Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общая характеристика работы






 

Актуальность исследования. В динамично изменяющемся российском обществе социально-культурная деятельность во многом способствует осуществлению гуманистического предназначения человека и утверждению приоритета личности. Это усиливает общественную значимость формирования социально-культурной активности в виде существенного качества современного человека в учреждениях культуры и образования.

В современном обществе человек имеет широкие возможности для творческого поиска, для проявления личностной активности во всех сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной деятельности, которая предоставляет максимальные возможности для выражения личностью субъектных качеств, формирования навыков автономии действий в досуговой среде, осознанного выбора видов и форм творческой самореализации. Выступая ведущей категорией применительно к теории социокультурной деятельности, социально-культурная активность наряду с такими понятиями, как «социокультурное взаимодействие», «индивидуальная и коллективная социально-культурная деятельность», «профессиональная и любительская социально-культурная деятельность», образует терминологическое ядро понятийного аппарата этой самостоятельной отрасли педагогической науки. Понятие «социально-культурная активность» обладает способностью фиксировать суть педагогических закономерностей социально-культурной деятельности, среди которых автором выделяются: непременное присвоение личностью жизненного культурного опыта и достижение его открытости в различных сферах досуга на основе самоорганизации поведения, а также учета императивов социума; обусловленность содержания, форм и методов социально-культурной деятельности уровнем развития ее субъектов и соответствующих отношений, прежде всего в системе «специалист социокультурной сферы – участники досуговых программ»; детерминированность воспитательных и развивающих эффектов социальных проектов особенностями взаимодействия личности с миром культуры; интеграция внутренних связей между компонентами образовательной, коммуникативной, информационно-просветительной и других функций социально-культурной деятельности.

Однако реализация этих закономерностей осложняется противоречиями между потребностями социума в формировании активности личности и индифферентностью, пассивностью большей части граждан, отчуждением от участия в деятельности институтов сфер культуры и образования. Острота данной проблемы является отражением множества различных факторов, прежде всего той совокупности экономических, нормативных, профессиональных обстоятельств, которые наиболее характерны для теории и практики социально-культурной деятельности. Существование в ней на протяжении ряда лет субъект-объектных концепций, ориентированных на односторонне рационалистические представления о человеке и, как следствие этого, рассматривавших участника культурных мероприятий в качестве объекта, привело к тому, что культурная активность стала пониматься в виде активности исполнителя. Собственно сама возможность ее проявления инициировалась лишь внешней мотивацией и прослеживалась в официально санкционированных формах. Деятельность многообразных институтов социальной направленности была сориентирована на развитие качеств социального индивида, а системные качества личности человека оставались вне поля зрения научных и практических изысканий работников культуры и образования.

Среди основных причин такого положения дел необходимо выделить следующие: утраченность обществом ориентиров в понимании неприкосновенности духовного мира каждой личности из-за вмешательства различных государственных структур в досуговую сферу граждан; недостаточно полная реализация в педагогическом процессе социально-культурной деятельности задач, решение которых позволяет развивать у личности прогностические и проективные умения, связанные с отбором культурных ценностей, а также источников любительских и профессиональных интересов; недостаточная разработанность воспитательных механизмов, в том числе нацеленных на использование личностью психолого-педагогических приемов саморегуляции активности в культурной деятельности. Как следствие этого снизился уровень общей культуры населения, произошел рост демотивированности по отношению к участию в культурных программах общественной значимости, наметилось преобладание стереотипов о социальной пассивности граждан.

При этом на уровне научной рефлексии процессов формирования социально-культурной активности личности обнаруживаются следующие противоречия между:

‑ устоявшимися представлениями о социально-культурной активности личности в виде разновидности социальной активности и необходимостью более четкой дифференциации содержательной природы, структуры и функций социально-культурной активности как самостоятельного явления, предопределяющего творческую ориентацию личности в социально-культурной деятельности;

‑ потребностью в теоретической операционализации социально-культурной активности, рассматриваемой в виде личностного качества, и неразработанностью представлений о движущих силах ее развития в педагогическом процессе социально-культурной деятельности;

‑ потребностью науки в обосновании нормативного характера методологического знания о сущности социально-культурной активности личности и малой степенью изученности педагогических условий, способствующих ее результативному формированию в учреждениях культуры и образования.

