Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность 3 страница






Да, другие. Я хотел спросить вас об этом, но как-то не решился…

– Знаете, меня это тоже сначала удивило. Книги – я имею в виду. Мне было странно их писать. Я внутренне сопротивлялся. Мне не хотелось говорить о «плохом». Когда я думаю о человеке, я думаю только о его внутреннем Свете, Но потом я вдруг понял, что я просто не имею право отказываться. Это как испытание. Я должен записать это. Я должен участвовать. Книги о Скрижалях – пробуждают. Они несут в себе Свет. Они задевают лучшие струны твоей души. Замечательно! Очень приятно. Хочется еще и еще…

А книги о Печатях, напротив, словно бы спрашивают с пробудившихся?

– Вы абсолютно правы!

В христианской традиции говорится, что со вторым пришествием Христа произойдет воскрешение мертвых. Это хорошая новость. Но есть и плохая – далее состоится Страшный Суд. И там будут спрашивать – как следует и за все. Книги о Печатях – спрашивают, да?

– Они словно бы говорят: «Ты стараешься быть лучше других? Похвально. Но ведь это только потому, что ты хочешь власти». Эта тема звучит во «Всадниках тьмы».

Или «Вавилонская блудница». «Ты любишь? – спрашивает эта книга. – Прекрасно! Но ведешь себя как захватчик, как насильник?» Эгоизм может скрываться под любой маской. В том числе и под маской любви. Да, это правда.

В «Иди и смотри» речь о зависти. Страшная тема. Мы склонны приписывать успехи других людей – случайностям. Мы говорим: «Просто им повезло!» Тогда как собственные успехи мы считаем нашей личной заслугой. Почему так? И ведь любое злорадство – это зависть. Злорадствуя, мы закрываем себе путь к радости. Мы уже не можем радоваться чужим успехам, мы лишаемся и собственной устремленности. Это духовное самоубийство.

Это первые три Печати. Но ведь их должно быть семь, насколько я понимаю. То есть это далеко не полный перечень наших «грехов»?

– Пока я лишь знаю что есть и четвертый. Но об остальных… Возможно, их только четыре. Кто знает?

И все-таки… Может быть, не стоило говорить об этом? Может быть, действительно лучше говорить о хорошем, о Свете?

– Как можно сделать дом чище, не вычистив его от грязи? Кто-то боится замараться во время уборки? Кому-то не хочется видеть себя «с неудачного ракурса»? Кому-то кажется неправильным говорить о неправильном? Что ж, я вижу в этом стремление быть лучше других, то есть желание властвовать, эгоизм и плохо скрываемую зависть. Кто-то уже отрапортовал о качественной уборке и чистоте своего жилища? Спросите у него, знает ли он, что такое грязь? Пусть перечислит ингредиенты. Если он не ответит вам на этот вопрос, может, те даже не заходить в его дом. Уверяю вас, вы испачкаетесь.

А что вы посчитаете «чистым домом»?

– Понимаете, легче всего справиться с Всадниками, уронив на зону сгущения Тьмы атомную бомбу. Но Тьма только этого и ждет. Она в выигрышном положении. Одни готовы закрыть на Нее глаза и сказать: «Нет, это неправда. Мне неинтересно». Другие, напротив, настроены воинственно и непрочь воспользоваться средствами Тьмы в борьбе с Тьмой. Надо ли говорить, что мы проигрываем в любом случае?

Единственный способ победить зло – это идти ему навстречу. Без страха, без сомнений. И не потому, что тебя загнали в угол, а потому что ты не можешь иначе. Не можешь – ни бежать, ни сдаться, ни закрыть глаза, будто ничего нет. В тебе Свет, и ты идешь через Тьму к Свету. Так закаляется чистое сердце. И только чистое сердце может пройти через мглу ада, не оступившись. Это чистое сердце – Данила. Я учусь Свету, глядя на него.

Если вы позволите, я скажу свое мнение… Когда я читал новые книги – о Печатях, я погружался в текст. Круговерть, напряжение. И вдруг в какой-то момент – как озарение. Я начинал понимать, что движет всеми этими людьми, вашими героями. Очень личное переживание. Меня потрясало то, что я чувствовал. Я видел словно под увеличительным стеклом – их внутреннюю жизнь, их страхи, их боль, их отчаяние. Я видел их порок, я понимал его. И главное, я слышал в вашем тексте их самооправдания. Чудовищные – страшные и правдивые одновременно. Я понимаем, что они думают и как они думают. И поэтому я внутренне не осуждал этих людей (наверное, это было бы неправильно), но с другой стороны – для меня этот опыт. был как прививка. Я как бы внутренне освобождался от этих «грехов». Словно, я не знаю, санация… Очищение.

