаст дополнительный спрос приезжающих туристов на потребительские товары и услуги. В большинстве случаев эта продукция создается региональной промышленностью, что оказывает определенное положительное влияние на развитие региональных отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря этому производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося доходы своему региону и повышая уровень жизни населения.

3. Туризм изменяет удельный вес расходов на общественный транспорт региона.

4. Увеличиваются доходы региональных средств связи

5. По мере развития активного туризма увеличиваются расходы туристов на соответствующее снаряжение (альпинизм, дайвинг, дельтапланеризм и пр.)

6. При увеличении туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, что приносит не только доход региону, но также служит целям рекламы региона. Кроме того, развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора.

7. Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства региона, а также строительство гостиниц и прочих объектов инфраструктуры регионального туризма, что способствует повышению доходов строительных компаний.

8. Развитая туристская отрасль обеспечивает стабилизацию и увеличение поступлений валюты в регионы. Причем иностранная валюта поступает не только в виде оплаты за туристское обслуживание, но при обмене валюты на повседневные потребности туристов.

9. Общегосударственное и региональное значение туризма состоит в том, что туризм обеспечивает большие поступления доходов в государственный и региональный бюджет через налоги. И чем выше доходы туристских организаций, тем значительнее поступления в эти бюджеты. Влияние туристской деятельности на экономику региона оце­нивается на основе двух составляющих:

- прямого проникающего воздействия;

- косвенного проникающего воздействия.

Исчисление суммарного воздействия производится на основе мультипликаторов туризма, т.е. побочного воздействия расходов в секторе туризма на другие сектора экономики принимающего туристско-рекреационного комплекса, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма. Мультипликативный эффект — опосредованный эффект воздействия на экономику от туристской деятельности. Суммарное воздействие поступлений от туризма с учетом мультипликативного эффекта должно использоваться в качестве базового показателя при оценке влияния туризма на ТТРК.

Как правило, рассчитываются три вида мультипликаторов для каждого продукта региональной экономики, основанных на прямом, косвенном и индуцированных эффектах.

Прямой эффект — это влияние туристских расходов на объем валового производства услуг в туристских учреждениях и на пред­приятиях. Поскольку эти виды продукции не потребляются в процессе производства, их прямой эффект обычно равен единице. Для продукции промышленного производства прямой эффект в мультипликаторе выпуска превышает единицу.

Косвенный эффект — это дополнительный удельный выпуск продукции в других отраслях, находящихся вне сферы туризма, но вызываемый туристскими расходами.

Индуцированный эффект — это эффект, который вызван в результате расходования домашними хозяйствами доходов, полу­ченных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов.

В то же время, туризм может оказывать и негативное воздействие на экономику, поскольку производство туристкой продукции и услуг требуют переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Вклад туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами нерезидентов этой страны за рубежом.

10. Международный туризм может оказывать существенное влияние на политику регионов и стран, проводимую ими по стабилизации платежного бизнеса

11. Рост туризма создает много рабочих мест, поэтому воздействие туризма на занятость может стать определяющим для тех регионов, которые в существенной степени зависят от данного сектора экономики.

12. Туристская деятельность влияет на изменение окружающей среды. С помощью управления развитием туризма и при четком его планировании можно уменьшить негативное воздействие туризма на окружающую среду и увеличить положительное.

13. Туристы, приезжающие в регион ради знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воздействие на местное население в ходе контактов с ним.

Таким образом, в настоящее время региональный туризм стал рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг.

Необходимыми условиями успешного роста индустрии туризма являются гарантии сохранения стабильности в будущем. В настоящее время успешное развитие туристского региона, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие туристского региона предполагает планирование и управление развитием территории, которые обеспечивают защиту природной и культурной среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующим высоким международным стандартам. Очевидно, что концепция устойчивого развития несовершенна и находится на начальных стадиях проработки и реализации, но в то ж время это наиболее реалистичное из того, чем располагает современная наука, и поэтому может рассматриваться на этом этапе развития экономики как основа стратегии дальнейшего развития. Всемирный союз охраны природы так сформулировал концепцию устойчивого развития: «Устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они возобновляются с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущими, так и настоящими поколениями».

Устойчивое развитие предполагает, что общество в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

1. уважение и забота о жизни во всех ее проявлениях

2. улучшение качества жизни человека

3. сохранение жизнеспособности Земли и разнообразия жизни

4. сокращение использования невозобновляемых ресурсов

5. поддержание емкости экосистем

6. изменение (потребительского) отношения человека к окружающей среде

7. предоставление права различным сообществам заботиться об их родных средах обитания

8. обеспечение (созидания) региональной структуры для социально-экономического развития при сохранении окружающей среды

9. создание глобального союза (для реализации этих принципов во всех странах и регионах мира)

Все принципы касаются изменения отношения людей к среде жизни на глобальном, региональном, локальном уровнях, повышение ответственности за действия, совершаемые в этой среде. Используя принципы концепции устойчивого развития, туризм сможет преодолеть не только имеющиеся сложности, но и вывести другие отрасли, функционирующие в данном регионе, на путь устойчивого развития. Концепция устойчивого развития получает особую актуальность в условиях современного экологического кризиса. С развитием туризма связана смена моделей природопользования, оно способствует охране природы, историко-культурного наследия, социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют системы и взаимовлияют друг на друга. Туристская отрасль не только пользуется благами своего развития, но и испытывает влияние других секторов социально-экономической сферы и создает собственные внешние эффекты.

Виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие региона:

· способствует выбору направлений своего воздействия на природную, культурную и социальную сферу региона

· обеспечивает справедливое распределение доходов и расходов, создает рабочие места непосредственно в местном секторе туризма и смежных с ним секторах

· стимулирует повышение эффективности работы средств размещения, предприятий питания, транспорта, объектов экскурсионного показа

· способствует притоку в регион иностранной валюты и обеспечивает капиталовложения в региональную экономику, благоприятствует диверсификации региональной экономики, особенно в сельских районах, где занятость населения может носить сезонный и случайный характер

· стимулирует модернизацию региональных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем

· создает рекреационные объекты, которыми могут пользоваться местные жители, а также внутренние и международные туристы, благодаря туризму финансируется работа по сохранности местных историко-культурных памятников

· способствует продуктивному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях

· формирует рост самосознания среди местных жителей и дает возможность добиваться более глубокого взаимопонимания и тесных контактов между людьми, представляющими различные культуры

· наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества и помогает их сохранению.

Применительно к туризму устойчивое развитие региона предполагает: экологическую устойчивость, социальную и культурную устойчивость, а также экономическую устойчивость. В основе концепции устойчивого развития туристского региона лежит понятие пропускного потенциала – та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и возникновения социально-экономических проблем у населения. В соответствии с концепцией глобального гуманистического подхода при определении пропускного потенциала региона помимо количественно-прогнозного аспекта необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. В частности Юванен Е. И. и Шмидт Ю.Д. предлагают методику интегральной оценки рекреационно-туристической привлекательности территории, основанную на комплексном подходе с использованием экспертных оценок и статистического анализа. Она учитывает транспортную доступность, природно-экологические и социально-экономические условия, уровень развития рекреационно-туристической инфраструктуры по предложенной совокупности сгруппированных показателей с вычисляемыми весовыми коэффициентами.

Существуют экологический, туристский социальный и местный социальный потенциал.

Ресурсный потенциал региона – это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. В соответствии с концепцией глобального гуманистического подхода при определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты.

Для того, чтобы переориентировать туристский регион на принципы устойчивого развития, необходимо использовать стратегическое планирование, прогнозирование, моделирование, позволяющее еще в теории предвидеть возможные отрицательные последствия его развития и соответственно избежать их. Туризм должен включаться в национальные сценарии территориального планирования особенно при размещении новых объектов инфраструктуры туризма. Кроме того, для целей устойчивого развития туристского региона следует наиболее эффективно использовать такие инструменты как геоинформационные системы, оценка воздействия туризма на окружающую среду, системы экологического менеджмента. Движение к устойчивому развитию туристского региона должно идти с двух сторон. Туристам следует, объективно оценивая все свои запросы, ограничивать потребление туристских продуктов, реализация которых оказывает большую нагрузку на окружающую среду. В свою очередь, региональным органам управления принимающего туристского региона необходимо внедрять и рекламировать такие формы и виды туризма, которые основаны на концепции устойчивого развития.

Стратегическое развитие туристского региона предполагает выработку механизма, благодаря которому произойдет мультипликативное саморазвитие туризма, будет повышаться роль и стимулироваться заинтересованность местных органов власти и населения в повышении качества туристских ресурсов, развитии социальной инфраструктуры, транспорта, связи, систем телекоммуникации, культуры, народного творчества и промыслов. При планировании развития туристского региона должна учитываться необходимость развития региональной индустрии туризма на основе соблюдения принципов устойчивого развития. Планирование туризма на основе концепции устойчивого развития имеет исключительно видное значение, потому что подавляющий объем развития туризма связан с достопримечательностями и видами деятельности, относящимися к природной среде, историческому наследию и культурным моделям соответствующих регионов. Если эти ресурсы будут ухудшаться или разрушаться, то туристские регионы не смогут привлекать туристов и туризм не будет успешным и эффективным.

Тенденции устойчивого развития:

1. сохранение и воспроизводство туристских ресурсов

2. экологическое планирование туризма

3. взаимодействие и учет интересов местного населения

4. качественный туризм

5. экономические и социальные выгоды

В настоящее время планирование как постановка целей, задач, определение стратегии и тактики их реализации на базе задействования необходимых экономических ресурсов представляет собой переход от директивного планирования к индикативному. Под индикативным планированием понимается средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономик страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Индикативное планирование развития туристского региона, основывающееся на анализе спроса и предложения на региональные туристские услуги, требует наличия большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях изменения уровня потребления. Поиск, сбор, анализ информации по вышеперечисленным вопросам целесообразно осуществлять с помощью маркетинга.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.