С учетом обозначенных противоречий, нами формулируется проблема: каков состав структуры и функций социально-культурной активности личности, позволяющий определить ее сущность и особенности формирования в педагогическом процессе учреждений культуры и образования.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Анализ специальной литературы и диссертационных исследований, посвященных тематике историко-культурного основания педагогического процесса в ведущих учреждениях культуры и образования, свидетельствует, что исследование социально-культурной активности личности не получило достаточного освещения в отечественной педагогической науке. В то же время интенсивность изучения социальных основ активности как философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической проблемы прослеживается со второй половины ХХ века, когда был накоплен значительный теоретико-практический материал об источниках познания, формах и видах этого понятия.

Заметный вклад в развитие представлений об активности, ее общественной и культурной составляющей внесли отечественные философы: К.А. Абульханова-Славская, В.М. Анисимков, Е.А. Ануфриев, Г.С. Батищев, Ф.А. Батурин, В.И. Войтно, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.С. Лапина, Н.С. Мансуров, А.Т. Москаленко и др.

Среди зарубежных исследований социальной активности и деятельности в культурной сфере выделяются работы А. Моля, В. Момова, Л. Николова и других культурологов, социальных философов.

Социально-психологических проблем активности личности касались многие отечественные психологи разных времен. Тем не менее, базис современного осмысления природы активности личности заложен в работах М.Я. Басова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского и др.

В последние десятилетия философы, психологи обратились к исследованию проблем субъектной активности, то есть активности, организуемой самим субъектом в социальной деятельности (А.В. Брушлинский, И.Ф. Исаев, А.К. Осницкий, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский), личностной саморегуляции активности, а также социальной регуляции активности (К.А. Абульханова-Славская, М.В. Бодунов, А.И. Крупнов, В.М. Русалов и др.).

В зарубежной социально-культурной педагогике и психологии концепции социальной активности личности развиваются на основе идей неофрейдизма, межличностного психоанализа, социального бихевиоризма, гуманистической психологии. Побудителями активности личности в социальном пространстве, согласно указанным направлениям, выступают: «динамизм желания», то есть интеграции человеческих характеристик поведения, сложной системы мотивов, «заставляющих нас взаимодействовать с другими или избегать контактов с ними» (Г.С. Салливан); «социальный интерес – врожденная способность к сознательному развитию» (А. Адлер); взаимодействие между личностью и окружающей средой как подход «взаимного детерминизма» (А. Бандура); «нахождение и осуществление смысла жизни как двигателя социального поведения» (В. Франкл); «способность к самоуправлению, формирующая стремление к самореализации» (К. Роджерс).

В научных трудах по теории социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Триодина, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко и др. установлено, что процесс становления и формирования социальной позиции личности происходит не пассивно, а в результате активного взаимодействия ее с окружающей культурной средой.

Проблемные вопросы, связанные с формированием представления о предметном поле исследований социально-культурной деятельности как основы реализации социально-культурной активности личности, нашли отражение в работах Ю.П. Азарова, Г.М. Бирженюка, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, А.П. Маркова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой и др. В исследованиях этих ученых раскрываются ведущие направления функционирования социально-культурной педагогики, в том числе ее технологический и культуротворческий аспекты.

Вопросам изучения культурных ценностей личности как одного из ведущих компонентов структуры социально-культурной активности в пространстве социума посвящены работы Т.И. Баклановой, В.Г. Бочаровой, В.П. Исаенко, И.С. Кона, Г.Н. Новиковой, Д.А. Леонтьева, В.С. Садовской, Е.Ю. Стрельцовой и др.

Самостоятельную группу составляют работы, изучающие общекультурные процессы гуманистической парадигмы современного образования, прежде всего в сферах: социально-культурной анимации (Н.Н.Ярошенко), культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова), социально-культурной реабилитации (О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова), социокультурного менеджмента (Г.Н. Новикова, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков), профессиональной подготовки студентов в области культуры и искусства (Р.З. Богоугодинова, Н.К. Бакланова, Л.С.Зорилова, А.Г.Казакова, Ю.М.Лагусев, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Т.К. Солодухина, В.И. Черниченко, Т.В. Христидис и др.), а также общей педагогики (Б.С. Гершунский, Д.Н. Никандров, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.).