– Можно я добавлю?

Конечно. Разумеется…

– Но это срабатывало только в тот миг, когда вы находили в себе частицу, зерно этого «порока», да? Когда вы принимали его как часть себя…

Да, точно! Когда я отождествлялся с героем! Хоть чуть-чуть, даже чем-то одним – движением, образом, словом. Благо вы даете полную возможность! Конечно, я видел параллели! Сначала пугался, временами мне было даже стыдно, но…

– Я скажу вам сейчас что-то очень важное. В сущности, конечно, ничего особенного, но задумайтесь. Среди прочих, ко мне приходили десятки писем, в которых люди говорили: «Анхель, Скрижаль во мне! Анхель, я чувствую в себе Свет!» Но ко мне не пришло ни одного письма, в котором бы говорилось: «Я чувствую, что у Тьмы есть все шансы завладеть мною». Понимаете? И это тоже правда. Горькая правда о человеке.

Вы писали мне, что вас постоянно спрашивают: «А правда ли то, что написано в книгах?» Забавно. Многие думают, что они хотят правды. Но понимают ли они, что есть правда? Что правда – она большая. Большинство из нас хотели бы знать только часть правды. Ту, что была бы нам приятна, которая бы нас «устроила». Немногие готовы принять всю правду. Но правда бывает только такой – полной. «Полуправда» – это блеф.

Розовые очки – это страшное оружие Тьмы. Если вы не замечаете зла, вы потворствуете злу. Если вы не видите его в себе, вы служите Тьме. Я прочувствовал это, когда писал «Всадников», «Вавилонскую блудницу», «Иди и смотри». Я прожил собственное стремление к власти, собственный эгоизм, собственную зависть. Тебе кажется, что ты все думаешь и делаешь правильно, что в тебе нет и тени зла. Но…

Но это уловка.

– Абсолютно. Это уловка. И я борюсь с этим. И все мы должны бороться. Когда я говорю «все» – я имею в виду людей, для которых слово «Свет» это не пустой звук. И говорю о тех, кто готов разбить розовые очки, чтобы быть в правде и следовать правде. Может быть, кому-то это и безразлично, но в конце концов я хочу узнать седьмую Скрижаль. Я хочу этого. А не пройдя через ад Печатей, я этого не узнаю. И если те, о ком я говорю, составят мне компанию, нам всем будет легче.

Если же вы хотите знать правду, нужно запастись мужеством, потому что вам придется заглянуть во Тьму. И тут только одна защита – твоя личная вера в победу Света. Мы говорили с вами о вере. Я думаю, мы должны верить в победу Света. По-настоящему, искренне. Ведь это еще не определено. И определится ли, не будь в наших сердцах этой веры, этого мужества? Все зависит от нас. От нас с вами. От каждого.

 

Тайна Печатей – это как очная ставка. Очная ставка с самим собой. Очищение. Кому-то, быть может, кажется, что эти книги несут в себе отрицательную энергию. Но это неправда. Они рассказывают об отрицательной энергии, а рассказывать и нести – это совсем не одно и то же. И как ночь темна более всего перед рассветом, так и чуткие души чувствуют в своих сердцах Свет, когда читают книги Анхеля де Куатьэ. Они душой, своей надеждой содействуют Свету.

Узнаем ли мы обо всех Печатях? Узнаем ли мы седьмую Скрижаль?

Я думаю, это зависит от нас. Просто это нужно понять…

 

Анхель, а ваши герои, они реальны?

– Вы шутите?

В каком смысле? Нет, я не шучу. Я спрашиваю.

– Но вот я сижу перед вами. Я реален?

Да.

– Вы знаете Андрея лично, вы же издаете его книги. Почему я пришел именно к вам? Ну и… Он реален?

Да, но…

– И точно также реален Данила. А что? Что вас смущает?

Насколько мне известно, Андрей не участвует в ваших поисках. По крайней мере, физически… Это невозможно.

– Мне кажется, вы до сих пор не поняли главного. Вот ответьте мне на один вопрос. Вы сами сейчас путешествуете по Вселенной?