Значимыми для исследования социально-культурной активности личности стали труды ученых, занимающихся вопросами истории, теории и методологии социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Д.М.Генкина, В.З. Дуликова, И.Н. Ерошенкова, Е.М. Клюско, Е.В. Литовкина, Н.Ф. Максютина, Г.Я. Никитиной, В.Е. Новаторова, В.М. Рябкова, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.

Научные исследования в области культурологии и социологии, выполненные Л.А. Акимовой, А.С. Ахиезером, Э.А. Баллером, И.М. Быховской, Е.И. Григорьевой, А.Ф. Лосевым, Э.С. Маркаряном, В.М. Межуевым, Б.Г. Мосалевым, Э.А. Орловой, В.В. Разумным, С.Г. Струмилиным, А.Я. Флиером и др., использовались при рассмотрении таких проблемных вопросов, как: социокультурная ситуация и ее типология, закономерности развития культурных процессов в обществе, соотношение свободного и рабочего времени личности в современном социуме и т.д.

Анализ работ российских и зарубежных исследователей показывает, что в социальной философии, психологии и педагогике обстоятельно изучены различные аспекты становления и развития личности, ее социальной активности. Вместе с тем необходимо признать, что недостаточное внимание обращено на структурное рассмотрение данного процесса в культурной среде, хотя значимость как раз такого научного разбора акцентируется многими учеными. Практически отсутствуют работы, в которых исследуется структура социально-культурной активности, а также ее роль как личностного качества в моделях социально-культурной деятельности: профессиональной и любительской.

Таким образом, актуальность проблемы, низкая степень ее разработанности определили тему диссертационного исследования: «Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход».

Объект исследования – социально-культурная активность личности.

Предмет исследования – процесс формирования социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования на основе структурно-функционального подхода.

Цель диссертационного исследования: разработка научной концепции социально-культурной активности личности, построение и апробация её педагогической модели на основе структурно-функционального подхода.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

‑ раскрыть сущность социально-культурной активности с общенаучных методологических позиций;

‑ конкретизировать основы методологии структурно-функционального подхода применительно к формированию социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования;

‑ разработать типологию социально-культурной активности как системного качества личности;

‑ выявить особенности историко-педагогического генезиса социально-культурной активности личности в парадигмах теории социально-культурной деятельности;

‑ определить структуру социально-культурной активности личности, проследить её изменения в контексте профессионально-педагогической деятельности учреждений культуры и образования;

‑ привести в систему функции социально-культурной активности личности, конкретизировать их видовую дифференциацию;

‑ раскрыть деятельностную основу формирования социально-культурной активности личности;

‑ разработать модель социально-культурной активности личности, описать её основные признаки с позиций структурно-функционального подхода;

‑ охарактеризовать закономерности формирования социально-культурной активности личности, подтвердить их способность обеспечивать качественное функционирование модели в педагогическом процессе;

‑ разработать и экспериментально апробировать авторскую технологию формирования социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования.

Для достижения теоретического осмысления промежуточных результатов при реализации сформулированной цели выдвинута совокупность гипотетических утверждений. Использование структурно-функционального подхода к процессам формирования социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования способно быть продуктивным, если:

‑ приобретет поэтапный характер, началом которого станет выявление историко-педагогического генезиса данного понятия и специфики основных противоречий, содержащихся в его сущностной основе;

‑ основной структурой социально-культурной активности личности станет внутренняя структура, обеспечивающая актуализацию ее прямых и опосредованных функций в педагогическом процессе учреждений культуры и образования;

‑ ведущими факторами динамики структуры выступит «горизонтальная» и «вертикальная» дифференциация функций социально-культурной активности личности в профессиональной и любительской социально-культурной деятельности;

‑ построение модели социально-культурной активности личности произойдет в соответствии с ведущими принципами социально-культурной деятельности, а также с использованием выделенных из внутренней и внешней структуры понятийных пар;

‑ авторская технология формирования социально-культурной активности личности предстанет как совокупность содержательных характеристик психолого-педагогических критериев, показателей, фиксирующих уровни социально-культурной активности личности, а также способов организации закономерной последовательности пропедевтического, конструктивного, интегрирующего этапов эксперимента, имеющих четко обозначенные задачи.

Методологической основой исследования являются целесообразно обоснованные представления о культурфилософской антропологии, в центре которой находится человек в единстве его существования, развития и творчества; о структурно-функциональном подходе как направлении общенаучной современной методологии с обобщенным комплексом мировоззренческих представлений о познании социальной действительности; о целостности полисубъектного, личностного и деятельностного подходов, основанных на принципах гуманистической психологии и педагогики. Основополагающим методологическим источником исследования выступает научное положение о развивающейся сути социально-культурной деятельности, понимаемой в технолого-педагогическом ракурсе, ориентированном на рефлексивное осмысление функционирования личности в конкретной социальной ситуации с целью приобщения к культурным ценностям.

Теоретическую основу исследования составляет комплекс научных идей, нацеленных на объяснение сущности социально-культурной активности личности, прежде всего «серия» представлений о личностных смыслах (А.Н. Леонтьев и его последователи), эмоциональном тоне (П. Вилюнас), социальной установке (П.Н. Шихирев), организации коллективных творческих дел (И.П. Иванов), социально-культурной анимации (Н.Н. Ярошенко). Реализация содержания указанных идей в диссертации связывается с особенностями используемых в психолого-педагогических науках понятий «личность», «социальный опыт», «технология», «взаимодействие», а также с системой знаний о теории социально-культурной деятельности, которая напрямую способствует конкретизации понятия «социально-культурная активность».

В соответствии с логикой диссертационного исследования в процессе работы использовались теоретические и эмпирические методы.

Теоретические методы содействовали уяснению, систематизации научно-педагогических фактов, используемых для выводов, заключения; установлению взаимосвязей между понятиями «социально-культурная активность», «социально-культурная деятельность», «социокультурное взаимодействие».

Анализ и синтез позволили разложить понятие социально-культурной активности на элементы, затем, соединив их в новое целое, рассмотреть выделенные элементы в их общем развитии, установить генетические, трансформационные и другие виды связей между ними; вывести закономерности формирования социально-культурной активности личности, мысленно проникнуть в их первооснову. Применение сравнительно-исторического метода способствовало получению представления о теоретической составляющей истории изучаемого понятия в педагогических парадигмах теории социально-культурной деятельности. При обобщении социальных, психолого-педагогических фактов с целью выведения рабочих гипотез, связанных с организацией опытно-экспериментальной работы по апробированию авторской технологии формирования социально-культурной активности личности в педагогическом процессе учреждений культуры и образования, использовался метод индукции. Процесс выведения определений понятия социально-культурной активности личности из совокупности ряда утверждений, прежде всего педагогического плана, осуществлялся на основе метода дедукции. Метод восхождения от абстрактного к конкретному явился в исследовании фактором отнесения данного понятия к терминологическому ядру научных понятий теории, методики и организации социально-культурной деятельности. При изучении влияния закономерностей формирования социально-культурной активности личности на функционирование ее модели использовался метод идеализации; также применялся метод теоретического моделирования.

Эмпирические методы (выборочное прямое наблюдение, анкетный опрос, педагогический эксперимент, авторские тесты, экспериментальная педагогическая беседа, методика самоэкспертизы, метод незаконченного предложения, профессионально-творческие задания, статистический анализ педагогической информации) создали основу для последующего теоретического разрешения проблемы применения структурно-функционального подхода к исследованию процессов формирования социально-культурной активности личности путем осуществления опытно-экспериментальной работы, научного рассмотрения результатов деятельности участников педагогического процесса учреждений культуры и образования, изучения и систематизации накопленного педагогического опыта в истории и теории социально-культурной деятельности.

Среди формализованных методов проработки психолого-педагогической документации использовался контент-анализ, который позволил получить достаточно обширную информацию о сущности понятия социально-культурной активности личности на основе анализа текстов периодических изданий, учебных пособий, учебников, диссертационных работ, а также сочинений студентов на заданные темы, ответов на открытые вопросы анкет. На основе методики факторного анализа выделены переменные данного понятия: социально-культурная инициативность и социально-культурная исполнительность.

 

На правах рукописи

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.