Я? Нет. Я сижу здесь, в своем кабинете.

– А то, что этот кабинет находится в здании, а здание стоит на земле, а земля – это не просто кусок почвы, а планета Земля, и эта планета сейчас бороздит Вселенную, вам в голову не приходило?

Да, это так. Но…

– Сейчас вы путешествуете по Вселенной. Да. Только вы не отдаете себе в этом отчета. Но это правда. Так и есть.

Ну, в целом, да. Вы правы.

– И теперь вы говорите мне: «Андрей не участвует в поисках физически». Что значит «физически»? Вы сейчас физически бороздите Вселенную. Это правда. Андрей, на духовном плане, является Паромщиком. «Физически», как вы выразились, он просто оказывает людям психологическую помощь. Но вопрос ведь не в том, что он делает «физически». Вопрос в том, какую помощь вы способны от него принять. Вы можете принять от него психологическую помощь и ограничиться этим. Но если вы задействуете духовный план, он перевезет вас с одного берега на другой. Если вы понимаете, о чем я вам говорю… Два берега реки по имени Судьба.

Когда-то, в самую тяжелую минуту, он сказал мне: «Поверь – то, что любой психолог назовет твоим изъяном, я считаю твоим исключительным даром. Просто пойми это. Прими этот дар. Не отказывайся». Вот и все. Буквально одна фраза. Но она перевернула всю мою жизнь. До того момента я был скитальцем, несчастным человеком, заплутавшим в трех соснах. Но услышав это и уединившись, чтобы осмыслить услышанное, я стал свидетелем. А сам Андрей – только Паромщик. Он не понимает, какой силой обладает и что делает на духовном плане. И это естественно – Паромщик не знает ни того, ни другого берега. Он между. И в этом его предназначение…

Вы об этом писали, когда рекомендовали мне «Книгу Андрея»?

– Да, абсолютно. Сам Андрей уверен, что он написал «философский текст», «просто философский текст». Он не видит его с духовной точки зрения. Но в этом нет его вины. Его предназначение – говорить на «понятном языке» о том, что не может быть понято разумом. Его предназначение парадоксально, как и все истинные предназначения. Впрочем, разумом его «Книгу», конечно, понять можно. Я видел многих, кто воспринимал ее как «полемику с Ницше» и отдавал ей должное именно в этом качестве. Но, если вы смотрите на нее как на философский текст, вы и видите только философский текст. Чтобы воспринять духовное откровение этой «Книги», нужно читать ее душой, а не рассудком.

Вчитайтесь, попытайтесь понять. Никому прежде не удавалось так рассказать о смерти, притаившейся в наших сердцах.

Каждая наша мысль, каждый поступок, каждое чувство – во всем этом живет смерть. Но «нет смерти в смерти, смерть только в жизни – смерть», – говорит герой «Книги Андрея». Да, мы много думаем, но мы мало рефлексируем. Мы можем объяснить себе свое поведение, но знаем ли мы его истинные причины? Знаем ли мы, как глубоко сидит в нас червь страха? Андрей открывает нам эту горькую правду. И не только открывает, он и указывает путь. Отдает ли он отчет себе в том, каково истинное значение его труда?.. Какая разница? Главное, что он это делает.

С трудом, но, мне кажется, я понимаю, о нем вы говорите. Могу ли я переформулировать это так? У ваших героев есть реальные прототипы, и более того, в реальной жизни они делают то, что описано в ваших книгах. Но в реальной же жизни то, что они делают, выглядит иначе.

– Да. Но это еще не все. Мои книги не о конкретных людях, они о человеке. Человек – это загадка. Это своего рода матрешка, состоящая из трех «куколок». Человек – это одновременно и дух, и собственно человек, и здравый смысл. Это как бы три разных мира. Если превалирует один из них, то неизбежно возникает дисгармония. Когда я рассказывал о Балансе Силы, я думал именно об этой гармонии – духа, человека и здравого смысла.

Если вам кажется, что все в книгах – чистая, «физическая», как вы сказали, правда, в вас больше духа, чем всего остального. Если же вы думаете, что эти книги о людях, если вы читаете их, как психологические романы, в вас больше человека, нежели всего остального. Если вы полагаете, что все это сплошной расчет и «задачка», то здравый смысл погубил в вас живое – и ваш дух, и вашего человека.

Правильно ли я понимаю, что есть разные способы прочтения ваших книг?

– Конечно. Но сейчас я говорю не об индивидуальных способах – кто-то заметил то, кто-то – это, кому-то понравилось – то, кому-то – другое. Нет. Я говорю о том, каково ваше отношение к прочитанному в целом. Если вы верите в книгу, как ребенок в существование Деда Мороза, то вы – «Анхель». В вас господствует «мистицизм». Если вы смотрите на эти книги только как на книги – о людях, о любви, о ненависти и так далее, то вы – «Данила». В вас господствуют «человеческие ценности». Если вы скептичны, разбираете все по элементам, раскладываете по полкам и анализируете, вы – «Андрей». То есть в вас господствует «рассудочность». И то, и другое, и третье не страшно. Но истина открывается лишь в момент, когда все три ваши составляющие, три ваших «героя» – «Анхель», «Данила» и «Андрей» – становятся одним.

Это и есть седьмая Скрижаль?

– В книгах между «Анхелем», «Данилой» и «Андреем» есть постоянное напряжение. Они не понимают друг друга, потому что воспринимают действительность по-разному. Но они любят друг друга, они принимают друг друга, они не спорят, они лишь высказываются и пытаются слышать. Что должно произойти, чтобы они стали одним?.. Вы спрашивали меня о седьмой Скрижали. Я ответил.

Получается, что ваши книги – это еще и испытание для каждого из ваших читателей?

– Мне не нравится слово – «испытание». Никто не проводит никакого исследования. Но если читатель готов что-то узнать о себе… Это как тест – личный, индивидуальный. Полная конфиденциальность гарантирована. Люди видят то, что видят, а не то, что есть. С помощью этих книг вы можете узнать, что видите лично вы. Эти книги – лишь несколько белых листов с разлитой по ним черной краской, завернутых в картонную обложку. Ничего больше. Таинство начинается дальше. Таинство самопознания, самоидентификации. Вот, что может происходить…

Вы открываете книгу и понимаете, что перед вами откровение. Вы верите каждому слову. Вы уверены, что все происходит именно так и никак иначе. Теперь закройте книгу. Посмотрите. Перед вами лишь несколько листов белой бумаги, замаранных черной краской, в картонной обложке. «Вы очень хотите верить, – говорит вам книга. – Вы хотите найти источник знания и спасения, который внесет в вашу жизнь определенность и обеспечит вам защиту». В вас выбирает не сердце, а ужас. Вам следует читать эту книгу, думая о «Даниле» и «Андрее».

Вы открываете книгу и понимаете, что вас «обманули». Вы сомневаетесь во всем. Вам кажется, что это «коммерческий проект». Вы сравниваете его с «аналогичными» «коммерческими проектами». Вы думаете о том, как устроен текст, как выстроен сюжет, чем достигается психологическое воздействие на читателя. Вы видите разные «умные мысли» и пытаетесь установить их «авторство». Закройте книгу. Перед вами обычная книга – белая бумага, черная краска и обложка. «Вы не доверяете миру, – говорит в эту секунду книга. – Вы полны сомнений и бесконечно далеки от себя. Вы защищаетесь рассудком, в вас – ужас. Вы несчастны, потому что заглушаете голос своего сердца».

Откройте книгу снова, прислушайтесь к «Анхелю» и «Даниле».

Вы открываете книгу и понимаете, что любовь – это самое главное, что честность – это непременное условие подлинных отношений, что ненависть разъедает только собственное сердце. И так далее, далее. Вы сочувствуете героям, вы понимаете их. Вы сострадаете им и болеете за их судьбу. Закрывайте книгу, пора посмотреть, что сказала вам книга. А она сказала вам: «Вы ищете простого счастья. Вам хочется, чтобы все в вашей жизни устроилось. Вам страшно, что эта ваша мечта не осуществится. И вы бросаетесь к людям, надеясь, что они вам помогут. Вы ищете других, но не себя». Открывайте книгу, послушайте «Анхеля» и «Андрея». Они скажут вам что-то, что вам очень нужно знать.

Десятки людей рассказывали мне о моих книгах, даже не догадываясь, что я их автор. Поверьте, они рассказывали мне о себе, а не о моих книгах.

И все же насколько буквально нужно понимать Скрижали?

– То, что я написал в книгах – обычная вещь. Знание не предназначено к тому, чтобы его формулировать в конкретных словах. Вот например, есть Тора и есть ортодоксальные евреи, которые понимают ее буквально – по субботам не двигаются с места, носят шляпы в жару и бреют женщин. Но есть и каббалисты, которые говорят: «Понимать десять заповедей, данных Моисею, как приказы, – это ошибка. В этих заповедях зашифровано сообщение, не имеющее ничего общего с буквальным значением библейских строк. „Десять Заповедей“ – иносказательный термин, который обозначает Десять Сефирот и духовную энергию». Кто-то, вероятно, думает о моих книгах, как ортодоксальные евреи о скрижалях Моисея. Но те, кто способны смотреть поверх очевидного смысла, увидят в них что-то совсем иное, нечто значительно большее.

 

* * *

 

Из детских сказок мы узнали, что есть Добро, а есть – Зло. И еще мы узнали, что Добро борется со Злом. Борется и всегда побеждает. Когда мы были маленькими, мы переживали и боялись за Добро. А вдруг Зло все-таки одержит верх?.. Но потом мы привыкли к тому, что Добро всегда выигрывает. И мы потеряли интерес к этой борьбе. Нет «интриги», нет «экшена». Финал предрешен и известен. Скучно.

И я думаю, в ту самую минуту мы начали умирать. Мы вступили на дорогу смерти, когда нам подумалось; «Да нет, там все будет нормально. Можно не волноваться. Все само как-нибудь решится. Добро всегда выигрывает». Привычка верить в победу Добра – милая, хорошая привычка – сыграла с нами злую шутку. Мы внутренне дистанцировались, стали сдержанны и равнодушны. Мы дезертировали.

А что если залог сказочной победы Добра над Злом был именно в том нашем детском беспокойстве, в страхе за судьбу Добра? В той нашей детской вере, решимости, надежде? Что если Добро могло противостоять Злу только потому, что мы болели за него,

стояли на его стороне, сами боролись? Вы же помните, как это было.

Возможно, кому-то покажется это наивным, даже смешным, но я скажу то, что думаю. Во взрослом мире слишком мало добра, слишком. Все мы хорошо это знаем. Добро во взрослом мире – диковинка, странность, артефакт. Но не потому ли, что в какой-то момент нам стала безразлична эта борьба? Не потому ли, что мы стали к ней равнодушны? Не потому ли, что нам стало просто скучно?

Книги Анхеля де Куатьэ разбудили нас. Тех, кто еще был способен очнуться. Будда – значит «пробужденный». Христос символизирует собой второе рождение, акт святого воскрешения. И сейчас, во время разговора с Анхелем де Куатьэ, я лишний раз убедился – его книги для тех, кто готов пробудиться. Пробудиться для новой жизни. Жизни, в которой Добро побеждает Зло. Но не потому, что так принято или заведено, а потому что чуткое, великое сердце надеется и болеет за Свет.

 

Жизнь

 

Анхель де Куатьэ – самый странный, самый загадочный человек из всех, что встречались мне на жизненном пути. И это не преувеличение. Ничуть. Это истинная правда. Он – тайна. От Анхеля исходит внутренний свет – чистый, яркий, одаряющий. Кажется, что ты говоришь не с обычным с человеком, а с человеком из какого-то параллельного мира. Он словно проходил мимо, заметил тебя и заглянул в твой мир. Не зачем. Просто чтобы улыбнуться, поддержать, чтобы дать надежду и силы.

Не знаю, возникает ли это ощущение у читателей Анхеля де Куатьэ, но лично меня оно не покидало на протяжении всей этой беседы – Анхель рядом, он настоящий, и он знает об этой жизни что-то сокровенное, нечто, способное превратить ее в счастливое путешествие.

 

Анхель, а могу я задать вам несколько вопросов, которые напрямую не связаны с вашими книгами?

– Пожалуйста. Если это будет вам интересно.

Разумеется!

– Я завидую вашему воодушевлению! Но неужели вы думаете, что я могу сказать что-то, что в глубине души неизвестно каждому человеку?

Известно каждому? Вы так действительно думаете?

– А вы сомневаетесь?

Нет, не сомневаюсь. Конечно. Но…

– Вся беда в том, что человек мало доверяет себе. Он живет с оглядкой, постоянно озирается, сверяется, сомневается – то ли он сказал, так ли поступил, то ли сделал. А как нужно было? И так далее. В нас живет страх, хотя мы и не замечаем этого. Но все знания, которые нам необходимы, у нас уже есть.

Я пока не понимаю.

– Попробую объяснить на примере книг. Вы согласны с тем, что все возможные слова уже существуют? Вот мы сейчас разговариваем с вами, мы же не придумываем новых слов? Нет. Мы пользуемся теми словами, которые уже есть.

Не придумываем.

– Теперь представьте себе, что у нашей планеты есть информационное поле. В нем есть все слова. А если есть все слова, то есть и все возможные комбинации слов. А если есть и слова, и все возможные комбинации слов, то есть уже и все книги – все когда-либо написанные, что пишутся сейчас, и которые еще только будут написаны после. Все. Чтобы прочесть ту или иную книгу в информационном поле или записать ее текст для других, вам нужно только настроиться на нее. Понимаете? Сосредоточиться на своем вопросе, почувствовать вибрации и стать тем чистым листом, на который она ляжет.

Возможно, все это кому-то покажется чистой фантастикой, но это действительно так. Информация начинает поступать к нам немедленно, как только мы способны четко поставить вопрос и готовы принять честный ответ. Сейчас я рассказал вам о книгах, но то же самое происходит и с любыми другими знаниями. Они тоже вокруг нас, они принадлежат общему пространству смысла, в котором существует человечество. И единственный способ сделать эти знания своими – настроиться. Открыться тому знанию, которое ищешь, и стать его свидетелем. Вот и все.

Вы грозите оставить меня без работы, – пошутил я. – Если все начнут читать книги в информационном поле, то издательства придется закрыть.

– Это вряд ли. Наш доступ к знаниям закрыт теми внутренними ограничениями, которые есть у каждого человека. Подавляющее большинство людей находятся во власти предрассудков. Это предрассудки самого разного характера и свойства. Чтобы выжить в окружающем мире, мы должны мыслить практично – что выгодно, что невыгодно. Чтобы не потеряться в нем, мы должны мыслить противоположностями – право и лево, плохо и хорошо. Наконец, само наше познание – это анализ, то есть разделение целого на части. И все это – наши внутренние ограничения. Но ведь истина никак не связана с нашим желанием выжить. Поэтому для нее все эти ухищрения, уловки нашего ума – лишь препятствия и предрассудки.

Как преодолеть эти внутренние ограничения?.. Для этого и нужны умные книги. Писатели, мыслители – это точно такие же люди, как и мы с вами. Только у них больше внутренней свободы и меньше внутренних ограничений. В этом весь секрет творчества – человек, более свободный внутри, получает доступ к Красоте и Истине. Гении воспринимают Красоту и Истину, ощущают их в обход сознания. Такие люди пишут, создают произведения искусства, просто красиво и глубоко мыслят. Это правильно – учиться у них. Ведь читать умные книги – это значит учиться у свободных людей своей собственной внутренней свободе. Свободе думать, свободе творить, свободе жить.

Я писал вам несколько месяцев назад, но вы не ответили. Как вам видится идея моей Библиотеки?

– Я очень рад! Честное слово.

Я подумал о возможности такой Библиотеки, когда получил от вас Книгу Андрея. Мы написали на обложке – «Притча о Человеке». И мне захотелось создать целую Библиотеку книг о Человеке.

– Это потрясающая идея! Ведь так вы объедините книги, которые редко стоят вместе на книжных полках. В магазинах книги делят по «разделам», а не по смыслу. Когда вы прислали мне список планируемых к изданию книг, я увидел, что хотя все они относятся к разным «разделам», но говорят об одном и том же. Наверное, не всякий читатель художественной прозы регулярно посещает философский и психологический отделы. Но я уверен, что он с удовольствием прочтет философские и психологические книги, вошедшие в вашу Библиотеку. Равно и наоборот. Такой обмен между различными сферами знаний необычайно полезен и важен.

С другой стороны, и ведь не всякий роман рассказывает о Человеке. К сожалению, это и не всякий философ делает, и даже не всякий психолог. А вы собираете именно те книги, которые говорят о Человеке. И как говорят! И хорошо, что вы подробно их аннотируете. Для философских и психологических работ это необходимо, потому что они специальные, здесь нужны пояснения. Но и художественные произведения иногда нуждаются в предложении «точки обзора». Мы ведь заложники стереотипов, и новый взгляд иногда очень помогает взглянуть на известное прежде по-новому. Все это тем более, важно, поскольку происходит в России.

Вы думаете, это важно именно для России?

– Я знаю, что русские люди очень болезненно переживают, когда речь идет об их стране. Одни верят, что у России есть великое предназначение, особая миссия. Другие, наоборот, клянут свою страну – когда видят, что у России много недостатков, что в ней много ужасного, несправедливости, боли. Поверьте, чувства и тех, и других я хорошо понимаю. Но когда я писал в «Схимнике» о России, я имел в виду нечто иное.

Что именно? Мне казалось, вы говорите именно о великом предназначении России?

– В современном мире четыре лидера, четыре сущностных центра. У Запада – Европы, Америки – своя культура, своя цивилизация. У Востока – Японии, Кореи, Китая – своя. Арабский мир – это третий центр, третья цивилизация. И в каждой из этих культур вопрос «о человеке» решен. Да, он решен по-разному, каждый раз по-своему, зачастую диаметрально противоположным образом. Но он решен! Если вы спросите американца – что такое человек? Он вам ответит: «Человек – это личность». Если вы спросите азиата, и он ответит. Только он скажет, что «человек – это представитель общества». В арабских странах вы также быстро получите ответ. Вам скажут, что «человек – это слуга Аллаха». А вот Россия – это четвертый сущностный центр мира – не знает, что такое «человек». Она еще не решила, не приняла решение. Она пока думает. И если найдет правильный ответ, будущее всего человечества изменится. А не найдет…

А вы можете подробнее рассказать, какой он – «человек Востока», «человек Запада»…

– Не продолжайте. Я не хочу говорить об этом. Бессмысленно обсуждать ошибки. А пока другого у нас нет. Нет цивилизаций, где люди по-настоящему счастливы. Внутри себя. Понимаете?.. Внутри. Таких цивилизаций нет. И следовательно, на вопрос «о человеке» они не дали правильного ответа. Правильный ответ нам только предстоит услышать. Мне бы очень хотелось, чтобы люди в России поняли, насколько велика их роль. Поэтому, когда вы начали подбирать серию книг «о Человеке», готовить свою Библиотеку, я не мог реагировать иначе – только поддержкой. Вы не навязываете никаких мнений, но вы показываете всю палитру. Думающие люди задумаются. А те, кто задумаются, те и узнают правду.

Спасибо! Я очень рад, что вы меня поддержали. Я боялся…

– А вы не бойтесь. Если то, что вы делаете, идет от души – чего бояться?

Но разве люди не делают «от души» ничего скверною? Как в известной шутке: «Они жили душа в душу. То он ей в душу, то она ему в душу».

– Это не от души. Если в вас есть хоть толика ненависти, раздражения, злобы, это уже не душа говорит в вас, это слабость. И даже свет, который вы в себе чувствуете, если он становится «воинствующим» – это уже не душа. И не Свет. Я искренне верю, что в человеке нет Зла как такового. Точнее, все зло в нем наносное. Оно от страха, от зависти, от слабости, от чувства собственной ущербности или несостоятельности. И в этом нет Человека.

Но мы снова возвращается к вопросу о Печатях. Если Зла в человеке нет…

– Я вас перебью. Может быть, самая большая наша беда – это язык. Мы с вами заложники слов.

Они нас путают, они с нами играются. Вот вы сейчас дали прекрасный пример: нет зла, а вроде и есть зло… А давайте подойдем к моим словам по-другому, и вы увидите, что в моих словах никакого противоречия нет. Допустим, что в человеке есть зло, но он с помощью духовной работы от него избавился, что случится с этим человеком? Он умрет, сойдет на нет? Или наоборот, только в этот момент и станет Человеком? Человеком с большой буквы?.. А что станется с человеком, если он избавится от заключенного в нем Света? Как вы думаете?.. Он духовно умрет. Понимаете разницу? Тьма есть в нас, и Свет есть в нас, но мы не Тьма, мы Свет. Тьма есть, но она наносная, это не наша сущность. Наша сущность – Свет. И я пишу о Человеке, о том, кто, избавляясь от наносного в самом себе, обретает самого себя.

В этом и есть смысл жизни – обрести самого себя?

– К сожалению, простые ответы не всегда самые правильные. Если вы не обретете самого себя, что вы можете сделать? Ничего. Вас пока просто нет. Вы ничего не можете предпринять. Поэтому стать самим собой, найти и открыть свой Свет – это только условие, необходимое условие, начальная ступень. Смысл жизни начинается дальше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.